[Главная страница][Оглавление]
И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
У каждого мыслящего человека история крещения Иисуса вызывает проблемы. Крещение Иоанна было крещением покаяния, предназначенным для тех, кто раскаивался в своих грехах и желал выразить свою решимость покончить с ними. А какое отношение имело такое крещение к Иисусу? Разве не был Он безгрешным и разве не было такое крещение ненужным и неуместным по отношению к Нему? Для Иисуса это крещение имело следующие четыре значения:
1. Это был момент принятия решения. Тридцать лет провёл Он в Назарете, преданно выполняя свою будничную работу и свой долг по отношению к дому и семье. Он, должно быть, уже давно осознал, что время Его выступления настало: Он, наверное, просто ждал какого-то знака. Появление Иоанна Крестителя и было этим знаком. Теперь, видел Он, наступил момент, когда Он должен отправиться на выполнение возложенной на Него задачи.
В жизни каждого человека наступают моменты, когда нужно принять решение и когда решение принимается или отклоняется. Принять решение - значит добиться успеха, отказаться принять решение или уклониться от него, значит потерпеть неудачу. Как это сказал Лоуелл: " Для каждого человека и народа однажды настаёт момент, когда нужно принять решение и выбрать сторону.
"В борьбе истины с ложью, выбрать сторону добра или сторону зла.
Это великий выбор; новый Божий Мессия, предлагает каждому цветение или увядание,
И выбор делается раз и навсегда между тьмой и светом".
В жизни каждого человека настаёт момент, когда нужно принять решение. Шекспир видел это так:
"Есть в жизни человека прилив
И, если пойти по большой воде, обретёшь удачу
Упустишь, и весь жизненный путь пройдёт
На мели и в невзгодах".
Жизнь, в которой не принято решение - напрасно потраченная и тщетная, неудовлетворённая и часто трагическая жизнь. Джон Оксенэм видел её такой:
"Каждому человеку открыты
Пути и дороги;
Высокая душа выбирает высокий путь,
А низкая душа выбирает низкий,
А посреди, на туманных равнинах,
Остальных несёт туда и сюда".
Жизнь по течению не может быть счастливой. Когда явился Иоанн, Иисус знал, что момент наступил, и Он должен принять решение. Назарет был мирной деревней, и дом был ему мил, но Он ответил на зов и на призыв Божий.
2. Крещением Иисус выразил Своё единство с народом. Ему и правда не нужно было раскаиваться в грехах; но в народе наблюдалось движение к Богу, и Он чувствовал необходимость принять участие в этом движении. Человек, имеющий покой, комфорт и богатство, может солидаризироваться с движением, ставящим своей целью дать блага угнетённым, бедным, бездомным, измождённым от работы и низкооплачиваемым. Действительно великое чувство солидарности человек проявляет тогда, когда он участвует в каком-то движении не ради себя самого или своих личных интересов, а ради интересов других людей.
В аллегории Джона Буньяна христианин во время своего путешествия с Истолкователем прибыл к строго охраняемому Дворцу; чтобы войти в него требовалось вступить в бой. У дверей Дворца сидел человек с чернильницей из рога, записывавший имена всех, кто осмеливался на атаку. Все начали пятиться назад и тут христианин увидел, как "какой-то отважный человек подошёл к записывающему и сказал: "Запишите, пожалуйста, моё имя", ибо именно так поступил Иисус, когда Он принял крещение.
3. Это был для Него момент утверждения в избранном решении. Никто не оставляет своего дома со спокойным сердцем, чтобы отправиться в неведомый путь. Человек должен быть совершенно уверен в том, что поступает правильно. Иисус уже решил, что Он будет делать дальше, и вот теперь Он ждал печати одобрения Божьего. В эпоху Иисуса иудеи говорили о так называемой Бат Кол, что значит Дочь голоса. Они верили в то, что существует несколько небес, на верхнем из которых, в неприступном свете восседает Бог. В редкие моменты небеса раскрываются и Бог говорит, но по их мнению, Бог был настолько далеко, что люди слышат лишь отдалённое эхо Его голоса. К Иисусу же голос Божий пришёл непосредственно, прямо.
Из рассказа Марка видно, что это был личный опыт Иисуса, нисколько не предназначавшийся для толпы. Нет, голос не сказал: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный", как сказано у Матфея (Матф.3,17), голос сказал: "Ты Сын Мой Возлюбленный", обращаясь непосредственно к Иисусу. В акте принятия крещения Иисус представил Своё решение на рассмотрение Богу, и это решение было совершенно ясно одобрено.
4. Крещение было для Иисуса моментом облачения в силу. В это время на Него снизошёл Дух Святой. Здесь мы имеем дело с определённой символикой. Дух Святой снизошёл, как может снизойти голубь. Это не случайное сравнение. Голубь - это символ доброты. И Матфей, и Лука говорят нам о характере проповеди Иоанна (Матф.3,7-12; Лук.3,7-13). Миссия Иоанна была миссией секиры при корне дерев; миссией ужасного отбора, всепожигающего огня. Он возвещал осуждение и гибель, а не благую весть. Появление же Духа Святого, сравниваемого с голубём, сразу создаёт ощущение доброты и мягкости. Он победит, но это будет победа любви.
Немедленно после того Дух ведёт Его в пустыню.
И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Едва миновал славный час крещения, началась борьба с искушениями. Здесь нам очень ясно представляется один момент, и мы не можем пройти мимо. Ведь это Дух Святой повёл Иисуса в пустыню для испытания. Тот самый Дух, который снизошёл на Него во время крещения, теперь ведёт (гонит) его на испытание.
В нашей жизни невозможно избежать искушений. Но одно совершенно ясно - искушения посылаются нам не для того, чтобы привести нас к падению; они посылаются нам, чтобы укрепить наши нервы, наш ум. Наши сердца и наши души. Они должны не погубить нас, а пойти нам на пользу. Они должны быть испытаниями, из которых мы должны выйти ещё лучшими воинами и атлётами Божьими.
Допустим, что этот юноша - хороший футболист; он хорошо выступает во втором составе и в нём видны хорошие задатки; что тогда сделает руководитель команды? Вне всякого сомнения, он не пошлёт его в третий состав, где этот юноша мог бы играть с прохладцей и даже ни разу не вспотеть; а он пошлёт его играть в первую команду, где юноша подвергнется совершенно новому для него испытанию и получит возможность проявить себя. Вот так же и искушения - они должны дать нам возможность испытать нашу зрелость и укрепить нас для борьбы.
Фразу сорок дней не нужно понимать буквально. Этот оборот иудеи обычно употребляли для выражения смысла - довольно много времени. Так, например, сказано, что Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24,18); сорок дней и ночей шел Илия, подкрепившись пищей, данной ему Ангелом (№Цар.19,8). Как мы говорим десять дней или около того, так и иудеи употребляли выражение сорок дней не буквально, а в смысле довольно долгое время.
Искушал же Иисуса сатана. В древнееврейском сатана означает противник, соперник. Сатана выступал в качестве обвинителя людей перед Богом. В этом же значении это слово употреблено в Иов. 2, 2 и Зах. 3,2.
Сатана должен был выступать с обвинением против людей. У сатаны был ещё один титул: диавол; слово это происходит от греческого диаболос, что по-гречески буквально значит клеветник. Это ещё небольшой шаг от того, кто старательно выискивает всё, что можно сказать против человека, к тому, кто умышленно и злобно клевещет на человека перед Богом. Это величайший, злостный враг его; и величайший враг человека.
Другими словами, в этом мире есть Бог и Его противник, враг Божий. Почти неизбежно должно было так случиться, чтобы на сатану стали смотреть прежде всего как на врага Божьего. Вот каково значение этого имени сейчас, вот кем он был всегда для людей; сатана - это сущность всего того, что направлено против Бога. Если же мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что именно сатана или диавол стоит за всеми человеческими болезнями и страданиями (Лук.13,16); сатана вошёл в Иуду, соблазнил его (Лук.22,3); мы должны бороться с диаволом (1Пет. 5, 8; Иак. 4,7); деяниями Христа сломлена была сила сатаны (Лук. 10,1-19). Сатана - это сила, выступающая против Бога.
В этом весь смысл истории об искушении. Иисус должен был решить, как будет Он выполнять возложенную на Него задачу. Он понимал грандиозность поставленной перед Ним задачи, но Он также сознавал, что Ему дана огромная сила. Бог говорил Ему: "Принеси людям Мою любовь, люби их до смерти, покори их этой неистребимой любовью, даже если Тебе придётся умереть на кресте". Сатана же предлагал Иисусу: "Употреби Свою силу на то, чтобы вредить людям; уничтожь Своих врагов; завоюй мир силою, мощью и кровью". Бог говорил Иисусу: "Установи Царство любви". И в этот день Иисус должен был выбирать между путём Божиим и путём врага Божьего.
Марк заканчивает свой короткий рассказ об искушении двумя яркими штрихами.
1. И (Он) был со зверями. Часто исследователи считают, что этот яркий штрих несколько дополняет общую мрачную картину. Но, может быть, это вовсе не так. Может этот штрих говорит о том, что звери были друзьями Иисуса. В мечтах иудеев о золотом веке, который должен был наступить после пришествия Мессии, была также мечта о том, что прекратится вражда между человеком и зверем. "И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле" (Ос. 2,18). "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком... И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей" (Ис.11,6-9). Может быть, здесь мы видим первое предвкушение прелести мирного сосуществования человека и зверя. Может быть, здесь перед нами картина того, как звери раньше людей узнали своего Друга и своего Царя.
2. Ангелы служили Ему. В минуты испытаний человек всегда получает божественную поддержку. Когда Елисей со своим слугой был окружён в Дофаиме врагами и, казалось, у них не было выхода, Елисей открыл глаза молодому слуге, и тот увидел вокруг коней и колесницы огненные, принадлежавшие Богу (4Цар. 6,17). Иисус не был оставлен в одиночестве в Своей битве - и мы тоже не одиноки.
После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
В этом кратком изложении благовествования Иисуса содержатся три великих слова, главные в христианстве.
1. Евангелие (благая весть). Иисус пришёл, прежде всего, для того, чтобы принести людям благую весть. Если мы проследим в Новом Завете слово евангелион, благая весть, евангелие, мы можем уяснить себе нечто из его содержания.
а) Это благовествование истины (Гал. 2,5; Кол. 1,5). До прихода Иисуса люди могли лишь на ощупь искать Бога. "О, если бы я знал, где найти Его!" - взывал Иов (Иов. 23,3). Марк Аврелий говорит, что душа может видеть лишь неясно, при этом для "видеть" он употребляет греческое слово, означающее видеть вещи сквозь воду. С приходом же Христа люди могут ясно видеть, каков Бог: больше не нужно гадать и искать в потёмках.
б) Это благовествование надежды (Кол. 1,23). В античном мире господствовали пессимистические настроения. Сенека говорил о "нашей беспомощности в самых нужных вещах". Люди потерпели поражение в борьбе за добродетель. Приход Иисуса принёс надежду в отчаявшиеся сердца.
в) Это благовествование мира (Еф. 6,15). Человек несёт в себе наказание - раздвоение личности. В человеке странным образом смешаны и соединены зверь и ангел. Рассказывают, что однажды задали такой вопрос одиноко бродившему философу-пессимисту Шопенгауэру: "Кто вы?". На это он ответил: "Я хотел бы, чтобы вы сказали мне это". А Роберт Бернс сказал о себе: "Моя жизнь напоминает мне разрушенный храм. Какая сила, какие пропорции в одних частях! Какие неоглядные бреши, какие нагромождения руин в других!". Все несчастья человека от того и происходят, что он одновременно стремится и к греху и к добродетели. Пришествие Иисуса соединяет эту раздвоенную личность в одну. Человек одерживает над своим противоборствующим "я" такую же победу, какую одержал Иисус Христос.
г) Это благовествование обетования (Еф. 3,6). Будет справедливо сказать, что люди всегда ждали от Бога угроз, а не обещаний. Все нехристианские религии знают Бога, требующего и спрашивающего, лишь христианство поведало людям о Боге, готовом дать больше, чем мы просим.
д) Это благовествование бессмертия (2Тим. 1,10). Для язычников жизнь была дорогой к смерти, человек, в сущности, был умирающим человеком, а пришедший Иисус принёс нам благую весть о том, что мы находимся на пути к жизни, а не к смерти.
е) Это благовествование спасения (Еф. 1,13). Это спасение не есть просто нечто негативное; оно включает положительное. Оно не просто даёт освобождение от наказания и избавление от прошлого греха; оно даёт победоносно жить и побеждать грех. Иисус принёс людям воистину благую весть.
2. Покаяться. Покаяние - не такая простая вещь, как это иногда кажется. Греческое слово метанойа в буквальном смысле значит изменить образ мыслей. Человек склонен смешивать две вещи - сожаление о последствиях совершенного греха и сожаление о грехе. Многие выражают крайнее сожаление из-за массы неприятностей, которые навлёк на них совершённый ими грех. Но если бы они были уверены. Что смогут избежать этих последствий, они совершили бы это ещё раз. Они ненавидят не грех, а его последствия.
Истинное раскаяние означает. Что человек не только сожалеет о последствиях, причинённых совершённым им грехом себе самому и другим, но и ненавидит сам грех. Когда-то давно мудрый Монтень писал в своей биографии: "Детей следует учить ненавидеть порок из-за его сути, чтобы они не только избегали совершать его, но и ненавидели всем сердцем; чтобы одна мысль о нём могла вызвать у них отвращение, в какой бы форме он не проявлялся". Раскаяние означает, что человек, влюблённый в свой грех, начинает ненавидеть его за абсолютную греховность.
3. И, наконец, веруйте. "Веруйте, - говорит Иисус, - в благую весть". Верить в благую весть - это значит просто верить Иисусу на слово, поверить, что Бог именно таков, как Он нам о Нём поведал; поверить, что Бог настолько любит мир, что принесёт любую жертву, чтобы вернуть нас к Себе; это значит поверить в то, что всё, что звучит на наш взгляд не совсем правдоподобно - истина.
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симеона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
И они тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним.
И прошед оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети.
И тотчас призвал их. И они, оставивши отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Как только Иисус принял Своё решение и определил Свой образ действий, Он стал набирать людей для исполнения этого. Вождь всегда должен начинать с чего-то. Он собирает вокруг себя группу единомышленников, с которыми он мог бы облегчить своё сердце и в сердцах которых он мог бы записать свою программу. И Марк показывает нам Христа в буквальном смысле слова закладывающим основание Своего Царства и призывающим к Себе Своих первых последователей.
Совершенно естественно, что люди, выбранные Иисусом в качестве Своих последователей, представляют большой интерес для изучения.
1. Нужно отметить, кем они были. Это были простые люди. Они не учились в школах и университетах, они не происходили из священников или аристократов; они не были ни учёными, ни богатыми. Это были рыбаки, другими словами, это были обыкновенные люди. Никто никогда не верил так в простых людей, как Иисус. Джордж Бернард Шоу сказал однажды: "Я не испытываю к рабочему классу никаких чувств, кроме одного: упразднить его и заменить благоразумными людьми". В романе "Патриций" Джона Голсуорси один из героев, Милтаун, говорит: "Чернь! Какое отвращение к ней я испытываю! Я ненавижу её голос, а один взгляд на её лицо - оно такое безобразное, такое незначительное!". Однажды в раздражении Карлайл заявил, что в Англии живёт двадцать семь миллионов людей - и большинство из них дураки!
Иисус так не считал. Авраам Линкольн говорил: "Бог, должно быть, любит простых людей - Он сотворил их так много". Иисус как бы говорил: "Дайте Мне двенадцать простых людей, и с ними, если они будут преданы Мне, Я изменю мир". Человек должен больше думать о том, что Иисус может сделать из него, а не о том, что он сам из себя представляет.
2. Нужно отметить, что они делали в момент, когда Иисус призвал их. Они выполняли обычную работу: ловили рыбу и чинили сети. "Я не пророк , - сказал Амос, - и не сын пророка; я был пастухом и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю" (Ам. 7, 14-15). Зов Божий может прийти к человеку не только тогда, когда он находится в доме Божием или в уединении, но и непосредственно в ходе будничной работы. Как это выразил у Киплинга шотландский инженер Макендрю:
"От соединительного фланца до направляющего шпинделя
Везде я вижу Твою руку, о Боже!
Предопределение - в работе
Твоего шатуна!".
Человек, живущий в мире, в котором повсюду Бог, не может не встретиться с Ним.
3. Нужно отметить, как Иисус призывал их. Зов Иисуса был: "Идите за Мною!". Это вовсе не значит, что в тот день Он видел их впервые. Они, вне всякого сомнения, стояли в толпе и слушали Его, они оставались стоять и говорить, когда толпа уже давно разошлась; они ощущали очарование Его присутствия и притягательную силу Его глаз. Иисус не говорил им: "У Меня есть богословская система, и я хотел бы, чтобы вы изучили её; - или, - у Меня есть кое-какие теории, и Я хотел бы, чтобы вы поразмыслили над ними; - или, - у Меня есть этическая система, и Я хотел бы обсудить её с вами. Нет, Иисус сказал им: "Идите за Мною!".
Всё началось с личного впечатления, которое Он производил на них; всё началось с захватывающего сердце чувства, которое порождает непоколебимую верность. Это однако, вовсе не значит, что нет таких людей, которые доходят до христианства умом, но для большинства из нас последовать за Христом - всё равно, как влюбиться. Говорят, "что мы восхищаемся людьми умом, мы любим их без ума". Всё происходит так, потому что всё так сложилось, а мы таковы, каковы мы есть. " И когда я вознесён буду от земли, сказал Иисус, - всех привлеку к себе" (Иоан. 12, 32). В громадном большинстве случаев человек следует за Христом не из-за того, что Иисус сказал, а из-за того, Кем Иисус является.
4. И, наконец, нужно отметить, что Иисус предложил им. Он предложил им задание. Он призвал их не на покой, а на служение. Кто-то сказал, что каждому человеку важно иметь "дело, в которое он мог бы вложить свою жизнь". И потому Иисус призвал Своих людей не на комфортабельный покой и не на летаргическое безделие: Он призвал их на выполнение задачи, на которую они должны были потратить всю свою жизнь и на которой они должны были гореть, а в конце умереть ради Него и ради своих собратьев, Он призвал их на выполнение задачи, причём они могут добиться чего-то лишь, отдав себя целиком Ему и своим ближним.
[Главная страница][Оглавление]