[Главная страница][Оглавление]

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
МЛЕЧНОГО ПУТИ

Из села Языково Тульской области.

Здравствуйте, уважаемый Виктор Васильевич! Мир дому Вашему!

В своём письме хочу выразить Вам огромную благодарность за духовную поддержку, которую Вы оказали мне. Вы подарили мне два номера журнала "Духовный Христианин". Прочитав эти журналы, я нашла в них то, что долгие годы искала. До сих пор я ничего не слышала о судьбе молокан, живших до нас. Теперь, благодаря Вашим журналам, я узнала немало о нашем молоканстве. Поняла, какое огромное значение имеет журнал для нас, молодёжи. В этом журнале я нашла немало ответов на свои вопросы, которые беспокоили с детских лет.

Теперь я понимаю, что Вера в человеке появляется как дар Божий, который должен быть врождённым или прививаться в течение многих лет. В пример приведу себя. Я росла в семье верующих. Мать и отец были замечательными певцами. Пели псалмы, песни и учили петь не только в своей семье, но и других. Когда я пошла в первый класс, этот день я запомнила на всю жизнь. Во время урока учительница спросила: "Дети, кто расскажет стишок?". Я встала и сказала: можно я спою песенку, только она про Бога. Учительница улыбнулась и сказала - пой. Я запела песню:

"Великое дело Творца Бога знать.
Он Своим избранным даёт благодать.
Он научит нас, как на свете жить,
Как на свете жить - Господу служить!"

После того, как я спела песню, все смеялись, и больше всех моя учительница. Мне было так обидно, и я сказала: "Бог вас всех посадит в огонь". Неделю я ходила в школу, а в воскресенье ходила с матерью на собрание. Меня никто никогда не принуждал, я ходила сама и прислушивалась к пению, запоминала песни. Родители мои с детства прививали нам любовь к Богу. Почти каждый вечер в нашем доме можно было услышать пение. Прохожие удивлялись, по какому поводу собралось собрание, а мама отвечала, что это поёт её семья.

Нас в семье было шестеро - 3 брата и 3 сестры, и все умели петь духовные песни. Но случилось так, что по воле судьбы разбросало не только нашу семью по всем уголкам земли, но и всё наше молоканство. Благодаря Вашему журналу мы сможем не только объединиться, но и не дать угаснуть огоньку, сохранить наши обычаи в тех местах, где мы проживаем. Это единственная нить, которая связывает нас между собою и поможет выжить в трудных условиях.

С уважением Екатерина Маслова.

Село Языково, Тульская обл. 1995г

ОТ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН НАВТЛУГСКОЙ ОБЩИНЫ г. ТБИЛИСИ

Сообщаем, что получили от вас журнал "Млечный Путь" 2-ой номер, за что непрестанно благодарим, что не обошли нас таким богатым и поучительным журналом. Перед собранием прочитываем журнал, а потом переходим на Библию. Очень и очень хотелось бы иметь такой журнал для нашей церкви, но мы не можем оказать финансовую помощь, так как у нас все пенсионеры, пенсия всего 10 долларов, молодёжи у нас нет, все уехали в Россию.

Наш пресвитер Богданов Иван В. (подпись), зам. Пресвитера - Корнеев Степан Ал. (подпись) и вся наша церковь низко кланяются вам и желают журналу успешного процветания.

Если будет намечаться какой-нибудь праздник или съезд - сообщайте нам и если мы не сможем приехать, то будем на месте праздновать с вами в этот день.

(Стоит печать Общины).

Письмо В.М. Богатова

"Да не смущается сердце ваше... веруйте в Бога и в Меня веруйте" (Ин.14:1).

Здравствуйте брат по вере и упованию Виктор В. Сообщаю, что журнал №2 "Млечный Путь" получил, за который очень благодарю, и весьма обрадовался, что наше упование ДХМ не оскудело в талантливых братьях и сёстрах, спаси нас Господь, что Он посещает нас этим даром. Но немного смущает меня название журнала: вроде похоже на астрономическое понятие, ведь христианство привыкло к библейским словам и ссылкам.

... Виктор В., очень понравилась беседа В. В. Ступенькина "О Воскресении и Суде" - ясно, понятно и просто, да и вообще весь журнал понравился во всём. Очень внимательно прочитал взгляд в историю "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" А. С. Пругавина. Из этой статьи я узнал дату смерти моего прадеда по матери, Максима Гавриловича Рудомёткина - 13 мая 1877 года. Мать моя - Рудомёткина Елизавета Васильевна родилась в Карсе, проживала, дай Бог памяти, в селе Никитино, есть братья двоюродные в Армении, в селе Фиолетово. Конечно, я очень сожалею, что мой прадед в своё время сделал большое разделение в молоканстве. Назвавшись Царём духовным, он стал прыгать и скакать как Давид в своё время. Но ведь надо было правильно прочитать и подумать, ведь Давид не был одет в одежды Христа и даже не был одет в простые человеческие одежды, и это было ещё ночное время, а не время дня, то есть время благодати. Ну да Бог с ним, судья ему Сам Господь...

Журнал читаем по очереди, каждая семья. Прошу прощения у Сергея П. Петрова и у всех братьев и сестёр, что не приехал на съезд в Тамбов. В настоящее время невозможно приехать, пенсии мизерные, а цены на билет астрономические, всей общине надо не есть и не пить пол года. Я знаю, что и у вас не мёд.

До свидания все слушающие и читающие моё письмо. Не судите меня, если что не так написал, покройте всё любовью Иисуса Христа. Наименьший брат во Христе, старец Владимир Михайлович.

Г. Ашхабад, 22 августа 1997 г.

Письмо А. Ф. Шнякина

"...Чуть - чуть опишу о твоём журнале №2, статью "О Воскресение и суде" Ступенькина В. В. прочёл. Я радуюсь, что у нас ещё есть такие братья, которые Новый Завет держат как живое, действенное на все времена (слово), потому, что учение это от Самого Господа. Кто примет учение Господне не умрёт, а жить будет во-веки /Ин.5:24-25 и ещё 3 Ездр.2:33-41/. Итак желательно, чтобы Господь помог Вам оживлять журнал такими статьями. Ну а кто не родился свыше, чрез слово Господне, остаётся при себе...

Известный Вам из Омска Шнякин Александр Федосеевич".

Г. Г. Бураковкий

У БОГА НЕ ИЗНЕМОЖЕТ ВСЯК ГЛАГОЛ

"Наших читателей заинтересовала личность Георгия Бураковского, которому был посвящён первый номер "Млечного Пути". Я думаю, что судить о личности человека можно лишь по тому, чем эта личность проявила себя в мире. Время деятельности Бураковского в деле возрождения Молоканства совпало с его смертельной болезнью, приковавшей Георгия Георгиевича на 4 года к постели. Рамки его общения ограничились рамками четырёх стен квартиры, телефоном и патронажем Лидии Петровны, смотревшей за ним. И потому все его труды оставленные нам - это, в сущности, его эпистолярное наследие: переписка и дневники. Но лучшим свидетельством о его роли в Движении Возрождения Молоканства будут слова из письма И. М. Соловьёва, которые я привожу ниже".

В. Тикунов

"Твой телефонный звонок Виктор В. с вестью тяжёлой утраты нашего брата Георгия Г., как-то тяжело прошелся по моему сознанию. Лично для меня Гора был большим Господним вестником, слёзы сами бегут по ланитам. Ушёл ещё один воин из нашего редута, а мы так и не поняли, кто был рядом.

О, Господи - Царство Твоё - Царство всех веков!

Разговор или весть твоя Виктор, насторожила к поспешному бденью, сигнал которой возвещает о нашей пассивности.

Кто он был, Георгий, для Учредителя - Отца Небесного, теперь очевидно - он был посланник!

Мир вам и утешение возлюбленные - берегите светильники! Сегодня ушёл Гора, а утрата уже почувствовалась. Присовокупите и нашу молитву в вашем святом собрании на престольной паперти молитвенного благовеста. Аминь".

И. Соловьёв

Письмо Г.Г. Бураковского

1 - 2 декабря 1993 г

Мне не удалось почувствовать атмосферу прошедшего съезда [1] из того довольно гладкого изложения его событий в газете "Весть". Более всего хотелось бы знать о Программе Возрождения и Развития Молоканства - и о том, обсуждался ли план организации работы, и формы организации, и кто проявляет интерес к конкретным разделам работы, каковы перспективы редакционно-издательской деятельности, научно-практического поиска.

Для меня остался неясным вопрос о том, какова судьба нашего проекта - будет ли он размножен и распространён хотя бы среди членов Духовного Совета и наиболее инициативных лидеров, проявляющих интерес к развитию молоканской традиции в соответствии с мировыми тенденциями в духовной жизни, направленными на поиски основы к сближению для достижения взаимопонимания по сущностям, лежащим в ядре различных вероучений.

В письмах из общин задаются вопросы, и есть предложение собрать семинар, на котором обсудить проблемы вероисповедания и вести работу по согласованной программе - эти предложения исходят из Кишинёвской общины, которая не была представлена на съезде. И Кишинёвская община, и община из Белгородской области - новая община - высказываются за пересмотр традиции.

Мои представления о порядке богослужений очень скромны и отрывочны - здесь я никому советов давать не могу, могу только спросить о том, какой порядок в какой общине принят, и с Вашего позволения переадресовать вопрос непосредственно Вам.

Что касается философской основы молоканства, то хотелось бы освоить Платоновский диалектический метод, который был развит неоплатониками и послужил основой для развития христианства в самой ранней его поре, он чувствуется и у Г. Сковороды. Современное изложение диалектики Платона представленное в трудах Лосева, не самое легкое чтение, но необходимое.

Другая основа молоканства, которая мне представляется наиболее привлекательной - это его народность. Что касается отношения к православию - то наиболее интересное и самое парадоксальное суждение высказала Лидия Петровна - "молокане - это самые правильные православные" - сказала она.

Работа по формированию потока информации между Административным Центром и общинами должна стать текущей работой и осуществляться через журнал "Духовный Христианин", газету "Весть" и письма, и носить содержательный характер, а значит, это должен быть диалог. Только так Центр может выполнить свою роль объединяющего начала для нашего движения. Но содержание развития нашего движения не может быть понято без анализа его прошлого и нынешнего состояния и без учёта мировых тенденций, которые нужно почувствовать и воплотить в жизнь.

Мне лично ближе всего подход, который, выражаясь научным языком, может быть назван методологическим - т. е. необходимо выработать концепцию развития, основанную на базовых понятиях, принципах, категориях, обеспечивающих сохранение идейного и человеческого ядра молоканской традиционной формы вероисповедания и позволяющей наименее болезненно и с меньшими потерями переходить к возможным новым формам работы.

Наиболее важное понятие, которое я бы выделил - это понятие "общины" - оно есть у всех народов и расшифровка его заслуживает наиболее пристального внимания. Типология общин по размеру, возрастному, половому составу, профессиональному, образовательному уровню, времени возникновения - новая - старая, и по другим признакам позволит вести направленную работу и давать обоснованные рекомендации. Подготовка статей в журнал по расшифровке основных понятий - это будет своеобразная школа по ликбезу - ликвидации нашей безграмотности в вопросах религиоведения и веры. Если помечтать, то можно питать надежду на то, что, накопив такие статьи, со временем мы сможем подготовить издание типа "Молоканской энциклопедии" - сначала малой, затем большой.

Из философских, научных обоснований, выражающих в наиболее концентрированной форме то, что мы хотим исследовать и воплотить в жизнь - мне кажется, может быть выражено через понятие "диалектика молоканского движения", ибо диалектика предполагает исследовать и старину, и необходимость развития, и рождение новых форм, и отпадение старых, очищение идеи и оплодотворение её новыми идеями.

Для меня всё более и более обоснованным кажется утверждение, что мы по существу сталкиваемся с проблемами формирования мировоззрения, а значит с проблемами мышления, и с практикой познания механизмов мышления, воздействия на него через слово и предметную деятельность. В широком смысле мы должны хорошо разбираться в вопросах социальной психологии, без знания которой невозможно ориентироваться в сложных явлениях современного нам мира.

Попытаюсь сформулировать ещё одно понятие, которое должно быть отправной точкой в научных исследованиях и в практической работе: "Единосущностность молоканства и многообразие форм его проявления".

Давая волю мечте, хочется высказаться за объединение /лучше сказать мобилизацию/ лучших сил из молокан в некое творческое объединение на основе взаимодополнения, ну хотя бы в рамках Ассоциации "Отчий дом". Хочется продолжить начатое. Накапливается уже много материала для публикаций в журнале, есть интересные авторы, есть интересные публикации в научной литературе, полезные для молоканского движения.

Один из наиболее болезненных вопросов - это материальное обеспечение реализации наших начинаний. Печатный орган в современных условиях не может существовать на коммерческой основе - это уже всем, наверное, стало ясно. И тем не менее, в письмах, во многих письмах, обращаются с просьбой о высылке духовной литературы молоканского толка. Полагаю, что настало время искать экономные пути общения с общинами по поводу наших публикаций - небольшие материалы содержательного характера могут быть размножаемы в ограниченном количестве экземпляров и рассылаемых в общины оперативно - не менее 1-2 раз в месяц, - тираж по числу общин. К примеру, это может быть особо удачная проповедь, рекомендации по определённому аспекту работы - т. е. то, что делается на ксероксе на 1-2-3 страницы и оперативно рассылается по почте.

Я пишу так подробно Вам потому, что имею в виду богословскую работу, к которой у Вас есть и склонность, и несомненный талант, а у меня горячее желание содействовать Вам в этой миссии и благодаря этому и самому принять посильное участие в этой работе. Надеюсь, что содержательная работа оживит наши общины, того же желает и Лидия Петровна - Вы для нёё всегда желанный гость. Лидия Петровна особенно хорошо чувствует религиозные и политические конъюнктуры современного мира, у неё интересные взгляды на взаимодействие и взаимовлияние различных религиозных систем, на эйпулинизм и синкретизм, на язычество, судьбы современной технократической цивилизации, науки, культуры и искусства - трезвые, практические взгляды, это вселяет в меня веру, что материнская ипостась возьмёт верх над неудержимым авторитарным нравом мужского начала. Вот один из принципов, которым Лидия Петровна пользуется: "Переводите негативное в позитивное", иллюстрируя его следующей аналогией из "Старик и море" Хэмингуэя: "Если я не поймаю акулу, я не поймаю большую рыбу".

Я же пытаюсь руководствоваться в последнее время словами из Евангелия от Луки: "Ибо у Бога не изнеможет всяк глагол". Для понимания всеобщности метода аналогии - эти слова наилучшая иллюстрация и при толковании притч, и изречений - ибо Логос - это и слово, и человек, и другие вещи.

Одним словом - Логос - это голос, а голос - это энергия, но голос - это необязательно только звук - это и свет, и свет слова, а слово вещьно, а значит идейно и энергийно. А потому ожидаю очередного заряда от Вашего ответного слова.

Ваш Георгий".

"Уважаемый Виктор Васильевич! Пишет Вам дочь Шубиной Н.Н.,

которой Вы адресовали журнал "Млечный Путь". Я прочла журнал, и мне он очень понравился. Я мало что знаю о молоканском вероисповедании, хотя и родилась в нём. Некоторые статьи явились для меня откровением, такие как "О Воскресении и Суде" В. В. Ступенькина, "Молоканский поп", "Историческая повесть" ("Певец") И. М. Соловьёва. Журнал Ваш ходит по рукам в молоканской общине п. Целина.

К сожалению, где я живу, там нет молоканской общины, и общаюсь я с верующими из баптистской общины. Хотелось бы, конечно, быть поближе к своим корням и Ваш журнал в этом смысле очень помог мне многое переосмыслить. Было бы хорошо, если бы Вы, по возможности, присылали Ваши журналы в п. Целина, так как их здесь будут с нетерпением ждать.

Хотелось бы пожелать вам успехов в издании журнала "Млечный Путь" и огромное Вам спасибо за духовную радость, которую дарите людям..."

Ростовская обл. г. Белая Калитва.

Милютина Л.А.

"Журнал мне понравился очень, хорошо отредактирован, прочитала его моя дочка Лариса (она гостит у меня), читала его и Анна Васильевна (наш пресвитер), теперь читают его другие наши сёстры из собрания, и всем им тоже очень понравился.

Желаю всего доброго редакции вашей. Дай Бог вам мудрых мыслей, и проповедуйте слово Божие, в котором так нуждается мир, погрязший в неверие и мирскую жизнь...

В журнале вашем так хорошо описано о певце Пигарёве А.В., и я долго размышляла о нём. Мы Пигарёвы, может и корни какие от нашей фамилии? И так трогательно написано о нём, и вообще обо всех упомянутых в хоре и молении в этой статье И. М. Соловьёва.

Шубина Н. Н., п. Целина."

Письмо Петрова П.А.

Приветствуем вас любовью сердец наших и благодарим за журнал "Млечный Путь" №2, который мы получили. По форме и размерам, журнал производит большее впечатление, чем "Добрый домостроитель благодати" или "Слово веры" Кочубеевское. Что касается содержания, то прежде чем читать самому, я дал прочитать журнал нескольким братьям. Наибольшие нарекания вызвала статья-письмо В. В. Ступенькина "О воскресении и суде" в части определения души и воскресения мёртвых. По этим вопросам можно спорить. А вот "Историческая повесть" И. М. Соловьёва "Певец" вызывает недоумение. Зачем автору потребовалось писать неправду о картине Иванова, на которой, будто бы "Чётко просматривается голубовато-сиреневая АУРА-СИЯНИЕ вокруг головы Христа. Я видел эту картину в Третьяковке, но ничего подобного на ней не видел.

Лицо Моисея сияло и об этом сообщает Писание (Исх.34:29). А о том, что лицо Иисуса сияло, мы читаем, что оно "просияло лице Его как солнце" только в день преображения". В полную меру лицо Христа воссияло, когда Он воссел одесную Отца. "Лице Его, как солнце, сияющее в силе своей" (Отк.1:16). Из этого следует, что в обычное время лицо Иисуса было обычным лицом человека. Об этом говорит и прилагаемое письмо (Письмо Публия Лентула Цезарю Рима Тиберию об Иисусе Христе), за историческую подлинность которого я не ручаюсь, но которое показывает, что на раннем этапе христианства, когда была необходимость доказывать язычникам божественность Христа, и то не говорилось об "ауре" или "нимбе". О сиянии лица Иисуса не говорили ни Апостолы, ни Евангелисты, ни защитники Христианства. Всё это, как и "молитвы по обрядному обычаю молокан" (стр.29), и "соборные поклоны" перешло от Православия через Хлыстов и Прыгунов к Духовным Христианам. И в статье не случайно автор называет себя и свою общину не "Духовные Христиане Молокане", а "духовные молокане". От Духовного Христианства осталось очень мало, и распространять и восхвалять всё это едва ли целесообразно. В остальном, большинство перепечатки из прошлых изданий и комментариев не требуют.

До свидания! Да хранит вас Господь".

г. Воронеж.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz