[Главная страница][Оглавление]

БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ

Г. С. Сковорода

Предисловие.

В седьмом десятке нынешнего века, оставив учительскую деятельность и уединясь в лежащих близ Харькова лесах, полях, садах, сёлах, деревнях и пчельниках, обучал я себя добродетели и поучался в Библии; притом благопристойными играми забавляясь, написал полтора десятка басен не имея с тобой общения, а в этом году в селе Бабаях умножил их до половины. Между тем, как писал новые, мне казалось, будто ты всегда присутствуешь, одобряя мои мысли и вместе к ним со мною причащаясь. Дарую тебе три десятка басен. Тебе и подобным тебе. Отчее наказание заключает в горести своей сладость, а мудрая игра таит в себе силу. Глупую важность встречают по виду, а выпровождают со смехом, а разумную шутку венчает значительный конец. Нет смешнее, чем умный вид с пустым содержанием, и нет веселее, чем смешная личность с сокрытым содержанием. Вспомните пословицу: красна хата не углами, но пирогами. Я и сам не люблю обманчивой маски тех людей и дел, о которых можно сказать малороссийскую пословицу: "Стучит, шумит, гремит... Кто же это там? Кобылья мёртва голова бежит". Говорят и великороссийцы: "Летала высоко, а села не далеко" - о тех, кто богато и красноречиво говорят - а слушать нечего. Не люба мне эта пустая надменность и пышная пустота, а люблю то, что сверху ничто, но в серёдке что, снаружи ложь, но внутри истина. Такая речь и человек назывались у еллинов ( ) - картинка, сверху смешная, но внутри благолепная.

Друг мой! Не презирай баснословия! Басня и притча есть одно и тоже. Не по кошельку суди о богатстве, судом праведным суди. Басня тогда бывает скверной и бабьей, когда в подлой и смешной своей шелухе не содержит зерна истины, и похожа на орех свищ. От таких то басен отводит Павел своего Тимофея /1Тим 4:7/. И Пётр не просто отвергает басни, но басни ухищрённые, кроме красивой внешности, силы Христовой не имеющие. Иногда и во рваной одежде скрывается драгоценный камень. Пожалуйста, разжуй эти Павловские слова: "Не внимай Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Как обряд Божий - есть пустота, так и басня, но без истины. А если с истиною кто же дерзнёт назвать её лживою? "Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого. Но осквернены и ум их и совесть" /Тит.1:15/. Таким больным, лишенным страха Божия, а с ним и доброго вкуса, всякая пища кажется гнусною. Не пища гнусна, но осквернены их ум и совесть. Сей забавный и образный род писаний был домашним самым лучшим древним любителям мудрости. Лавр и зимою зелен. Так мудрые и в играх умны и во лжи истинны. Истина острый их взор не издали дурачила так, как подлые умы, но ясно как в зеркале представлялась, а они, увидев живо живой её образ, уподобили её различным тленным фигурам.

Ни одни краски не изображают розу, лилию, нарцисс, столько живо, сколько благолепно у них образует невидимую Божию истину, тень небесных и земных образов. Отсюда родились иероглифы, символы, таинства, притчи, басни, подобия, пословицы. И не удивительно, что Сократ, когда ему внутренний ангел, предводитель во всех его делах, велел писать стихи, тогда избрал он Езоповы басни. И как самая хитрейшая картина, неученым глазам кажется враками, так и здесь делается. Само же солнце всех планет и царица Библия, Богом создана из тайнообразующих фигур, притчей и подобий. Вся она вылеплена из глины /плотского/ и называется у Павла - иродством. Но в сию плоть вдохнут дух жизни, а в этом иродстве кроется мудрость всего смертного. Изобразить, уточнить, уподобить значит то же.

Прими же, любезный приятель дружеским сердцем эту небезвкусную воду мыслей от твоего друга. Не мои эти мысли и не я их выдумал: истина есть безначальна. Но люблю - и потому мои, люби - и будут твои. Знаю, что твой телесный болван далеко разнится от моего чучела, но два различных сосуда одним да наполнятся ликёром, да будет едина душа и едино сердце. Это и есть истинная дружба - мыслей Единство. Всё не наше, всё погибнет и сами болваны наши. Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истинна вечна, а мы в ней, как яблоня в своём зерне, сокрыты.

Питай дружбу. Прими и ешь с Петром четвероногих зверей, гадов и птиц, Бог тебя да благословляет! С Ним не вредит и сам яд языческий. Они ничто иное, как образы прикрывающие, как покрывалом, истину. Ешь, доколе вкусишь с Богом лучшее.

Любезный приятель! Твой верный слуга, любитель свящённой Библии - Григорий Сковорода.

Колесо часов.

Колесо часовой машины спросило у другого колеса:

- Скажи мне, для чего ты качаешься не по нашему направлению, но в другую сторону?

- Меня - отвечало другое колесо - так сделал мой мастер, и этим я не только не мешаю, но и помогаю к тому, чтобы наши часы ходили по закону солнечного движения.

Сила /суть/: По разным природным наклонностям и путь жизни бывает разным. Однако для всех одна цель - честность, мир и любовь.

