[Главная страница][Оглавление]
Среди сектантов стремление к советско-коммунистическому строительству более всего проявляется у духоборов, молокан, ново-израильтян других сектантов-коммунистов, которые, в отличие от церковников, стараются жить, по примеру древних христиан (Деяния IV,32-35), коллективно и даже коммунистически, почему в 1921 году, по предложению В.И. Ленина, Наркомзем и пригласил их к сотрудничеству для устройства образцовых колхозов, а в 1924 году и XIII - и С'езд РКП постановил обратить на таких сектантов „особенное внимание" и „направить их в русло советской работы".
В настоящем очерке я хочу сообщить то, что в этом
отношении делается среди молокан, и о чем мне предали члены всесоюзного Совета
молокан и другие представители молоканской секты, прибывшие в конце прошлого
года в Москву с целью ознакомить Советскую центральную власть со своими
достижениями и проектами и просить ее содействия для более успешного
строительства новой жизни, что они и сделали, представив ей целый ряд докладов,
заявлений и документов, а также много фотографических снимков и два
стихотворения своего поэта Щетинина.
Ознакомившись со всеми этими данными и побеседовав с
этими молоканами, я могу сообщить следующее:
Молокане или, как они себя называют, „духовные
христиане", появились в России около 500 лет тому назад. В настоящее время
число их доходит до двух миллионов. В религиозном отношении молокане считают
себя самыми свободомыслящими христианами, так как они отрицают букву Библии,
толкуя ее духовно, иносказательно, отрицают также все внешнее богослужение, все
обряды и догматы, предоставляя себе полную свободу мыслить о Боге и Христе по
своему разумению: признавать Бога личностью или мировой силой, признавать
Христа Богом или человеком, признавать его воскресенье и другие чудеса
буквально или духовно, иносказательно, и проч.; они признают обязательным для
себя только нравственное учение Христа. Правда, среди молокан, преимущественно
среди пожилых, есть и консерваторы, признающие букву Библии, но таких
становится все меньше и меньше.
В социально-политическом отношении молокане стремятся к
созданию такого строя, в котором не должно быть никакого угнетения и эксплоатации
человека человеком и никакой частной собственности, а все должно быть
достоянием всего трудящегося человечества. Правда, в этом отношении есть
исключения, но с ними энергично борется прогрессивная часть молокан, в том
числе и их Совет.
За все это молокане постоянно были гонимы и ссылаемы в
далекую Сибирь, за Кавказ и заграницу попами и царями, как „еретики",
„немоляки", „безбожники" и „политические преступники". Но как
только Советская власть уничтожила власть их вековых гонителей, — царей и полов,
— и позвала их к сотрудничеству для строительства новой жизни, так тотчас же
они откликнулись на этот призыв и потянулись обратно на свою родину со всех
концов своей ссылки, за что они приносят Советской власти глубокую
благодарность и выражают полную готовность помогать ей в ее стремлениях.
Поэтому молокане на своем всесоюзном С'езде,
происходившем в Самаре с 10 по 17 сентября 1924 г., и приняли целый ряд таких
резолюций, из которых видно, что молокане являются искренними друзьями
Советской власти и усердными сотрудниками в ее советско-коммунистическом
строительстве. Вот несколько выдержек из этих резолюций:
1. „Всесоюзный
С'езд духовных христиан - молокан приветствует декрет отделения церкви от
государства и благодарит Советскую власть за провозглашение свободы совести,
что дало возможность духовным христианам свободно проведывать свое учение, не
подвергаясь, как было прежде, постоянным гонениям со стороны царского
правительства и господствовавшей церкви. Данным декретом раскрепощены
сектантские объединения, и навсегда положен конец гонениям на сектанте» на.
территории СССР".
2. „Мы,
духовные христиане-молокане, собравшись на всесоюзный С'езд со всех концов
СССР, считаем своим долгом выразить
искренно наше пожелание о готовности
оказывать всевозможное содействие рабоче-крестьянской власти в ее
стремлениях".
3.
„По вопросу об
отношении к службе в армии и ношению оружия С'езд
признал: каждому члену духовного христианства, который по своим религиозным
убеждениям признает совместимым с его совестью службу в армии и
ношение оружия, не препятствовать к
выполнению таковой; те же лица, кои по своим религиозным убеждениям и личной
совести не могут носить оружия
и служить в армии, могут воспользоваться существующими по сему вопросу законами,
изложенными в Собрании Узаконений, ст. 537".
4. „Лица,
замеченные в пьянстве, варении самогона, табаководстве и сквернословии,
подлежат порицанию и исключению из
общины".
5. „Перейти
всем духовно-христианским общинам в праздновании христианских праздников на
новый стиль".
6.
„Исходатайствовать право на издание журнала с направлением религиозным и
научно-просветительным". — Издание такого журнала под названием „Вестник
духовных христиан-молокан, орган свободомыслящих христиан" уже разрешено
властью.
7. „Принять меры к созданию всесоюзного сельско-хозяйственного и торгово-промышленного кооперативного об'единения нашего братства"
Молокане говорят, что еще в царское время у них
были образцовые кооперативы в разных городах и селах, особенно на Кавказе, где
и до сих пор славится молоканский хлеб и сыр. В настоящее время число
молоканских кооперативов еще более возросло, и молоканский совет хочет
об'единить их в один мощный союз кооперативов для того, чтобы иметь возможность
производить такие, например, грандиозные работы, как американская мелиорация на
засушливых но богатых прекрасным черноземом землях Поволжья и Донской области,
где .именно молокане и духоборы и начали устраиваться, и где молокане достигли
уже поразительных результатов.
Переселившись в 1922 году с Кавказа, из Карсской
области, в Сальский округ Донской области, 10.000 молокан успели за 2 года
совершенно пустую степь в 50.000 десятин покрыть 39 селами-общинами по 200 —
400 душ в каждой, которые год тому назад об'единились в один кооператив под
названием „сельско-хозяйственное кредитное товарищество об'единенных
молоканских Общин „Серп и Молот", заготовляющее хлеб: пшеницу, рожь,
ячмень и другое зерно, сено, сыры, масло и яйца
Сначала молокане жили здесь в сырых землянках, и от
этого многие из них болели малярией и умирали, а теперь на-половину они живут
уже в домах, построенных ими из самана, кирпича и дерева и покрытых частью
соломой, частью железом и черепицей; через два года все они будут жить в таких
же домах. Они построили 39 школ, из которых, за неимением учителей, действует
пока только пять, в которых; преподавание ведется по советской программе;
устроили агрономический пункт с наемным агрономом, аптеку с наемным фельдшером
дом для конторы, два амбара для ссыпки хлеба, два потребительски; магазину один
кирпично-черепичный завод, три сыроваренных завода, вырабатывающих сыры:
русско-швейцарский, тушинский и бакштейн, десять молочных ферм, вырабатывающих
сливочное масло; приобрели четыре конных пресса для прессования сена, которого
в 1924 г собрали до 200.000 пудов, три трактора и много других
сельско-хозяйственных машин; развели около 1.000 овец, до 2.000 коров, около
1.000 лошадей и много разной птицы.
О мощности этого коллектива и о прочной смычке его с
городом говорит также и следующий факт: прибывшие в Москву, в конце прошлого
года представители этого коллектива
доставили в Маслоцентр 720 пудов
швейцарского сыра своего
изделия на 39.600 рублей (по 55 руб. пуд) и, в свою очередь, купили в
магазине Центрального дома крестьянина
мануфактуры для своего коллектива на 10.000 рублей и в Маслоцентре взяли
масло-сыро-делательных приборов на 7.000 руб.
В 1925 г. предположено обсадить деревьями все дороги,
идущие из села в село коллектива вдоль и поперек на двадцать верст, а также и
улицы в селах, завести питомник плодовых деревьев, построить общую паровую вальцовую мельницу, довести число сыроваренных заводов до шестнадцати, вырыть пруды и артезианские
колодцы, а в будущем прорыть большой
канал от Дона для орошения полей и огородов.
Хозяйственной частью коллектива заведует его правление,
а административной — его сельсовет.
Тринадцать сел-общин, т. е. третья часть всех 39 общин
коллектива носят названия следующих коммунистов: Ленина, Рыкова, Калинина,
Смидовича, Смирнова А. П., Чичерина, Каменева, Одинцова, Голованова,
Орджаникидзе, Яндоловского, Журавлева и Сысоева, которым, почти всем, прибывшие
в Москву представители этого коллектива и показали его снимки, а также поднесли
каждому из них по фотографическому снимку с названных их именами общин. Снимок
с общины тов. Ленина был вручен жене его, Н. К. Крупской, которая сказала при
этом: — Очень жаль, что нет в живых Владимира Ильича. Он был бы очень рад
видеть вас и ваш коллектив на этих снимках.
Товарищи Рыков и Чичерин обещали молоканам
ходатайствовать перед Турецким правительством об уплате им стоимости
оставленных ими в Карсской области построек, садов и инвентаря. Другие
представители Советской власти также обещали им свое содействие. Все они были
очень довольны достижениями этого коллектива, зафиксированными на его снимках,
им представленных, из числа которых мы помещаем здесь три: община Дубовка,
сельско-хозяйственное товарищество „Серп и Молот" и сыроваренный завод.
Из вышеупомянутых стихотворений, отражающих настроение членов
этого коллектива, за недостатком места, приводим здесь только следующие строки:
„В тех степях, где жил
помещик,
Где он буйно пировал,
Где рабов своих покорных
На шальных собак менял,
Здесь теперь в степях привольных
Нет буржуев и рабов,
Тут живет народ свободный
Без нагаек и оков...
Как в
лугах — в коврах зеленых,
Где журчат ручьи весны,
В лучах солнышка купаясь,
Растут лилии красы,
Так и
наш цветок душистый,
„Серп и Молот" молокан,
Растет, крепнет, развиваясь, —
Новой жизни великан...
Ив.
Трегубов.