[Главная страница][Оглавление]
Одному из наших молодых братьев духовных христиан случилось однажды в день Пасхи обедать в языческом светском обществе. На столе стояло много вин, водок и других спиртных напитков с бесчисленным количеством закусок, приготовленных по большей части из свиного мяса, которое издавна считается у язычников любимым блюдом. Духовный христианин не пил спиртных напитков и не ел свинины. Близкий его знакомый из язычников, сидевший за столом напротив, обратив на это внимание, захотел подтрунить в присутствии общества над духовным христианином.
- Послушайте, сказал язычник, почему вы не выпьете коньяку или вина, тем более - сегодня такой большой праздник, в который пьют все, начиная, как говорится, с палат вельможи и до лачуги бедняка, да и Святым Писанием ведь это разрешено (язычник немножко был знаком со Святым Писанием): Соломон, например, говорит: "сущему в печалех даждь сикера, да испиет и забудет скорби своя" /Прит.31,6/, а какой-то пророк - не помню - прямо-таки высказал это в виде заповеди: впредь пей не одну воду, но употребляй мало и вина ради желудка твоего. А посему, друг мой, чокнемся - и с этими словами язычник пододвинул к духовному христианину бокал, наполненный вином.
- Видите ли, дорогой друг, сказал духовный христианин, вежливо отодвигая бокал, прежде всего я, как христианин, сегодня не в "печалех", а преисполнен радости, ибо днесь воскрес Христос, а потому первое приведённое вами основание из Св. Писания - неуместно и не только по отношению ко мне, но и ко всем присутствующим здесь, ибо, судя по количеству наставленных здесь бутылей, можно подумать, что все вы очень опечалены воскресением Спасителя. А что касается второго текста, то я сначала должен вас поправить: приведённые вами слова "пей не одну воду" сказал не пророк, а апостол Павел и сказал их не ко всей христианской общине, а одному из своих учеников - Тимофею. Надобно вам сказать, что этот Тимофей был одним из ревностных благовестников учения Христа; ему, как и нынешним благовестникам, частенько приходилось "изнывать в тюрьмах сырых", и побои в участках терпеть, и холод и голод переносить, и труд великий совершать, - разумеется, всё это надломило его здоровье, и он часто не мог вставать с постели. Об этом узнал Павел, который, как образованный римлянин, был знаком и с медициной, и, разумеется, поспешил дать своему больному ученику медицинский совет: "впредь пей не одну воду, но употребляй и мало вина, ради желудка твоего и частых недугов твоих" /1Тим. 5,23/.
- Из этого свидетельства Св. Писания христианин может вывести только одно заключение, что вино, как медицинское средство было известно и древним учителям христианства, но употреблялось ими только в редких крайних случаях, "при частых недугах" и "желудочных болях" и то в малом количестве. Вино, как желудочное средство, прописывается и теперь докторами; но теми же докторами, как лекарство, иногда прописывается и мышьяк и другие яды, а это вовсе не значит, что их можно употреблять как напиток.
Такого, по крайней мере, взгляда на вино держатся мои единоверцы. Кроме этого, они ещё знают, что "вино глумливо и сикера буйна" /Прит.20,1/. Что же касается меня лично, то я не пью водки и по другим соображениям.
- А именно почему?
- Да потому, что водка это есть самое неограниченное самодержавие земли русской, я же, как вам известно, кадет.
- Ну так что же, разве кадеты за спину льют.
- Да думаю, что убеждённый кадет не станет пить потому, что он должен видеть, что водка это есть самый неограниченный и при том самый могущественный самодержавец нашего несчастного народа, которому этот народ служит не только за страх, но и за совесть.
- Как за совесть?
- Да так; вот сегодня Пасха - великий праздник; посмотрите, чем прежде всего спешит ознаменовать это торжество русский человек. Тем, что прежде всего спешит приобрести для этого праздника водки. И взгляните, с какой заботой, с каким усердием и любовью он это делает. Как благоговейно прижимает он заветную скляницу к груди, когда несёт её домой; какое умиление, какая гордость написаны на его лице: смотрите, мол, я тоже, как все добрые люди, почитаю праздник. А какие лишения терпит он подчас, чтобы приобрести эту принадлежность праздника, например в деревне; в избёнке холодно, стёкла в окнах разбиты и окна заклеены хлопчатой бумагой, замазаны смолой, заделаны палочками, или позатыканы тряпицами; дети разуты, раздеты и сам всё время жил впроголодь, а уж на каплю скопил. А в городе так даже нищий и тот прежде всего просит не на что другое, а "выпить для праздника", при чём дело дошло до того, что считается верхом неприличия не иметь или не выпить водки на праздник. И замечательно, что в признании этого самодержавия сходятся почти все, даже самые противоположные политические партии, начиная с самых чёрных с синим отливом и кончая ярко-пурпуровыми. И если были робкие попытки восстания против этого самодержавия, в виде обществ трезвости - со стороны чёрных и бойкота - со стороны красных, то обыкновенно они оканчивались скоро покорностью и смиренным признанием силы и власти этого владыки.
Или возьмите такое явление: склоняют одного из подданных "ея сивушества" на какой-нибудь грех, на явное преступление - человек колеблется, стыдится или робеет, но стоит лишь произнести имя этой царицы - и он готов тогда на что угодно и куда угодно: солгать, предать, украсть, убить - одним словом в огонь и в воду.
И куда только не посылает своего верноподданного эта царица: и в тюрьму, и на каторгу, и в дом умалишённых, и на смертный одр, Если вы спросите иногда такого верноподданного: "как дошёл ты до жизни такой?", то наверняка услышите:
- "А всё водочка, всё она матушка" - и скажет это таким тоном. Как будто эта водочка есть что-то бесконечно милое и дорогое, и вместе с тем властное, чему нельзя не покориться и на что нельзя никак роптать.
Возьмите, наконец, роспись государственных доходов, статистику преступлений, скоропостижных смертей - и вы увидите. Что сомневаться в верноподданнических чувствах русского народа по отношению к матушке водочке никоим образом не приходится.
Нельзя сомневаться также и в том. Что мысль о свержении самодержавия этой матушки никогда ещё всерьез не приходила русскому народу. И до тех пор, пока этой мыслью не проникнется русский народ, тщетны будут и все помыслы о свободе, братстве и равенстве людей, и так называемое освободительное движение будет идти шаг вперёд - два назад.
- "Ну, уж это вы, кажется, пересаливаете - влияние пьянства на освободительное движение совсем ничтожно".
- А вы лучше подсчитайте, во скольких случаях на 100 совершаются разные предательства, провокации, погромы и т. п. без участия этой "матушки" - и тогда увидите, ничтожно это влияние или нет.
- Но допустим, что влияние алкоголя в современной жизни громадно и изгнание его как напитка из домашнего обихода необходимо, но какие меры, по вашему мнению, должны быть приняты для этого?
- А об этом уж вы спросите ваших политиков и социологов, я же, как духовный христианин, могу вам сказать только одно, что пока русский народ поголовно неграмотен и ничего не знает о Христе, до тех пор все другие меры будут или бесполезны, или принесут совсем не те плоды, которые от них ожидают. Нужно убедиться и не забывать, что пьяницы не только царствия Божия не наследуют, но и самого обыкновенного земного общественного благополучия достигнуть не могут, - сказал в заключение духовный христианин.
- "Но позвольте, как это вы осмелились сказать, что русский народ не знает Христа? Да кто же Его знает и любит как не наш народ?" - возразил язычник обиженным тоном.
- А вот вы попробуйте где-нибудь в любой русской деревне в толпе крестьян громко заявить, что Христос происходил из евреев и что "богородица" Мария была еврейка, что Симеон богоприимец был еврей, что любимые русским народом пророки Илья и Иоанн Креститель были "из жидов", что апостол Пётр и Павел, во имя которых понастроено столько соборов и церквей, были евреи, - и тогда увидите, знает ли русский народ Христа или нет. Но только я не советую вам этого делать, ибо прежде всего вас поколотят как "богохульника", а затем свяжут во узы и отправят или в дом умалишённых, или к одному из не Понтийских Пилатов.
