[Главная страница][Оглавление]
Собрание 13 сентября происходило под председательством Н. Ф. Кудинова при
секретаре В. И. Савченкове и при наличии 80 собравшихся делегатов.
Идет продолжение докладов проповедников:
1. В. И. Савченков сказал, что,
горя ревностью к делу Божию, Он,
совместно с другими братьями Я. Я.Третьяковым и известной певицей Евдокией
Прокофьевной Третьяковой, проехал в гор. Кропоткин (бывш. Кавказская), г.
Царицын, Урюпинск, село Пески, г. Балашов, село Рассказово и г. Козлов. Во всех этих местах были сделаны молитвенные призывные
собрания, которые были переполнены. Братья и посторонние были очень довольны
нашим посещением. Ездил также во Владикавказ, где читал лекцию об истории
истинного христианства со времен апостолов и до нашего времени; также были
устраиваемы несколько собраний в
Ессентуках, колонии Карасс и
поселке Водопадском. Желательно, чтобы
дело миссии слова Христова было поставлено
на правильный, разумный
путь, как у евангелистов армии спасения.
2. Я. Н. Степанов из Сибири
говорит о своем посещении Барнаула,
где нашел ужасное состояние общины. Был также в селе Иркутском, Покровке,
Славгороде, Богодуховке и Солдат-Агаче, где пришлось беседовать с адвентистами
7 - го дня и Бога, живого. Везде ощущается великая потребность в
проповедниках.
3. М. Р. Сапронов из Песков Тамбовской г. подтвердил поездку братьев
Савченкова и Третьяковых, произведшим благотворное влияние на общину. Он
провел некоторые молитвенные собрания и было сделано примирение пресвитера с
общиной.
Рассматривается вопрос §6 повестки дня:- „Об отношении общин к военной
службе, ношению оружия и т. д."
Первым докладчиком выступил Н, Ф. Кудинов, сказавший, что Соввласть вполне
лойяльно относилась к молоканам и другим сектантам, предоставив им право освобождаться
через Нарсуды при посредству об'единенных советов религиозных общин московского
и кавказского. Нужно С'езду выработать резолюцию, которая бы шла в контакте с
декретом.
2. И. Я. Галкин читает следующий доклад: „Братья делегаты, около 200 лет, как
оффициально существует учение духовных христиан-молокан в России; учение это
несло мир, братство, любовь, равенство и непротивление злу по учению великого
учителя Иисуса Христа, Стоит лишь перенестись умом в то суровое, мрачное время,
которое переживали наши предки духовные братья. Помещики и духовенство того
времени возненавидели новое евангельское учение, которое для них было очень
невыгодно, в особенности духовенство православной церкви, и последняя стала
придумывать разные гонения против нового учения, так как оно обличало попов в
неправильности их понимания слова Божия, в извращении святой истины и
обременении непосильными поборами. Помещики и попы того времени, чтобы скорее
отделаться от нежелаемого учения, решили принять всевозможные меры против наших
духовных братьев молокан, для чего не давали им земли и переселяли наших
братьев из деревень в отдаленные от родины границы Русского государства:
Сибирь, Кавказ, Закавказье, Бессарабию, Крым и к границам Персии, а также
отдавали без очереди и жребия наших молодых братьев в долгосрочную военную
службу, что было вопреки нашему религиозному пониманию. Долго такое тяжелое и
мрачное время давило наше духовное братство до того времени, как, наконец,,
начальник Закавказского края ходатайствовал перед правительством о заселении
Закавказья русскими людьми, чтобы обрусить туземцев завоеванного Закавказья.
Всем русским переселенцам была об’явлена 50-тилетняя льгота от военной
повинности. Тогда наши братья, духовные христиане-молокане, решили охотно
покинуть свои родные очаги в России и заселили Закавказье. Наши братья просили
защиту и покровительство, у власти, которая вместо защиты приказала выдать
оружие тем, у которых вопреки убеждению, явилось желание защищать жизнь и
имущество. Те же, которые остались верны своему убеждению, не брали оружия,
много пострадали от насилия и грабежей туземного населения. Когда прошло 50
лет, истек срок льготы, тогда царская власть об'явила приказ призвать на
военную службу всех молокан и духоборов Закавказья, из которых многие отказались
от призыва на ванную службу, за что против них были приняты начальством самые
строгие меры. Тогда молокане и духоборы стили искать выхода из тяжелого
положения, хлопотать перед властью через Л. Н. Толстого, Бодянского,
Черткова о переселении их в Америку,
что и удалось. Итак, много наших братьев духовных христиан-молокан и духоборов
оставили свою родину, Россию, и уехали в Америку. Все же остальные наши и
братья, жившие в России, около 2 миллионов людей, отбывали воинскую повинность
наравне со всеми гражданами русского государства. Хотя были немногие, которые
заявляли власти, что, во имя учения великого учителя Иисуса Христа, они
отказываются от оружия и войны, за что они жестоко были подвергнуты испытаниям
и ссылкам. Только революция положила конец этим религиозным насилиям. 4-го
января 1919 года был издан декрет Советом Народных Комиссаров о том, что всякий
призываемый невоенную службу может отказаться от таковой по религиозному
убеждению. Декрет этот пронесся с быстротой молнии по всей России, а в
особенности среди сектантов. Сейчас же появились об'единенные с'езды, и тут же
появилась экспертиза призываемым, и тут же, конечно, появились и
злоупотребления, на что Совет Народных Комиссаров обратил свое внимание: дал
раз'яснение декретом 14 декабря 1920 г., из которого видно, что об'единенные
Советы и экспертизы отпадают; остается право за призываемым, который лично за
себя дает об'яснение с подтверждением двух свидетелей, дающих о призываемом
аттестацию или письмо, удостоверяющую религиозную жизнь призываемого. Народные
суды освобождают призываемого от ношения оружия с заменой таковой санитарной и
обозной и другими нестроевыми должностями. Но есть возможность совершенно
освободиться от службы, при условии, если призываемый перед Народным судом докажет
свою религиозность и подтвердит таковую фактами.
3. А. Д. Кругов докладывает о случаях отказа от военной службы по
религиозным убеждениям и применения декрета Совнаркома.
4. В. Ф. Орешин также указал на необходимость
правильного применения декрета.
5. В. И. Круглов и Г. А. Гаврин
предлагают Сезду согласиться с предложением брата Кудинова.
6. А. М. Васильев указал на
жизненность декрета и правильность его применения.
7. В. И. Савченков в своем докладе
указал на исторический ход выполнения воинской повинности и случаи отказа от
военной службы по религиозным
убеждениям; предлагает
вынести соответствующую резолюцию, определяющую отношение духовных христиан-молокан по этому вопросу и избрать
комиссию для выработки резолюции по военному вопросу.
Предложение принимается. В комиссию избираются Д. В. Зайцев, В. И.
Савченков, И. В. Истомин, И. Н. Рябов, Я. Н. Степанов, И. Я. Галкин и Н. Ф.
Кудинов. (Резолюция эта помещена ниже в отделе резолюций).
На повестке дня §7 „Рассмотрение и утверждение денежного годового отчета
Совета союз а".
Для проверки отчета была избрана комиссия. Результаты проверки,
вынесенные комиссией, Сездом принимаются.
§ 8 повестки дня не обсуждается, так как никаких заявлений ни от кого не
поступало. После некоторых прений постановлено по данному вопросу: каждая
община может руководствоваться на
местах.
Рассматривается §9 „О письменном вероучении духовных
христиан-молокан". Заслушивается доклад И. Я. Галкина, который желает,
чтобы проект вероучения был прочитан автором его В. И. Савченковым.
Предложение Галкина принимается, и В. И. Савченков приступил к чтению
проекта вероучения. После прочтения проекта С'езд приступил к дебатам по
данному вопросу.
1. П. И. Сычев высказался за принятие вероучения, составленного братом Савченковым.
2. И. Я. Галкин — тоже.
3. П. Ф. Лядовских - против утверждения письменного вероучения.
4. Д. В. Зайцев - письменное вероучение нужно утвердить, но не Савченкова,
а выработанное Анфимовым.
5-6. Я. Н. Степанов и Н. Е. Рябов — то же, что и Зайцев.
7. Я. Д. Кругов — за
принятие вообще вероучения.
8. Н. Ф. Кудинов против принятия вероучения ничего не возражает, но
предлагает назвать его: „Справочник по вероучению и советует обсуждение данного
вопроса отнести к § 15-му.
Предложение Кудинова принимается С'ездом, и вопрос о вероучении отнесен к
§ 15-му.
Обсуждается §10 повестки дня: „О поднятии нравственности, духовного
пробуждения среди духовного братства и об устранении всех причин, тормозивших
движение прогресса духовных христианских общин.
