[Главная страница][Оглавление]
"Тогда приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты - ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду, тогда Иоанн допускает Его" /Матф. 3: 13, 14-15/ .Н. Ф. КудиновН. Ф. Кудинов
Когда ведешь беседу с православными миссионерами или баптистами по вопросу о водном крещении, то всегда слышишь такие доказательства: крестились мытари и грешники, крестился евнух, крестился Стефанов дом, крестились и проч., даже Сам Спаситель крестился.
Только не крестились фарисеи да законники, а теперь только духовные христиане не крестятся. И когда слышишь такие доказательства, то кажется, что хуже фарисеев и духовных христиан никого на свете нет. Ведь и на самом деле так и кажется: кто теперь не крестится в воде? Крестятся католики, лютеране, крестятся православные, староверы, баптисты, штундисты; крестятся магометане, китайцы, японцы - все крестятся в воде, т. е. все через водное омовение чают получить прощение грехов; только одни духовные христиане не крестятся в воде, т. е. не исполняют обряда водного омовения для прощения грехов, да духоборы не надеются на обряды, чтобы через них получить спасение. И когда баптисты говорят о водном крещении, то кажется, что несчастнее духовных христиан и духоборов никого на свете нет. А когда глубже вникнешь в смысл их доказательств, и когда тщательно рассмотришь все тексты слова Божия, имеющие то или другое отношение к вопросу о крещении, то станет понятным, что духовные христиане и духоборы не так жалки и несчастны, как это казалось на первый взгляд и представление о них сейчас же меняется в лучшую сторону.
Всем и каждому известно, что без определенной цели ничего на свете не делается. Если мы, люди, совершая что-либо в нашей жизни, делаем это по определённому плану с известными целями, то тем более Спаситель не мог ничего делать бесцельно. Таким образом, нам необходимо знать цели, какие преследовались вообще обрядами закона Моисея и в частности обрядом водного омовения. И когда мы узнаем цели, какие в этом обряде преследовались Христом, мытарями и фарисеями, отвергшими волю Божию, то тогда нам станет понятным, что духовные христиане имеют твёрдое основание не исполнять обряда водного крещения и что те, кто исполняет этот обряд, не веруют во Христа, как в Искупителя от клятвы закона, и что клятва закона над ними висит, как Домоклов меч.
Мы знаем, что мытари и грешники крестились в покаяние для прощения грехов потому, что они были грешники. И крещение Иоанна для них, как для кающихся грешников было полезно, в особенности тогда, когда они дополняли к покаянию веру в грядущего. И если крещение Иоанна было, как он сам говорит, совершаемо в покаяние грешников, то нам понятно, почему мытари и грешники крестились от него. Но с какою целью крестился Христос, Который не был грешником, нам становится непонятным. Ведь не мог же креститься Христос в покаяние, как грешник? Но тогда для какой же цели Он крестился? От правильного разрешения этого вопроса зависит и разрешение вопроса: нужно ли нам принимать обряд водного омовения?
Но прежде, чем приступить к разрешению этих вопросов, нам нужно точно, на основании слова Божия установить: в каком завете установлен этот обряд: в ветхом или новом? Отнести к новозаветному установлению этот обряд мы не можем потому, что новый завет, завет духа и жизни установил Христос, а водное омовение практиковалось Иоанном до вступления Христа на общественную деятельность, следовательно, до нового завета. Поэтому крещение Иоанново не есть новозаветное установление, но ветхозаветное. В ветхом завете этот обряд практиковался в самых широких размерах. Никакой грех, за который приносились жертвы, не мог быть прощен, если согрешивший не исполнит тщательно обряда омовения: "если не вымоет одежд своих и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое" /Лев. 17, 16/.
Омовение водою было необходимо как для священников, так и для всех евреев. И так как этот обряд был ветхозаветным, то поэтому все евреи шли к Иоанну на Иордан каяться в грехах и омываться в воде, и мы не видим никакого протеста со стороны евреев относительно этого обряда. Если бы этот обряд был новый, то евреи не стали бы его исполнять. Однако, мы видим, что "Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему", и фарисеи и саддукеи шли к нему креститься /Матф. 3, 5-7/, зная, что Иоанн имеет на то право, потому что он был сын священника, о котором сказано: "он будет велик пред Господом" /Лук. 1, 15/.
Итак, был ли основателем обряда водного омовения Иоанн? Нет и нет. Обряд этот практиковался и до него в ветхом завете, и обряд это был с небес, так как Сам Бог сказал Моисею, чтобы он привел Аарона и сынов его и омыл их водою /Лев. 8, 6 Исх. 40,12/ и что постановление это было в роды вечные.
Водное омовение было и с небес и от человеков. С небес то, которое Бог повелел чрез Моисея исполнять, а от человеков то, которое они раньше установили. Омовение с небес распространялось на людей, а от человеков омовение распространялось на домашнюю утварь /Марк. 7, 8/ и на руки, которые тщательно омывались перед едою. То, что было с небес, Спаситель исполняет как "всякую правду", а что от человеков, Спаситель отвергает. Теперь видно, что омовение в воде было с небес, так как Моисей получил заповедь от Господа совершить этот обряд над Аароном и его сынами и передать таковой для всего Израиля, чтобы и весь Израиль строго соблюдал омовение в воде. Над Аароном этот обряд совершался пред вступлением его на служение, а израильтяне совершали его тогда, когда согрешат в чем-либо и когда грех нужно было искупить жертвою.
Христос говорит: "не думайте, что Я пришел нарушить заповедь или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить", и добавляет, что из закона ни одна черта, или иота не прейдет, пока не исполнится все /Матф. 5, 17-18/. Апостол Павел разъясняя эту мысль, говорит: "но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" /Гал. 4, 4-5/. "Он смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной" /Фил. 2, 8/.
Иоанн считал себя недостойным не только совершить обряд омовения над Христом, но и развязать ремень у обуви Его, а потому был крайне удивлен, когда увидел Иисуса в толпе грешников идущего к нему креститься. "Ты ли приходишь креститься от меня" - восклицает Иоанн; - "мне надобно креститься от Тебя". Спаситель заявляет: "оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду".
Иоанн прекрасно знал, кто приходит креститься от него, ибо сам заявлял всем и каждому, что Спаситель будет крестить Духом Святым и огнем. Себя и свое крещение Иоанн считал для Спасителя ничего не значущим, а от Него жаждал принять крещение, конечно, не водное, а духовное. Но Спаситель, подчинившись закону, не пропускает из него ни одной черты и ни одной иоты и говорит: нам нужно исполнить "всякую правду". Для Иоанна не важно водное омовение, а для Иисуса необходимо исполнить все в законе написанное, так как неисполнение чего либо из закона свидетельствовало бы о не полном Его послушании Отцу и подчинении закону, и таким образом, о неполном искуплении подзаконных от клятвы закона.
Теперь еще одно соображение и нам станет вполне понятным, для чего Христос крестился в воде.
Закон Божий, данный через Моисея, был дан по причине преступления и с тою целью, чтобы всякий, исполнивший его, был жив им, т. е. посредством закона давалась человеку жизнь. Закон этот, как нам известно, был дан сынам Израиля на вечные времена. Люди грешные, исполняя закон, оправдывались им, достигали вечной жизни. Следовательно, закон дан для падшего человечества, как средство для получения праведности.
Приходит на землю Христос, Сын Божий, Спаситель мира, Свет истинный, вечная жизнь и исполняет закон, тот закон, который дан по причине преступления для того, чтобы получить жизнь. Что сказал бы нам Спаситель, если бы мы спросили Его: Господи! Ты Сам вечная жизнь; зачем же Ты исполняешь закон, дающий жизнь? Разве Ты также преступник, что исполняешь закон, данный по причине преступлений? Он сказал бы нам: не за Себя, и не для Себя Я исполняю этот, а за вас и для вас, чтобы вас искупить от его клятвы, ибо в нем написано: проклят кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона /Гал. 3, 10/. Он дан после, по причине преступления, до времени пришествия семени, к которому относится обетование /ст. 19/.
"Теперь Я пришел исполнить его, сказал бы Спаситель, - и отменить, чтобы поставить новый закон, закон духа и жизни". И нам теперь понятно, что Христос исполняет закон не за Себя и для Себя, а для нас и за нас. Теперь закон исполняется во Христе: в Нем вы обрезаны, в Нем крещены верою потому, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и мы имеем полноту в Нём. Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь должно быть всё новое. Если же у кого есть древнее, у того нет нового, кто принимает обряды ветхого завета, тот не верит в Спасителя, что Он за Него исполнил их. Ибо Христос для того только и исполнял обряды закона, чтобы нас освободить от них. И Христос только для того и крестился, чтобы нас освободить от этой "всякой правды". Если мы будем принимать этот обряд, то мы будем признавать, что Христос его исполнил не за нас, а за Себя, а если мы признаем, что Христос исполнил этот обряд за Себя, то мы в Нём не признаем Сына Божия, а смешиваем Его с толпою мытарей и грешников.
Мы, духовные христиане, признаем Христа Сыном Божиим, существом безгрешным, Который исполнил за нас весь закон, до последней черты и иоты, и тем самым искупил нас от клятвы закона, умер за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего.
Итак, Христос для того крестился в воде, чтобы верующие в Него не исполняли этого обряда. Мы веруем в Господа и потому благодарим Его, что Он всё тяжёлое иго закона взял на Свои плечи и исполнил за нас и избавил нас от ига рабства закона. Итак, братья, духовные христиане, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства обрядами и постановлениями, а живите во Христе, верою достигая спасения душ!
Н. Ф. Кудинов, ст. Муртазово, Владикавказской жел. дор.
(перепечатано с журнала "Духовный Христианин" № - 1910г.)
[Главная страница][Оглавление]