[Главная страница][Оглавление]
"Был человек посланный от Бога: имя ему Иоанн", - такими словами начинает евангелист Иоанн повествование об Иоанне Крестителе, необыкновенной библейской личности, имя и судьба которого так тесно связались с именем Иисуса Христа. "Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете". И в своём свидетельстве о Христе Иоанн Креститель говорит: "Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа".
Странным было само рождение Иоанна Крестителя: он родился от престарелого священника Захарии и жены его Елизаветы, которая к тому же была неплодной. По своему происхождению Иоанн был из колена Левия и рода Ааронова, и следовательно, по закону Моисееву он принадлежал к сословию священников. Когда же ему исполнилось 30 лет, то он, как и все священники, приступил к служению пред Господом. Формой служения своего Иоанн избрал проповедь крещения покаяния для прощения грехов.
Евангелист Марк говорит о нём, как об Ангеле Господнем, который, согласно древнего пророчества, должен приготовить путь Христу и прямыми сделать стези Ему (Мар.1:2-4). Сам же Иоанн говорит о Христе: "Я не знал Его, но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Ин.1:31). Какая великая и важная роль была отведена Иоанну Крестителю - устроить встречу Израильского народа со Христом и устроить эту встречу должен был именно представитель священства, наизначительнейшей части Израильского народа, личностно представлявших Закон, как неотъемлемую сущность этого народа.
Апостол Павел говорит: "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24), и ещё: "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим.10:4). Поэтому и Иоанн Креститель, как представитель Ветхого Завета и закона, приходит путём законной праведности (Мф.21:32) и выводит народ Израильский из Ветхого Завета на встречу со Христом посредством водного крещения (омовения), которое было понятно народу как законное постановление Моисея об очищении и омовении. Народ откликнулся на призыв Иоанна, крестившего при реке Иордане, но приходя креститься, услышали требование покаяться. Ибо для встречи с Господом первым условием должно быть покаяние. "Я крещу вас в воде в покаяние, - говорил Иоанн народу, - но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Мф.3:11).
Евангельские события развивались стремительно. Трёхлетний срок, отведённый Иисусу Христу для совершения служения искупления, был насыщен путешествиями, проповедью, исцелениями и воскрешением умерших. Господь ценил время, ибо "дни лукавы" и вот уже на следующий день после проповеди Иоанна Крестителя мы видим идущего к нему Иисуса. Несомненно, что тем самым Христос засвидетельствовал Своё признание роли Иоанна Крестителя, и Иоанн Креститель увидев идущего к нему Иисуса, говорит народу: "вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира" (Ин.1:29). Двое учеников Иоанновых услышав такое свидетельство, пошли за Иисусом. С этого момента мы видим рядом с Иисусом не только учеников Иоанновых, но и множество народа.
Таким образом Иоанн исполнил порученное ему Богом дело - вывел народ Израильский посредством покаяния на встречу со Христом и явил Его им, говоря: "вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира", и свидетельствуя, что теперь Христос будет всех верующих в Него крестить Духом Святым и огнём, и всякий принимающий это крещение войдёт в Новый Завет с Богом для жизни вечной. Сознавая величие и значение Иисуса Христа, Иоанн говорит, что "Ему надлежит расти, а мне умаляться. (Ин.3:30).
Мы видим, что вскоре Иоанн действительно "умалился" - царь Ирод посадил его в темницу, где он и был умерщвлён. Светильник, горевший на малое время, погас, потому что взошло Солнце правды - Христос, а при солнечном свете пламя светильника теряет своё значение. И тем не менее, Иоанн Креститель, навечно остался великим пред Богом, как и сказал о нём Ангел Гавриил, что "он будет велик пред Господом" (Лук.1:15), также и Христос сказал о нём: " Истинно говорю вам, из рождённых жёнами не восставал больший Иоанны Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф.11:11).
Значение Иоанна Крестителя, как представителя Ветхого Завета, хорошо иллюстрирует сравнительная таблица, составленная Тикуновым Василием Алексеевичем. Изучив её, многое становится на свои места, в том числе и значение крещения Иоанна.
|
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ |
ИИСУС ХРИСТОС |
1 |
Об Иоанне было
предвозвещено пророками : "Вот, Я
посылаю Ангела Моего, пред лицем Твоим,
который приготовит путь
Твой пред Тобою" (Мал.3:1, Мф.11:10) |
Об Иисусе было
предвозвещено пророками: "Се, Дева во
чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя
Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Ис.7:14,
Мф.1:22-23) |
2 |
Ангел явился
Захарии в храме и сказал ему: не бойся,
Захария, ибо услышана молитва твоя, и
жена твоя Елизавета родит тебе сына, и
наречёшь ему имя: Иоанн, что значит: "Господь
милостив" (Лук.1:13). Здесь Ангел
является мужу Захарии. |
Ангел вошёл к
Марии и сказал: радуйся, Благодатная!
Господь с Тобою; благословенна Ты между
жёнами... и сказал ей Ангел: не бойся
Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
вот зачнёшь во чреве и родишь сына, и
наречёшь Ему имя Иисус, то есть
Спаситель. (Лук.1:28-31, Мф.1:21). Здесь Ангел
возвещает Деве. |
3 |
Захария не
верит Ангелу: "И сказал Захария Ангелу:
по чему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя
в летах преклонных... Ангел сказал ему в
ответ: вот ты будешь молчать и не будешь
иметь возможности говорить до того дня,
как это сбудется, за то, что не поверил
словам моим" (Лук.1:18). Захария
становится немым и молчит. |
Мария в
смирении уверовала. Ангел говорит Марии:
ибо у Бога не останется бессильным
никакое слово. Тогда Мария сказала: се,
Раба Господня; да будет Мне по слову
Твоему. И отошёл от Неё Ангел. Мария в
радости идёт к Елизавете и начинает
славословить Господа. (Лук.1:39-41). |
4 |
Иоанн
рождается от престарелых родителей и
неплодной матери. Иоанн своим рождением
разрешил неплодие матери и немоту отца. Престарелые и
неплодные родители Иоанна есть прообраз
Ветхого Завета, который не мог рождать
плодов Духа. Рождение
Иоанна разрешает неплодие наших сердец
и даёт новые уста посредством покаяния. |
Иисус
рождается от Девы не познавшей мужа
плотского и от Духа. Он является образом
духовного явления новой жизни. Только
после рождения Иоанна рождается Иисус. После
покаяния приготовляется место и путь
Иисусу. |
5 |
Крещение
Иоанново было в воде покаяния. Нужно
человеку верою войти в духовные воды
слова Божия и в чистых слезах покаяния
оставить грехи свои, и таким образом
войти в новую жизнь Духа. |
Крещение
Христово в огне Духа Любви, которое есть
не плотской нечистоты омытие, но
обещание Богу доброй совести, которое
спасает воскресением Иисуса Христа в
нашем сердце. Духовное крещение - есть
крещение совести человека в купели Духа
Любви. |
6 |
Иоанн был
гласом вопиющего в пустыне. Он был
гласом Слова. Когда-то Адам услышал
голос Бога в раю и был изгнан, а здесь
голос в пустыне, призывающий к покаянию
и встрече Христа и Его Царства Небесного. Пустыня - есть
народ Израильский, а неровности её - есть
грехи. |
Христос есть
Слово. "В начале было Слово и Слово
было у Бога, и Слово было Бог. И Слово
стало плотию и обитало с нами, полное
благодати и истины; и мы видели славу Его,
как единородного от Отца" (Ин.1:1-14) |
7 |
Иоанн был
светильником (Ин.5:35). Он не был свет, но
был послан, чтобы свидетельствовать о
свете. (Ин.1:8) |
Христос есть
Свет истинный, Который просвещает
всякого человека, приходящего в мир. (Ин.1:9).
Христос есть Солнце Правды, при свете
Которого всё становится светом. |
8 |
Иоанн сущий от
земли, земной и есть, и говорит , как
сущий от земли. (Ин.3:31). Иоанн, как
представитель Ветхого Закона и мог
говорить только от закона. А закон был
дан для плоти /земли/. |
Христос
пришёл с небес, и потому есть выше всех, и
что Он видел и слышал на небе у Отца, о
том и свидетельствует. Ибо Тот, Которого
послал Бог, говорит Слова Божии. (Ин.3:32-34) |
9 |
Иоанн друг
Жениха (Ин.3:29). Иоанн был послан, чтобы
приготовить народ /невесту/ для жениха /Христа/
и явить Жениха невесте. После этого он
должен был отойти в стороны и радоваться,
ибо дело порученное ему он исполнил. |
Христос есть
Жених (Ин.3:29). Он возлюбил Церковь и
предал Себя за Неё, чтобы освятить Её,
очистив банею водною посредством слова,
и представить Себе славною Церковью, не
имеющею пятна или порока... (Еф.5:25-27) |
10 |
Иоанну должно
умаляться. