[Главная страница][Оглавление]
На страницах молоканских журналов последних лет, в частности в "Слове веры", появились статьи обсуждавшие вопрос о необходимости совершения молитв по умершим братьям и сёстрам, которое до последнего времени практиковалось и практикуется в нашем Молоканстве. В одних статьях доказывалась необходимость таких молитв и приводились доказательства из Св. Писания, в других наоборот, писалось, что молиться за умерших не нужно и тоже приводились доказательства из Св. Писания. Тема эта нашла отклик в среде читателей, а статьи отвергающие моление за умерших произвели недоумение: неужели основатели Духовного Христианства движимые Духом Святым и выведшие нас на путь истинного поклонения Богу в Духе и истине заблуждались, введя в служение моление за умерших? Неужели потомкам открылось большее знание, что прежние понятия стали подвергаться ревизии и приближаться к понятиям протестантских церквей не признающих молитв за умерших?
В Догмате Духовных Христиан (Молокан), составленном Н. М. Анфимовым, в разделе "Погребение умерших" указаны все места из Писания, которыми руководствуются наши церкви, совершая погребение и молитвы за умерших. Противники, аргументируют своё непризнание этих молитв следующими словами, мол "кто что посеял, то и пожнёт" и что между "лоном Авраама" и "адом" утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". И что Христос нигде не говорил, чтобы молиться за умерших.
Основания этих утверждений как будто веские. Воистину, Христос пришёл на землю не хоронить, а воскрешать умерших, что Он и совершал. И однажды, когда Иисус предложил одному человеку последовать за Ним, а "тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лук. 9, 59-60). Итак, по слову Христа, нужно мёртвым предоставить погребать своих мертвецов, а живым по вере во Христа посредством благовестия воскрешать умерших во грехе. Как и пишет апостол Павел к Тимофею о благодати: "Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников" (2Тим. 1, 10-11). И потому Иисус после избрания апостолов, посылая их на проповедь, заповедал им: "больных исцеляйте ... мёртвых воскрешайте…" (Мф. 10, 8). А для того, чтобы иметь силу воскрешать мёртвых, нужно самим иметь жизнь вечную, пребывающую внутри самих, а такими являются только те, о которых сказал Христос: "истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24).
И все верующие, как члены Тела Христова, которое есть Церковь, всегда живы. "Ибо никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя. А живём ли - для Господа живём, умираем ли - для Господа умираем. И потому, живём ли, или умираем, - всегда Господни" (Рим.14, 7-8). "И услышал я голос с неба, - пишет ап. Иоанн в Откровении, - говоривший мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14,13).
Из библейского повествования мы знаем, что смерть есть наказание за грех. "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6, 23). Смерть названа врагом человеков и о Христе сказано: "как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству" (Ев. 2, 14-15). Ещё в Едемском саду, Господь Бог заповедал человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. (Быт. 2, 16-17). А в Откровении Иоанна сказано: блаженны мёртвые, умирающие в Господе. И потому только такой человек, который умирает в Господе получает блаженство, а тот, кто получает возмездие за грех - смертью умирает. Ибо умирающие в Господе - умирают для греха, а смертью умирают те, кто умирает во грехе. Как и сказал Иисус: "Я отхожу и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти" (Ин. 8, 21).
Во втором псалме о Господе Иисусе Христе написано: "Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2, 7-8). Если Иисус Христос должен был просить Отца за верующих, что Он и делал всегда пребывая в молитве, то тем более мы. В 17-ой главе Евангелия от Иоанна описана молитва Иисуса за верующих: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира" (Ин. 17, 24). Вот прекрасный пример оставленный Господом для подражания. Также советует и апостол Павел: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7).
Мы знаем, что Церковь Христова есть тело Христово, но она разделяется на видимую Церковь, которая на земле во плоти, и на невидимую небесную во славе, о которой сказано: "но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12, 22-24). Но как же Церковь земная может иметь общение с Церковью небесной, невидимой? - только верою: "ибо мы ходим верою, а не видением", в одном Духе Святом и в молитвенной памяти о всех наших братьях и сёстрах переселившихся в духовную область бытия. И если мы любили наших братьев и сестёр во время земной жизни, то неужели после их отшествия от нас должно наступить полное безразличие к ним, к их участи? А ведь сказано, что "любовь никогда не перестаёт" (1Кор. 13, 8).
В нашей земной жизни мы вместе разделяли духовную и телесную пищу, вместе молились, вместе верили и надеялись на будущую жизнь и вдруг, когда наступит временная разлука, мы быстро забудем их как мёртвых. Как написано: "Я забыт в сердцах, как мёртвый; я - как сосуд разбитый" (Пс. 30, 13).
Итак, не станем забывать отшедших от нас братьев и сестёр как мёртвых, ибо они живы, потому что у Бога все живы; будем молитвенно вспоминать их, ибо такая молитва приносит пользу в первую очередь тому, кто её совершает, потому что посредством молитвы совершенствуются чувства верующих во Христа Иисуса в любви и милосердии к ближним. Как и пишет апостол Павел к Коринфской Церкви: "что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить" (2Кор. 7, 3).
Мы верим, что Христос пострадал и умер за грехи наши, дабы мы избавились от грехов и жили для правды, но тем не менее все апостолы предостерегают нас, чтобы мы (верующие), живя во плоти, не согрешали: "Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1Петр. 2, 11). Апостол Иаков пишет: "Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать всё тело" (Иак. 3, 2). А апостол Павел говорит: "Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 18-20). И потому апостол Павел советует верующим: "облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13, 14). Так же и апостол Иоанн пишет: "Если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя и истины нет в нас. ... Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцам, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1Ин. 1, 8; 2, 1-2).
И как выше было сказано, что мы приступили к небесной Церкви и к Ходатаю нового завета Иисусу Христу, чтобы исповедывать свои согрешения пред Ним и молиться за согрешения отшедших от нас братьев и сестёр, ведь мы вместе жили и в жизни были и огорчения друг на друга, обиды, недобрые мысли, слова или поступки, и мы в молитвах наших пред Господом прощаем все их согрешения, дабы и нам Господь простил согрешения наши и помиловал бы нас всех. Потому и написано: "молитесь друг за друга". И ещё: "суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак. 2, 13).
В своём послании к Фессалоникийской Церкви апостол Павел благодарит Бога за них, радуется о них, ставит их в пример другим Церквам и молится о них, говоря: "Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего не доставало вере вашей" (1Фес. 3, 10). И первое, что не доставало их вере - было неведение об умерших. Они сильно скорбели о своих умерших и думали, что они с ними больше никогда не встретятся. И апостол Павел наставляет их: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. ... потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Фес. 4, 13-18). Какая радостная встреча произойдёт тогда с нашими братьями, сёстрами, родителями, детьми и вдруг эта радость нарушится упрёком к нам с их стороны - почему вы нас забыли и не вспоминали нас в молитвах ваших к Богу? Что тогда мы ответим им?
Когда умер Лазарь и четыре дня находился в гробе, пришёл Иисус, и сёстры Лазаря, Марфа и Мария, с плачем встретили Его. "Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. ... Мария же пришедши ... и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, увидев её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился. ... Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. ... итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня. ... Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший.." (Ин. гл. 11). И произошла радостная встреча умершего с Иисусом и своими сёстрами, которые с плачем просили Господа о своём умершем брате. И Господь, наш Ходатай, молится о Лазаре Отцу Своему и благодарит Его за то, что Он услышал Его.
И ещё одно событие, которое на этот раз произошло в Иоппии, где умерла одна ученица именем Тавифа. Тогда ученики послали за апостолом Петром, который находился близ Иоппии, и когда он пришёл к ним, то ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Пётр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и увидевши Петра села. Он, подав ей руку, поднял её и, призвав святых и вдовиц, поставил её пред ними живою. (Деян. 9, 36-43). И опять произошла радостная встреча с умершей сестрой, за которую они просили Петра, и который молился о ней Богу.
Так и мы, братья и сёстры, будем всегда молитвенно помнить наших отошедших в загробный мир братьев и сестёр, чтобы и нам иметь радостную встречу с ними в Господе! Аминь.
[Главная страница][Оглавление]