1. И. Я. Галкин читает доклад: „Первое предложение — нужно задать себе
вопрос: пало ли наше духовное братство или нет? Если мы не будем закрывать
глаза на истину, то скажем, что у нас есть большая безнравственность и духовная
спячка. Поэтому я хочу сказать: 1) У нас нет организации, 2) —нет общественной
духовно-христианской нравственности, 3) — нет общественных строгих воздействий
на слабых и порочных братьев, 4) отношение передовых старцев и пресвитеров к
слабому братству — слабое. Я хочу сказать по четвертому вопросу. Часто бывали
случаи, что стойких и образцово передовых братьев и пресвитеров, которые во имя
общественной чистоты обличали порочных братьев в их нетрезвой и неправильной
жизни, за таковые обличения их называли грубыми людьми. Часто, чтобы занять
место передового в обществе, некоторые братья делали всякие интриги и заговоры
против пресвитеров старцев; отделялись в другие общества, чем давали полную
возможность пьяным и порочным братьям указывать, в оправдание сего, на наши
недостатки. Очень много по этому больному вопросу, приходилось говорить, делать
общие собрания с протокольными постановлениями. Многие говорят, что у слабых
братьев не надо хоронить, не надо венчать, чем заставить сознаться их в слабой
жизни. Я как случится у слабых братьев то или другое, то туда идут поспешно
незванные старики, которые хотят заслужить благоволение у порочных братьев, и
говорят: „вы как хотите, а мы будем хоронить и венчать у всех подряд".
Из этого видно, что порочным и слабым братьям нет нужды вести себя хорошо,
ибо им кажется, что они далеко лучше других. Такое зло очень много беспокоит
нашу общину, и старцы только разводят руками, видя многие беспорядки в общине.
И так нравственность в наших общинах слабеет.
Теперь я перейду ко второму вопросу, где говорится, что надо устранить все
причины, тормозящие духовно-христианский прогресс; для того, чтобы иметь успех
и духовный прогресс, надо созывать чуть ли не ежегодно всероссийские С'езды, на
которых бы серьезно и обдуманно обсуждать единую, великую нераздельную
духовно-христианскую семью, чтобы наши недоразумения не тормозили в общине.
Необходимо выработать и утвердить общественное богослужение и религиозные
требы, везде одинаковые для всего русского духовного-братства. Предки наши
вывели нас из мрака православия, честь и слава им и вечная память за их
неусыпные труды, что они пробили нам окно из тьмы к божественному,
евангельскому чудному свету, за что многие из них поплатились жизнью. Ввиду
невыносимого труда и разных гонений предки наши не имели возможности оставить
нам своей строгой духовно-христианской организации. Поэтому я предлагаю, братья
делегаты, сериозно отнестись к этому очень важному вопросу; если у нас в
общинах все обстоит благополучно, то об этом не будем говорить и тем тратить
напрасно время, но если у нас есть и накопилось много за эго многолетнее
существование наших братьев разных понятий, предрассудков, суеверий и
толкований, которые мы с годами приняли, сжились и освятили их, и в них же
путаемся, то нам надо теперь же, людям 20 столетия, пережившим и все
переиспытавшим, пересмотреть, видоизменить и ввести единый выработанный
общественный строй богослужения, и тем самым мы дадим широкий размах всем нашим
проповедникам и миссионерам, которые будут проезжать по нашему братству и
другим христианским течениям. Поэтому нужно с доверием отдаться С'езду, где
все вопросы разрешают с'ехавшиеся лучшие люди нашего братства. Что неразрешимо
теперь, на следующем С'езде пересмотрим вновь. Поэтому предлагаю С'езду:
1)надо всеми мерами поддерживать нашу российскую духовно-христианскую
организацию, 2) издавать духовно-христианский журнал, выписывать который вменить
в обязанность каждой общине, и тем самым общины будут знать, что делается среди
нашего духовно-христианского братства, 3) выработать и утвердить правила
воздействия для поднятия нравственности среди нашего духовно-христианского
братства и строго вменить в обязанность проводить в жизнь постановления С'езда.
2. Ф. В. Косицин читает доклад: „Охлаждение общества к религии, неверие в
бессмертие души и разложение самаго общества с каждым днем наблюдается все
более и более. И так не стало уже видно никакой общественности, нет
долженствующего единения, а среди нас наблюдается страшная жизненная
разрозненость взглядов, как на современную, так и на будущую жизнь. Однако,
общество наше в количественном отношении продолжает усиленно расти,
большинство из нас привыкли к современной жизни мира, усвоили соответствующие
этой жизни порядки, и большинство нашей молодежи воспиталось и воспитывается в
условиях мира. Таким образом, наша молодежь уже не может жить той замкнутой
жизнью, какой жила молодежь наших предков. Кто из нас не согласится с тем, что
с течением времени взгляд на жизнь меняется, и современное общество стремится к
культурному усовершенствованию, которому необходима некоторая свобода,
равенство, единение, Невинные разумные развлечения, а этого-то у нас нет, и до
сих пор руководители общества, старцы, наши правители церквей ограничивались
лишь указаниями на худую сторону жизни нашей молодежи, ее распущенность,
невоздержанность и хулиганство, а рациональных мер против этого не принимали и
не пытались даже создать каких бы то ни было просветительных обществ, доступных
нашей молодежи и могущих ее заинтересовать, куда в свободное время она могла бы
пойти и что вполне естественно отвлекло бы молодежь с пути пространного, на
который она нередко вступает. Теперь посмотрим и разберемся, на каком именно
пути находится в данное время наша молодежь. Если нам действительно удастся
проникнуть в тайники темных уголков жизненного водоворота, то глазам нашим
может представиться ужасная и душу потрясающая картина: мы увидим разверзшуюся
перед нами пропасть, нещадно пожирающую невинность души и тела лучшей нашей
молодежи, лишая этим будущее общество лучших здоровых сил. Братья, да неужели,
смотря на эту ужасную и душу потрясающую картину, мы останемся хладнокровными
свидетелями постоянно проходящих мимо нас ужасов жизни? Тогда где же пламенная
любовь, которую с ревностъю проповедуем мы с кафедр наших молитвенных собраний
и где же, где именно места осуществления между нами должной любви? Разве
возможно не ужасаться и хладнокровно смотреть на этот хаос разврата? Кому же
приятно и кто из нас не знает, как молодые люди иногда неприлично держат себя в
молитвенных собраниях? Разве это не разложение общества? И подобные эксцессы
приходится наблюдать все чаще и чаще.
Суммируя все изложенное, невольно приходишь в недоумение и задаешь себе
вопрос: кто же, кто такие молодые люди, ставшие на путь разврата и не умеющие
прилично держать себя в обществе? А это те самые, те молодые люди, которые
воспитываются в нашей среде. Я кто является виновником такого грубого
воспитания, распущенности и разложения? Положа руку на сердце, каждый из нас
справедливым признает, что виновниками такого грубого воспитания современной
молодежи, их развращенности действительно является никто иной, как мы сами.
Итак друзья, к вам призыв. Ведь, невозможно быть свидетелем только что
перечисленных ужасов жизни современной молодежи и остаться безучастными к
погибающим. Нет, нет, мы немедленно и теперь же должны приступить к активному
действию благоустройства нашего общества, а посему давайте рассмотрим: 1) В чем
же именно заключается главная причина разложения молодежи и появления всех
перечисленных ужасов? 2) Где и когда именно получает человек первый толчок к
разврату, какая причина этого и откуда начинается его грязный путь? 3) Какой
способ отвлечения от грязного пути человека на путь благоустройства?
Буду отвечать на 1 и 2 вопросы вместе: —- это отсутствие культурных
учреждений, ведение молитвенных собраний старцами с их традиционным пением, что
не может удовлетворять насущных духовных потребностей молодого подрастающего
поколения. Для примера возьмем молодого человека в городе, тоскливо переживающего
свободное праздничное время. Он безотчетно ищет случая для заполнения жизненной
пустоты, предается размышлениям: куда бы пойти и где бы хотя мало-мальски
сносно провести время? Вышел на улицу и, сам не ведая туда, пошел и вдруг
очутился летом на бульваре, в саду, а зимой, на тротуаре главной улицы, где,
соприкасаясь с совершенно чуждым ему обществом, незаметно для самого себя
увлекается течением этого общества. Направление мыслей его начинает меняться,
рассудок затуманивается, желание сердца принимает совершенно противное
направление. Таким образом, человек без прежде задуманного намерения, попадает
в темную трущобу угара, не отдавая себе отчета, как он туда попал. Но когда
очнется, ему становится стыдно не только самого себя, но и окружающих его стен.
А после второго и третьего подобных случаев, он постепенно свыкается со
смрадом смертоносной жизни, забывая положительно о последствиях таковой.
Наконец, он спускается на самое дно водоворота, где и гибнет в большинстве
случаев безвозвратно.
3. И. П. Иванов сообщает о том, каким образом в Тифлисской общ. поднялась
нравственность — это именно посредством всеобщего примирения и прощения друг
другу. В заключение говорит, что прежде всего нужно поднять нравственность у
старцев, чтобы быть примером для молодежи".
4. Г. Я. Гаврин докладывает о
поднятии нравственности на основании евангелия,
5. Л. М. Васильев указывает на несоответственность своему назначению
руководителей общин, как на причину разложения, а затем на разделение руководителей
между собою, почему и предлагает устранить эти недоразумения. В заключение
предлагает раскрепостить молодежь и произвести чистку членов общины путем
покорности друг другу.
6. Н. Е. Рябов для поднятия
нравственности предлагает при каждой общине иметь духовную литературу, потому
что наука поднимает нравственность человека, а разумная литература убивает
праздное время.
7. Д. В. Зайцев говорит, что нравственность приостановлена, чистота
сердца и души исчезает; необходимо в братьях возбудить религиозные чувства.
Советует дать молодежи полную свободу, допустить нотное пение и вообще не
мешать молодежи в ее благих прогрессивных стремлениях к творчеству.
Председатель
С'езда Н. Ф. Кудинов.
Товарищи
председателя: П. Ф. Шишкин, Ф. В. Косицин.
Секретари: В. И
Савченков, П. Т. Мельников.