- Не знаю: говорить об этом с мужиками ни разу не приходилось.
- Тем более - попробуйте, если не приходилось, чтобы не было сомнения, только приготовьте себя во узы.
- Ну, прекрасно, я, наконец, согласен с вами, что водка воздвигла себе престол в сердцах русского народа и что престолу этому пока опасности ни откуда не угрожают; но почему вы не хотите попробовать колбасы или ветчины? Ведь тут уже не может быть никакого греха. Сам Спаситель сказал "ничто входящее в уста не оскверняет человека" (Матф.15:11), так что уже здесь-то вы не можете оправдаться, ибо двух толкований тут не может быть.
Видите ли, - сказал духовный христианин, - лично я не ем свинины вовсе не потому, что это грех. Приведённые слова Христа уничтожают раз навсегда подразделение пищи на чистую и нечистую; на этот счёт сказано ясно, что "пища не приближает нас к Богу" (1Кор.8:8). Я не ем этого любимого вашего мяса единственно из чувства брезгливости, которое оно возбуждает во мне. В детстве ещё я прочитал библейский рассказ о том, как царь Антиох, желая заставить есть свиное мясо, содрал кожу с семи живых мальчиков - родных братьев, на глазах их матери и дышущих ещё (2Маккав.7:5) бросал их на раскаленные сковороды. Чтение этой повести произвело на меня сильное и глубокое впечатление и с тех пор вид свиного мяса вызывает во мне отвращение.
Что же касается моих единоверцев вообще, то неупотребление ими в пищу свиного мяса имеет ещё и другое оригинальное основание.
Однажды Спаситель, отправляясь на проповедь, встретил бесов, живших в человеке (Матф.8:28). Эти бесы, как только увидели Его, закричали громким голосом: "что Тебе до нас Иисус Сын Бога Живаго, пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас?" т. е. бесы, как только увидели Христа - уверовали в Него и веру свою тут же громко, во всеуслышание исповедывали. Казалось бы, Спаситель должен был возрадоваться и сказать каждому из них: "вера твоя спасла тебя", а между тем Он тут же послал их к свиньям (Матф.8:32). Факт этот настолько глубоко поразил воображение духовных христиан, что они до сих пор остались очарованными им. Их поразило то обстоятельство, что Христос, вместо радостного привета, послал этих верующих и исповедующих Его к свиньям в буквальном смысле этого слова. Бесы веровали, что Он есть Христос Сын Бога Живаго, Святый, Истинный и т. п., но учению Его о свободе и братстве всех людей они поверить не хотели. Бесам хотелось поработить человека, господствовать над ним и гонять его в пустыню и в могильные пещеры к мощам, и одним словом, куда-нибудь подальше от жизни, а Христос пришел растворить темницы заключённым и отпустить измученных на свободу.
Это евангельское событие имеет огромное значение для христианина, ибо здесь была проведена резкая граница между верующими для исповедания и верующими для исполнения слов Его, которые суть не пустыня и гроб, а дух и жизнь.
На основании этого факта духовные христиане знают, что верующих для исповедания, т. е. говорящих Господи, Господи, - миллионы, сотни миллионов, а слушающих слова Его и работающих в вертограде, т. е. делающих дело любви и освобождения человечества - малое стадо.
Вот почему возьмите любого, даже не вполне сознательного духовного христианина и попробуйте доказать ему, что можно спастись, веруя только и исповедуя, вы этого не сумеете.
Духовный христианин слишком глубоко убеждён, что вера без дел не только мертва, но что она ничем не отличается от веры бесовской и что результаты её будут те же самые, как и у бесов - общение со свиньями.
И вот в память этого евангельского исторического события духовные христиане и постановили не есть свиного мяса, так же как когда-то сыны Израиля постановили не употреблять в пищу бедренных частей животного в память того, что их предок Иаков боролся с Богом.
Язычник хотел что-то ещё возразить духовному христианину, но обед подошёл к концу и гости увлекли язычника винтить, т. е. играть в карты, и духовный христианин расстался со своим собеседником.
Д.З.
[Главная страница][Оглавление]