[Главная страница][Оглавление]

Торжества в с. Кочубеевское

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МИССИОНЕРСТВА В МОЛОКАНСТВЕ
И ПОДГОТОВКИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ.

Михайлов Т.Г.: Дорогие братья и сёстры! Действительно, самый тяжёлый вопрос у нас в молоканстве - это дети наши. Самыё тяжёлый. Много скорбеть надо, много плакать и вот ... искать учителей. Я сейчас прямо скажу: Бог нашёл Давида, неграмотного пастуха, но Бог ему дал Духа Святаго. Надо искать человека, чтобы был в послушании у Бога и имел Святаго Духа. А мы знаем, как определить это, все знают, как узнавать духа истины и духа заблуждения. Здесь, наверное, не менее 25 церквей, или больше, так вот пусть каждый скажет: у нас есть учитель духовный, знающий Слово Божие, чтобы, как говорил Иван Петрович, нам не совратить и не увести в заблуждение. А Дух Божий в заблуждение не уводит! Дух Святый на истину приводит, и Дух Святый учение Иисуса Христа никогда не нарушит. Мы только должны отделить человеческие обряды и обряды Божии. И хотя обряд тоже не спасает, но и не удаляет, но порядок должен соблюдаться. Только бы мы соображали духовное с духовным. У меня в общине есть, кому слово сказать, знают Слово, грамотно знают, но вот на учителя не подходят. Вот пускай все скажут, все церкви: есть ли в какой общине (учителя)? А потом я знаю, все откажутся. Только один у нас выход: это пост и молитва.

Ну вот если меня сейчас выбрать, то что я могу делать? Вот я доехал до Невинки и мне уже нужен отдых, не служение. Иль мы будем ссылаться на 91 псалом, что они и в старости плодовиты и сочны? Я могу только помогать. Сколько Господь мне дал даром - это я отдам для народа, для спасения души. Вот надо нам больше молиться, совершить пост по всем церквам и пускай Бог изберёт, не мы будем избирать. Мы можем наизбирать и что есть утеряем. Пускай Господь сердцеведец, Он изберёт нам. Может, это будет юноша, который отдаст своё сердце, ему можно и платить, потому что от него будут плоды. От меня плодов не будет и от Николая Исаевича не будет плодов. Он может только слово назидания преподать, чтобы услышали дети.

Моё предложение: по всем церквам назначить 3-х дневный пост и моления в одно время.

Щетинкин Т.В.: Значит, вот уже два предложения поступило одинаковых. Я также предлагал, чтоб нам молиться и поститься, чтоб Господь воздвиг нам (учителей) из числа нас... Нам надо настолько объединиться, чтобы эта цель была наша общая цель, чтобы мы не разъехались и не забыли. Нет, мы должны жить этой мыслью, молиться...

У нас в Кочубеевке дети есть, с ними Екатерина Васильевна занимается, но настаёт такой момент, когда она уже не в состоянии учить. Она очень великая труженица, помощница мне во всем, но у неё определённый возраст духовный: до определённого учит, а дальше уже не в состоянии. Передали Александру, сыну, он стал с ними заниматься, и им стало интересно. Потом моя вина, поскольку строительство, нагрузил на него работу - он не в состоянии стал заниматься, и дети стали отходить...

Поэтому давайте не будем откладывать и дома, в своих церквах, поведём эту работу. Месяца 4 - 5 позанимаемся, приедем и неукоризненно, я, допустим, прощупаю Иван Петровича... Мы должны найти среди нас, найти не для того, чтобы укорять, но чтобы радоваться, что есть среди нас человек, который больше меня знает и который поведёт... Вот давайте молиться. И пусть он, если господь из молодых не воскресит (?, не понятно в записи), пусть он будет из старых, но в настоящий момент соответствовать этому делу. Поэтому пост, не то, чтобы 3 дня попоститься, а каждый месяц, в первое воскресение. Два дня пост и молитвы. Поэтому, дорогие братья и сёстры, с этим согласны?

Но я очень прошу тех, у кого проявится это знание, отдать его. Не надо бояться, отдайте. Мы место приготовим. Мы приготовим комнату для наших детей, которые будут и для тех, которые будут заниматься. С помещением мы вопрос решим. Значит запишем. С этим вопросом мы решили, да?

Вопрос из зала: Тимофей Васильевич, любая наука требует учебники. Есть ли у нас учебники? Я имею в виду учебник для школы. Вот Степана Карповича (Жабина, "К Духовному Свету) Вы признаёте? У него там программа до 6 класса.

Щетинкин Т.В.: Почему не признаём? Значит, эту программу, пожалуйста, пришлите, у кого есть. Николай Алексеевич, пожалуйста, пришли.

??? (голос): Дорогие братья и сёстры, я хотел бы своё мнение высказать. Я от начала как-то придерживаюсь мнения Ивана Петровича. Почему? Потому, что на практике мы называемся молокане, но чтобы не называться, а быть молоканами, что-то нам нужно выработать. Я предлагаю, пока это всё у нас сформируется, выделить такого человека по церквам. Который хотя бы раз в месяц приезжал и что-то единое нам говорил. А то у нас, прямо надо сказать, - разномыслие. Два, три человека и мы уже мыслим по-разному, с Армении одно говорит, с Грузии - другое. Отсюда все наши неустройства, вот в чём дело.

Михайлов Т.Г.: В молоканстве много церквей, а вот вы скажите: у кого есть единство, в каких молоканских церквах? В Грузинских, в Армянских?

Щетинкин Т.В.: Ты вот сам и сказал неправильно. То, что ты сказал - не надо было говорить.

Михайлов Т.Г.: Разномыслие - оно должно быть. В разномыслии откроются искусные. Мы ведь не общаемся - вот что.

Прежний голос: Я не знаю, как всё это выразить, я болею за то, чтобы у нас в церквах не было то, что есть. Одни чухурюртские, другие чабанские, третьи - хильмиллинские, четвёртые - маразинские и у нас получается... К единству надо, более-менее, но к единству. Чтобы у нас не было разделений, мы даже в церквах начинаем разделяться: вы чабанские, а вы там, ереванские. Вот о чём я хочу сказать: чтобы мы были братья в любви и мире.

Щетинкин Т.В.: Ко мне с этим вопросом часто обращаются общины, не потому что я какой-то там великий, просто к кому-то нужно обращаться. Ну, бывает и такое: вот у нас пресвитера, как сказал брат "мне 60 лет, а я молодой". Его пресвитером поставили, но он не имеет знания и приезжает другой 70-летний и его не слушает. И тогда в собрании начинается - этот говорит одно, тот другое. Я вам пример приведу, не буду называть кто. Получаю письмо: Тимофей Васильевич срочно приезжай, иначе у нас собрание распадётся. Как Василий Алексеевич говорил о миротворчестве, я и взял на себя миссию миротворчества. Я говорю, Господи, Ты сделай, чтоб я там хуже не сделал". Приезжаю туда, там выяснилось, что пресвитер кроткий, смиренный, люди его уважают, всё он исполняет, но он по возрасту моложе другого. Но тот в собрание ходил когда-то пораньше и вот теперь в собрании пресвитера не признаёт. И шум, и всё. И тогда тот взял и закрыл собрание, поскольку он его открыл, и служения уже нет. Ну, я, ни я, а Господь, сказал, что мы должны молиться за этих людей (имеется в виду миссионеров), они должны быть... Мы приехали, поговорили с этим, приехали туда, там помолились и они пошли тут же открыли собрание ночью, и стали собираться. Поэтому братья и это нам тоже надо подумать. Я этот вопрос написал.

Давайте так, чтобы у нас эти люди были. И вот если есть какая нужда, скажем в Краснодарском крае, в какой-то общине, и я знаю, есть достойный брат, который может это сделать, и когда я обращусь к нему... чтобы и он поехал туда. Чтобы мы не брали, допустим, из Москвы посылать в Краснодар. Давайте будем болеть. Если болеет один член - болеет всё тело. Поэтому нам это тоже надо подумать, вопрос миссионерства.