Две курицы.

Случилось Дикой Курице залететь к Домашней.

- Как ты, сестрица, в лесах живёшь? - спросила Домашняя.

- Так же, как и прочие лесные птицы, - ответила Дикая. И меня питает тот же Бог, что и диких голубей.

- Так ведь они и летать могут хорошо, - промолвила Домашняя.

- Это правда, - сказала Дикая, - но и я по тому же воздуху летаю и вполне довольна крыльями, данными мне от Бога.

- А вот этому, я, сестрица, поверить не могу, - говорила Домоседка, - так как мне не под силу перелететь даже вон к тому сараю.

- Не спорю, - отвечала ей Дикая, - ведь вы, голубушка моя, с малых лет, как родились, изволите по двору навоз разгребать, а я вынуждена ежедневным опытом своё летанье утверждать.

- Суть: Многие, что сами не в силах сделать, в том и другим не верят. Своею ленью отучены странствовать. Это говорит о том, что как практика без стремлений бывает бесполезной, так и стремление трудолюбием утверждается. Что пользы знать, каким образом делается дело, если ты не имеешь опыта? Узнать не трудно, трудно привыкнуть. Наука и опыт есть тоже. Он не в знании живёт, но в делании. Знание без дела есть мученье, а дело без стремления. Вот в чём разнится знание и наука.

Верблюд и олень.

Африканский олень часто питается змеями. Однажды досыта нажравшись оных и желая удовлетворить палящую внутри от яда жажду, быстрее птиц в полдень, пустился на источники вод и на горы высокие. Вдруг увидел верблюда пьющего в мутном ручейке воду.

- Куда спешишь, господин Рогач? - обратился Верблюд к Оленю, - напейся со мною из этого ручейка. Олень же отвечал, что он мутной водой удовлетворить свою жажду не сможет.

- То - то ваша братия чрезмерно нежны и замысловаты, а я нарочно смущаю, для меня мутная слаще.

- Верно, отвечал Олень, - но я родился пить самую прозрачную родниковую воду. И этот ручеёк доведёт меня до самой своей головы. Оставайся, господин Горбач.

Суть: Библия есть источник, народные истории в ней и плотские имена есть грязь и мутный ил. А живой фонтан воды подобен киту, испускающему вверх сокровенную нетленную воду, о которой написано: "Слова уст человеческих - глубина воды; источник мудрости - струящийся поток". /Прит. 18:4/." Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их" /Прит. 20:5/. Кто Верблюд, тот мутных вод потоки пьёт, не достигая источника головы. "Ты головы Мне маслом не помазал..." /Лк. 7:46/ .

А Олень к чистой воде стремится с Давидом: "Кто напоит меня водою из рва, что в Вифлееме при вратах?" /2Цар.23:15/. Слово, имя, знак, путь, след, нога, копыто - эти термины есть тленные ворота, ведущие к нетленному источнику. Кто не различает словесных знаков на плоть и дух, тот не может различить между водою и водою, красот небесных и росы земной. Взгляни на 33 гл. ст. 13 Второзакония. "И есть скот нечистый, не раздвояющий копыто /Втор 14:7 и Лев. 11:4/. А каков есть сам, такова ему и Библия. О ней-то точно сказано: "С преподобным, преподобным будь".

... Описатели зверей пишут, что верблюд, приступая пить, всегда возмущает воду. Но Олень - любитель чистой воды.

Лев и обезьяны.

Лев спит навзничь, а спящий очень похож на мёртвого. Толпа разного рода обезьян, считая его за мёртвого, приблизилась к нему и начала прыгать и ругаться, забыв страх и почтение к царю своему. Когда же пришло время восстать ото сна, пробудился лев. Тогда обезьяны, одним путём к нему пришедшие, семью путями от него разбежались. Старшая из них придя в себя сказала:

-Наши предки ненавидели льва, но лев и ныне львом и во веки веков.

Суть: Лев есть образ Библии, на которую восстают и ругаются идолопоклоничьи мудрецы. Они думают, что она мертва и говорит о мёртвости стихийной, не помышляя о том, что в тленных её образах сокрыта жизнь вечная и что все её образы восстают и возносятся к Тому, Кто "Бог наш на небесах и на земле"... И не разумея, что источники её есть источники жизни, ругаются, слыша это. Они хамово племя, смеющееся наготе отца.

А как только блеснул свет пробуждения её, тогда исполняются на них слова: "Рассею врагов его". Вот почему Василий Великий говорит о Евангелии, что оно есть воскресение мёртвых. Иуда, сын Иакова, в образе невидимого царя и Бога, подобно льву лежит, потому и написано: "Возлёг, почил как лев, кто подвигнет его?". Лежит львица и царица наша, чистая дева Библия, и в ней жизнь и воскресение наше. Христос говорит: "Не умерла девица, но спит". Блажен не смыкающий очей пред блистанием её! Он да поёт с Давидом: "Как возлюблены селения твои... Как прекрасны обители твои, Иаков". Описатели зверей пишут, что лев родившись, лежит мёртвым, пока отец не разбудит его ужасным рыком, и это делает в третий день. Можно ли найти более точный образ Библии.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz