[Главная страница][Оглавление]
Здравствуйте, уважаемый Виктор Васильевич! Мир дому Вашему!
В своём письме хочу выразить Вам огромную благодарность за духовную поддержку, которую Вы оказали мне. Вы подарили мне два номера журнала "Духовный Христианин". Прочитав эти журналы, я нашла в них то, что долгие годы искала. До сих пор я ничего не слышала о судьбе молокан, живших до нас. Теперь, благодаря Вашим журналам, я узнала немало о нашем молоканстве. Поняла, какое огромное значение имеет журнал для нас, молодёжи. В этом журнале я нашла немало ответов на свои вопросы, которые беспокоили с детских лет.
Теперь я понимаю, что Вера в человеке появляется как дар Божий, который должен быть врождённым или прививаться в течение многих лет. В пример приведу себя. Я росла в семье верующих. Мать и отец были замечательными певцами. Пели псалмы, песни и учили петь не только в своей семье, но и других. Когда я пошла в первый класс, этот день я запомнила на всю жизнь. Во время урока учительница спросила: "Дети, кто расскажет стишок?". Я встала и сказала: можно я спою песенку, только она про Бога. Учительница улыбнулась и сказала - пой. Я запела песню:
"Великое дело Творца Бога знать.
Он Своим избранным даёт благодать.
Он научит нас, как на свете жить,
Как на свете жить - Господу служить!"
После того, как я спела песню, все смеялись, и больше всех моя учительница. Мне было так обидно, и я сказала: "Бог вас всех посадит в огонь". Неделю я ходила в школу, а в воскресенье ходила с матерью на собрание. Меня никто никогда не принуждал, я ходила сама и прислушивалась к пению, запоминала песни. Родители мои с детства прививали нам любовь к Богу. Почти каждый вечер в нашем доме можно было услышать пение. Прохожие удивлялись, по какому поводу собралось собрание, а мама отвечала, что это поёт её семья.
Нас в семье было шестеро - 3 брата и 3 сестры, и все умели петь духовные песни. Но случилось так, что по воле судьбы разбросало не только нашу семью по всем уголкам земли, но и всё наше молоканство. Благодаря Вашему журналу мы сможем не только объединиться, но и не дать угаснуть огоньку, сохранить наши обычаи в тех местах, где мы проживаем. Это единственная нить, которая связывает нас между собою и поможет выжить в трудных условиях.
С уважением Екатерина Маслова.
Село Языково, Тульская обл. 1995г
Сообщаем, что получили от вас журнал "Млечный Путь" 2-ой номер, за что непрестанно благодарим, что не обошли нас таким богатым и поучительным журналом. Перед собранием прочитываем журнал, а потом переходим на Библию. Очень и очень хотелось бы иметь такой журнал для нашей церкви, но мы не можем оказать финансовую помощь, так как у нас все пенсионеры, пенсия всего 10 долларов, молодёжи у нас нет, все уехали в Россию.
Наш пресвитер Богданов Иван В. (подпись), зам. Пресвитера - Корнеев Степан Ал. (подпись) и вся наша церковь низко кланяются вам и желают журналу успешного процветания.
Если будет намечаться какой-нибудь праздник или съезд - сообщайте нам и если мы не сможем приехать, то будем на месте праздновать с вами в этот день.
(Стоит печать Общины).
"Да не смущается сердце ваше... веруйте в Бога и в Меня веруйте" (Ин.14:1).
Здравствуйте брат по вере и упованию Виктор В. Сообщаю, что журнал №2 "Млечный Путь" получил, за который очень благодарю, и весьма обрадовался, что наше упование ДХМ не оскудело в талантливых братьях и сёстрах, спаси нас Господь, что Он посещает нас этим даром. Но немного смущает меня название журнала: вроде похоже на астрономическое понятие, ведь христианство привыкло к библейским словам и ссылкам.
... Виктор В., очень понравилась беседа В. В. Ступенькина "О Воскресении и Суде" - ясно, понятно и просто, да и вообще весь журнал понравился во всём. Очень внимательно прочитал взгляд в историю "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" А. С. Пругавина. Из этой статьи я узнал дату смерти моего прадеда по матери, Максима Гавриловича Рудомёткина - 13 мая 1877 года. Мать моя - Рудомёткина Елизавета Васильевна родилась в Карсе, проживала, дай Бог памяти, в селе Никитино, есть братья двоюродные в Армении, в селе Фиолетово. Конечно, я очень сожалею, что мой прадед в своё время сделал большое разделение в молоканстве. Назвавшись Царём духовным, он стал прыгать и скакать как Давид в своё время. Но ведь надо было правильно прочитать и подумать, ведь Давид не был одет в одежды Христа и даже не был одет в простые человеческие одежды, и это было ещё ночное время, а не время дня, то есть время благодати. Ну да Бог с ним, судья ему Сам Господь...
Журнал читаем по очереди, каждая семья. Прошу прощения у Сергея П. Петрова и у всех братьев и сестёр, что не приехал на съезд в Тамбов. В настоящее время невозможно приехать, пенсии мизерные, а цены на билет астрономические, всей общине надо не есть и не пить пол года. Я знаю, что и у вас не мёд.
До свидания все слушающие и читающие моё письмо. Не судите меня, если что не так написал, покройте всё любовью Иисуса Христа. Наименьший брат во Христе, старец Владимир Михайлович.
Г. Ашхабад, 22 августа 1997 г.
"...Чуть - чуть опишу о твоём журнале №2, статью "О Воскресение и суде" Ступенькина В. В. прочёл. Я радуюсь, что у нас ещё есть такие братья, которые Новый Завет держат как живое, действенное на все времена (слово), потому, что учение это от Самого Господа. Кто примет учение Господне не умрёт, а жить будет во-веки /Ин.5:24-25 и ещё 3 Ездр.2:33-41/. Итак желательно, чтобы Господь помог Вам оживлять журнал такими статьями. Ну а кто не родился свыше, чрез слово Господне, остаётся при себе...
Известный Вам из Омска Шнякин Александр Федосеевич".
У БОГА НЕ ИЗНЕМОЖЕТ ВСЯК ГЛАГОЛ
"Наших читателей заинтересовала личность Георгия Бураковского, которому был посвящён первый номер "Млечного Пути". Я думаю, что судить о личности человека можно лишь по тому, чем эта личность проявила себя в мире. Время деятельности Бураковского в деле возрождения Молоканства совпало с его смертельной болезнью, приковавшей Георгия Георгиевича на 4 года к постели. Рамки его общения ограничились рамками четырёх стен квартиры, телефоном и патронажем Лидии Петровны, смотревшей за ним. И потому все его труды оставленные нам - это, в сущности, его эпистолярное наследие: переписка и дневники. Но лучшим свидетельством о его роли в Движении Возрождения Молоканства будут слова из письма И. М. Соловьёва, которые я привожу ниже".
В. Тикунов
"Твой телефонный звонок Виктор В. с вестью тяжёлой утраты нашего брата Георгия Г., как-то тяжело прошелся по моему сознанию. Лично для меня Гора был большим Господним вестником, слёзы сами бегут по ланитам. Ушёл ещё один воин из нашего редута, а мы так и не поняли, кто был рядом.
О, Господи - Царство Твоё - Царство всех веков!
Разговор или весть твоя Виктор, насторожила к поспешному бденью, сигнал которой возвещает о нашей пассивности.
Кто он был, Георгий, для Учредителя - Отца Небесного, теперь очевидно - он был посланник!
Мир вам и утешение возлюбленные - берегите светильники! Сегодня ушёл Гора, а утрата уже почувствовалась. Присовокупите и нашу молитву в вашем святом собрании на престольной паперти молитвенного благовеста. Аминь".
И. Соловьёв
1 - 2 декабря 1993 г
Мне не удалось почувствовать атмосферу прошедшего съезда [1] из того довольно гладкого изложения его событий в газете "Весть". Более всего хотелось бы знать о Программе Возрождения и Развития Молоканства - и о том, обсуждался ли план организации работы, и формы организации, и кто проявляет интерес к конкретным разделам работы, каковы перспективы редакционно-издательской деятельности, научно-практического поиска.
Для меня остался неясным вопрос о том, какова судьба нашего проекта - будет ли он размножен и распространён хотя бы среди членов Духовного Совета и наиболее инициативных лидеров, проявляющих интерес к развитию молоканской традиции в соответствии с мировыми тенденциями в духовной жизни, направленными на поиски основы к сближению для достижения взаимопонимания по сущностям, лежащим в ядре различных вероучений.
В письмах из общин задаются вопросы, и есть предложение собрать семинар, на котором обсудить проблемы вероисповедания и вести работу по согласованной программе - эти предложения исходят из Кишинёвской общины, которая не была представлена на съезде. И Кишинёвская община, и община из Белгородской области - новая община - высказываются за пересмотр традиции.
Мои представления о порядке богослужений очень скромны и отрывочны - здесь я никому советов давать не могу, могу только спросить о том, какой порядок в какой общине принят, и с Вашего позволения переадресовать вопрос непосредственно Вам.
Что касается философской основы молоканства, то хотелось бы освоить Платоновский диалектический метод, который был развит неоплатониками и послужил основой для развития христианства в самой ранней его поре, он чувствуется и у Г. Сковороды. Современное изложение диалектики Платона представленное в трудах Лосева, не самое легкое чтение, но необходимое.
Другая основа молоканства, которая мне представляется наиболее привлекательной - это его народность. Что касается отношения к православию - то наиболее интересное и самое парадоксальное суждение высказала Лидия Петровна - "молокане - это самые правильные православные" - сказала она.
Работа по формированию потока информации между Административным Центром и общинами должна стать текущей работой и осуществляться через журнал "Духовный Христианин", газету "Весть" и письма, и носить содержательный характер, а значит, это должен быть диалог. Только так Центр может выполнить свою роль объединяющего начала для нашего движения. Но содержание развития нашего движения не может быть понято без анализа его прошлого и нынешнего состояния и без учёта мировых тенденций, которые нужно почувствовать и воплотить в жизнь.
Мне лично ближе всего подход, который, выражаясь научным языком, может быть назван методологическим - т. е. необходимо выработать концепцию развития, основанную на базовых понятиях, принципах, категориях, обеспечивающих сохранение идейного и человеческого ядра молоканской традиционной формы вероисповедания и позволяющей наименее болезненно и с меньшими потерями переходить к возможным новым формам работы.
Наиболее важное понятие, которое я бы выделил - это понятие "общины" - оно есть у всех народов и расшифровка его заслуживает наиболее пристального внимания. Типология общин по размеру, возрастному, половому составу, профессиональному, образовательному уровню, времени возникновения - новая - старая, и по другим признакам позволит вести направленную работу и давать обоснованные рекомендации. Подготовка статей в журнал по расшифровке основных понятий - это будет своеобразная школа по ликбезу - ликвидации нашей безграмотности в вопросах религиоведения и веры. Если помечтать, то можно питать надежду на то, что, накопив такие статьи, со временем мы сможем подготовить издание типа "Молоканской энциклопедии" - сначала малой, затем большой.
Из философских, научных обоснований, выражающих в наиболее концентрированной форме то, что мы хотим исследовать и воплотить в жизнь - мне кажется, может быть выражено через понятие "диалектика молоканского движения", ибо диалектика предполагает исследовать и старину, и необходимость развития, и рождение новых форм, и отпадение старых, очищение идеи и оплодотворение её новыми идеями.
Для меня всё более и более обоснованным кажется утверждение, что мы по существу сталкиваемся с проблемами формирования мировоззрения, а значит с проблемами мышления, и с практикой познания механизмов мышления, воздействия на него через слово и предметную деятельность. В широком смысле мы должны хорошо разбираться в вопросах социальной психологии, без знания которой невозможно ориентироваться в сложных явлениях современного нам мира.
Попытаюсь сформулировать ещё одно понятие, которое должно быть отправной точкой в научных исследованиях и в практической работе: "Единосущностность молоканства и многообразие форм его проявления".
Давая волю мечте, хочется высказаться за объединение /лучше сказать мобилизацию/ лучших сил из молокан в некое творческое объединение на основе взаимодополнения, ну хотя бы в рамках Ассоциации "Отчий дом". Хочется продолжить начатое. Накапливается уже много материала для публикаций в журнале, есть интересные авторы, есть интересные публикации в научной литературе, полезные для молоканского движения.
Один из наиболее болезненных вопросов - это материальное обеспечение реализации наших начинаний. Печатный орган в современных условиях не может существовать на коммерческой основе - это уже всем, наверное, стало ясно. И тем не менее, в письмах, во многих письмах, обращаются с просьбой о высылке духовной литературы молоканского толка. Полагаю, что настало время искать экономные пути общения с общинами по поводу наших публикаций - небольшие материалы содержательного характера могут быть размножаемы в ограниченном количестве экземпляров и рассылаемых в общины оперативно - не менее 1-2 раз в месяц, - тираж по числу общин. К примеру, это может быть особо удачная проповедь, рекомендации по определённому аспекту работы - т. е. то, что делается на ксероксе на 1-2-3 страницы и оперативно рассылается по почте.
Я пишу так подробно Вам потому, что имею в виду богословскую работу, к которой у Вас есть и склонность, и несомненный талант, а у меня горячее желание содействовать Вам в этой миссии и благодаря этому и самому принять посильное участие в этой работе. Надеюсь, что содержательная работа оживит наши общины, того же желает и Лидия Петровна - Вы для нёё всегда желанный гость. Лидия Петровна особенно хорошо чувствует религиозные и политические конъюнктуры современного мира, у неё интересные взгляды на взаимодействие и взаимовлияние различных религиозных систем, на эйпулинизм и синкретизм, на язычество, судьбы современной технократической цивилизации, науки, культуры и искусства - трезвые, практические взгляды, это вселяет в меня веру, что материнская ипостась возьмёт верх над неудержимым авторитарным нравом мужского начала. Вот один из принципов, которым Лидия Петровна пользуется: "Переводите негативное в позитивное", иллюстрируя его следующей аналогией из "Старик и море" Хэмингуэя: "Если я не поймаю акулу, я не поймаю большую рыбу".
Я же пытаюсь руководствоваться в последнее время словами из Евангелия от Луки: "Ибо у Бога не изнеможет всяк глагол". Для понимания всеобщности метода аналогии - эти слова наилучшая иллюстрация и при толковании притч, и изречений - ибо Логос - это и слово, и человек, и другие вещи.
Одним словом - Логос - это голос, а голос - это энергия, но голос - это необязательно только звук - это и свет, и свет слова, а слово вещьно, а значит идейно и энергийно. А потому ожидаю очередного заряда от Вашего ответного слова.
Ваш Георгий".
которой Вы адресовали журнал "Млечный Путь". Я прочла журнал, и мне он очень понравился. Я мало что знаю о молоканском вероисповедании, хотя и родилась в нём. Некоторые статьи явились для меня откровением, такие как "О Воскресении и Суде" В. В. Ступенькина, "Молоканский поп", "Историческая повесть" ("Певец") И. М. Соловьёва. Журнал Ваш ходит по рукам в молоканской общине п. Целина.
К сожалению, где я живу, там нет молоканской общины, и общаюсь я с верующими из баптистской общины. Хотелось бы, конечно, быть поближе к своим корням и Ваш журнал в этом смысле очень помог мне многое переосмыслить. Было бы хорошо, если бы Вы, по возможности, присылали Ваши журналы в п. Целина, так как их здесь будут с нетерпением ждать.
Хотелось бы пожелать вам успехов в издании журнала "Млечный Путь" и огромное Вам спасибо за духовную радость, которую дарите людям..."
Ростовская обл. г. Белая Калитва.
"Журнал мне понравился очень, хорошо отредактирован, прочитала его моя дочка Лариса (она гостит у меня), читала его и Анна Васильевна (наш пресвитер), теперь читают его другие наши сёстры из собрания, и всем им тоже очень понравился.
Желаю всего доброго редакции вашей. Дай Бог вам мудрых мыслей, и проповедуйте слово Божие, в котором так нуждается мир, погрязший в неверие и мирскую жизнь...
В журнале вашем так хорошо описано о певце Пигарёве А.В., и я долго размышляла о нём. Мы Пигарёвы, может и корни какие от нашей фамилии? И так трогательно написано о нём, и вообще обо всех упомянутых в хоре и молении в этой статье И. М. Соловьёва.
Шубина Н. Н., п. Целина."
Приветствуем вас любовью сердец наших и благодарим за журнал "Млечный Путь" №2, который мы получили. По форме и размерам, журнал производит большее впечатление, чем "Добрый домостроитель благодати" или "Слово веры" Кочубеевское. Что касается содержания, то прежде чем читать самому, я дал прочитать журнал нескольким братьям. Наибольшие нарекания вызвала статья-письмо В. В. Ступенькина "О воскресении и суде" в части определения души и воскресения мёртвых. По этим вопросам можно спорить. А вот "Историческая повесть" И. М. Соловьёва "Певец" вызывает недоумение. Зачем автору потребовалось писать неправду о картине Иванова, на которой, будто бы "Чётко просматривается голубовато-сиреневая АУРА-СИЯНИЕ вокруг головы Христа. Я видел эту картину в Третьяковке, но ничего подобного на ней не видел.
Лицо Моисея сияло и об этом сообщает Писание (Исх.34:29). А о том, что лицо Иисуса сияло, мы читаем, что оно "просияло лице Его как солнце" только в день преображения". В полную меру лицо Христа воссияло, когда Он воссел одесную Отца. "Лице Его, как солнце, сияющее в силе своей" (Отк.1:16). Из этого следует, что в обычное время лицо Иисуса было обычным лицом человека. Об этом говорит и прилагаемое письмо (Письмо Публия Лентула Цезарю Рима Тиберию об Иисусе Христе), за историческую подлинность которого я не ручаюсь, но которое показывает, что на раннем этапе христианства, когда была необходимость доказывать язычникам божественность Христа, и то не говорилось об "ауре" или "нимбе". О сиянии лица Иисуса не говорили ни Апостолы, ни Евангелисты, ни защитники Христианства. Всё это, как и "молитвы по обрядному обычаю молокан" (стр.29), и "соборные поклоны" перешло от Православия через Хлыстов и Прыгунов к Духовным Христианам. И в статье не случайно автор называет себя и свою общину не "Духовные Христиане Молокане", а "духовные молокане". От Духовного Христианства осталось очень мало, и распространять и восхвалять всё это едва ли целесообразно. В остальном, большинство перепечатки из прошлых изданий и комментариев не требуют.
До свидания! Да хранит вас Господь".
г. Воронеж.
[Главная страница][Оглавление]