Алексей Алексеевич (Новороссийская община): Сейчас брат говорил по поводу того, что в каждой общине даже по разному молятся, некоторые добавляют, некоторые убавляют и говорят: мы делаем как наши предки. Теперь, как это предки делали, точно никто не знает. Почему? Потому что догмы нет, нет, не было, и идут по старому существу. Кто как видел, как молятся, может даже от себя добавить. Я от одного пресвитера слышал, он говорит: я две молитвы в воскресенье добавил от себя, хотя и взял из Библии, но добавил, а в другом месте убавил. Вот моё предложение такое: нужно так выработать, чтобы было в нашем течении ... если есть какие молитвы, чтобы все они были одинаковы и в одно и тоже время, чтобы Господь слышал нас. Будем молиться и поститься, чтоб Господь избрал нам такого человека, который мог бы вести нас.

Теперь по поводу журнала мы говорили. Вот в этот журнал надо внедрить, прямо с первого этого месяца, пусть он там 12, 15 или 30 рублей стоит, но чтобы в общине хотя бы один журнал был. И согласно этого журнала вести все собрания. Итак, ... можно попоститься и помолиться. Чтобы Господь открыл нам, дал бы нам вождя, который мог бы учить. ... Главное здесь, чтобы выбрать человека, который мог бы научить нашему течению молоканскому. И моё предложение такое, пока такой человек найдётся, чтобы в журналах печаталось, что, какие мероприятия должны идти в течение этого срока, пока найдётся человек и утвердится съездом.

Пономарёв И.П.(?): О молитве можно прочитать? Мы не знаем, как молиться и какие молитвы? А вот руководство - я сейчас зачитаю. Это надо знать, чтобы быть едиными. Мы все молокания и по разному молимся. (Зачитывает догмат). И мы должны знать, что когда мы стоим стоя - мы молимся Давида псалмом; когда мы становимся на коленья - мы молимся избранною молитвою, мы преклоняемся с первою небесной силою.

Вот она и говорится, первая, которая суть ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, престолы, господства, начальства, власти и силы. Вот и вся истина. А мы можем сделать и три колена и четыре колена. Тогда мы с девятью небесными силами не преклоняемся. Вот тута вся истина молоканского учения... Потому что нам предки оставили, и они всё на ссылочках сделали.

Самодуров И.Я.: В одной главе так написано: когда он хотел поклониться Ангелу, то тот сказал: не мне поклоняйся - я служитель вам и Богу. Богу поклоняйтесь. А мы ангелам, архангелам. Когда к Петру приходили люди и тоже хотели поклоняться, то он остановил их и говорит: "не мне - Богу поклоняйтесь".

Голос из зала: Можно мне всего два слова сказать? Пользуясь случаем, что здесь собрались старцы с таким большим опытом, служат Богу по 40, по 50 лет, знают, может быть на 1000% Слово Божие. Я коснусь того, что пресвитера говорили, чтобы был человек от центра, который мог бы помолиться за пресвитеров общины, так?

Щетинкин Т.В.: Помочь пресвитеру.

Голос из зала: Да, помочь, но я говорю о другом. Ведь за многих из пресвитеров в наших общинах не молились и это к нашему стыду. За них не молились, но они числятся пресвитерами - какая цена такому пресвитеру, какой спрос с этого пресвитера? Когда за него не молились, то и не дали ему власти, я имею в виду духовной - вот о чём я говорю. Значит, напрашивается вопрос: должен быть от центра, как я понимаю, такой брат, который мог бы приехать в общину, в которой есть нужда в этом, и в этой общине, если есть человек достойный - помолиться и там будет порядок. Так я думаю. Это одно.

Второе: я хочу коснуться журнала. Вот вы печатаете журнал, на него затрачивается огромное количество времени, работает редколлегия, которая выбирает из Библии, из догматов, отвечает на вопросы, ссылаясь на Библию. Получаем мы этот журнал, получил я его. Я его прочитал, я его знаю уже, и я его положил. Я знаю, что там написано. Но знает ли старица или вот наш старец, который глухой, мы все сейчас в таком возрасте, не слышит, не видит - будет ли он знать, что в этом журнале написано?

Значит вот, послушайте меня до конца. Я пришёл к такому выводу. Может я ошибаюсь - простите меня, если я ошибаюсь - поправьте меня. Значит, я в нашей общине предложил: получив журнал, в служебное время читать три главы, чтобы дошло до сознания старицы или старичка, что там написано. Вот прав я в этом или нет? Наша община приняла это, но потом пошли разногласия. И вот я выношу на ваше суждение: можно ли это ввести.

Из зала: Не то что можно, а должны.

Тикунов В.А.: Один древний мудрец сказал: " знающий не спорит, спорит всегда незнающий". Человек, который знает - не станет спорить. Всё должно разбираться в духе кротости и спор не должен переходить в скандал. Вот я слушал, как все эти вопросы разбирались, толковались, и никакой мудрой мысли не мог почерпнуть. Как хорошо сказал наш брат из Америки: "переливали из пустого в порожнее".

Но давайте обратимся ко Христу, что Он говорит. Ко Христу часто обращались с вопросами, с тем, что людей волновало. В свою очередь и Христос обращался к людям с вопросами. И вот посредством этих вопросов и ответов мы знаем Евангелие. Сейчас много спорили о догматах - сколько раз молиться, какую главу читать и ссылались на написанное в Евангелии. Но ведь когда проповедовал Христос и когда проповедовали Его ученики - никаких писанных Евангелий ещё не было, не было даже и тех писанных событий, о которых повествуется в Евангелии, а Евангелие уже проповедовалось. Что же тогда понимали люди под Евангелием? То же ли, что и мы сейчас понимаем? И чему учил Христос?

Вот возник вопрос об учительстве. Взять на себя роль учителя, я, например, лично взять никогда не смогу. Потому, что Христос сказал: не называйтесь никто на земле, ни отцом, потому что у вас один Отец на небесах; ни учителем, потому что один у вас учитель - Христос; ни наставниками не называйтесь. А мы сейчас спорим: кто будет учитель? кто наставник? как будет учить? где его искать? Так зачем нам их искать? У нас уже есть Учитель! Правильно старцы говорили о том, что нужно молиться.

...Но вот как молиться? Одни говорят одно коленопреклонение необходимо совершать, другие три, девять, двенадцать колен. Посмотрим по Евангелию: Иоанн Креститель учит своих учеников молиться. Христос же прежде чем молиться, оставлял своих учеников и уединялся на горе, и один, всю ночь молился. А почему Он не учил молиться Своих учеников? Неужели Иоанн Креститель лучше знал. Как молиться, что учил этому своих учеников, а Христос не учил? А когда они Ему об этом сказали, то Он говорит, что когда будете молиться - не уподобляйтесь тем, которые любят долго молиться и думают, что в своём многословии они будут услышаны. Но когда будете молиться - молитесь так, и даёт им молитву "Отче наш...". Всё. Но возникает интересный вопрос: Христос дал им молитву, но Сам этой молитвой нигде не молится и ни один ученик, ни в Евангелии мы это не найдём, ни в Деяниях, - нигде не молятся этой молитвой. А почему? Ученики просили, Он их научил, а они этой молитвой нигде не молятся? Мы молимся, а они не молились. Почему? Как вы думаете?

Богданов В.И.: Я могу сказать. Он учил молиться в том, что им требовалось. Когда Он посылал их куда-то, то говорил им: идите и с собою ничего не берите, ни суммы, ни перемены одежды, ничего. И вот именно в это время, просить себе "хлеб насущный, подавай нам на всякий день" подходила им. Они должны были молиться о том, что им требовалось. А у меня вот хлеба сейчас, я за себя говорю, и картошки целый закром, и хлеб у меня, к примеру, на целый год. Зачем же мне тогда хлеб просить на каждый день? В этом смысл молитвы - молиться по состоянию (по нужде). Момент наступил и человек молится по этому состоянию.

Щетинкин Т.В.: Василий Алексеевич, продолжай, пожалуйста. Мы хотим, чтобы ты сказал своё предложение.

Тикунов В.А.: Замечали ли вы, что никто не просил Иисуса - научи нас петь или научи нас проповедовать, только научи нас молиться? И Он научил их молитве, но нигде не видим, чтобы Он Сам молился этой молитвой, ни учеников Его. Вы говорите, что они должны были молиться ею, когда в этом была у них нужда. Нет, это вечная молитва, на вечные времена, никто её не может ни изменить, ни прибавить, ни убавить. Почему? Потому что в этой молитве, "Отче наш..." заключён весь смысл Евангелия. А Христос сказал: всегда пребывайте в молитве, бодрствуйте и молитесь. А апостол добавляет: "непрестанно молитесь". Но как это непрестанно молиться? Не сказано - девятью коленами, тремя или одним, но "непрестанно молитесь?". Так ведь написано? Вот есть течения, к примеру, пятидесятники, когда я им предложил этот вопрос, они мне ответили, что понимают его так. Вот у них столько церквей по всему миру, все они связаны между собой и время молитвы у них разделено. Одна церковь молится, к примеру, два часа в такое время суток; другая два часа в другое время суток и таким образом у них молитва не прекращается круглые сутки. Но это ли имели в виду Христос, или апостолы, чтобы без конца стоять и молиться? Вот как вы представляете "молиться непрестанно"?

Харитонов Н.И.: Непрестанно находиться в молитвенном состоянии.

Тикунов В.А.: Господь говорил о том, что жизнь человека должна стать молитвою, не словами. Сама жизнь должна быть молитвою к Богу. Если в молитве говорится: прости должникам нашим, то это надо делать в жизни. Я, когда задумался об этом и стал исследовать по Писанию жизнь Христа, то увидел, что Христос как раз и исполнил эту молитву в жизни Своей. В последний момент жизни, вися на кресте, Он молится: "прости им Боже, ибо не знают, что делают". Вот так Он совершал эту молитву.

...Я хотел бы обратить ваше внимание, что Господь сказал - ученик не может быть выше учителя, а апостол Пётр пишет, что Господь оставил нам пример, чтобы мы шли по Его следам. И поэтому нам не стоит высокомудрствовать, а взять пример со Христа и посмотреть, а как Он молился и как Он поступал. Давайте идти по следам Его. Нигде Христос не давал указаний, сколько преклонений совершать. Зачем же тогда нам спорить, дорогие братья и сёстры?

Харитонов Н.И.: А брату Анфимову было в своё время так открыто, он так и написал. А нам основа всего Христос!

Тикунов В.А.: Мне думается так: чтобы не производить нам разделения, которые могут случиться, если Центр установит единую молитву и столько то коленопреклонений, давайте последуем мудрому совету апостола Павла, который сказал: "До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить". А кто хочет дальше продвинуться в своём духовном развитии - молись, проси и Господь тебе откроет и дальше.

Горизонты духовного познания у наших общин сейчас очень разные. Поэтому мы не можем навязать им те или иные единые правила. Нам следует подыматься в гору Господнюю, тогда и горизонты нашего познания будут расширяться. По мере продвижения, будут открываться истины. Христос не принёс какие-либо обряды или догмы, нет. Наоборот, когда Ему фарисеи и книжники указывали на ветхозаветные обряды, Он всегда или уклонялся от ответов, или же давал противоположные их понятиям ответы. Ведь где Дух Господень - там свобода и нельзя заковывать веру опять в ярмо обрядов.

Обсуждения поднятых вопросов продолжались и далее. В итоге было предложено в следующем (1988) году собраться пресвитерам и толковым проповедникам общин для обсуждения насущных вопросов и выработки программы обучения молоканскому вероучению.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz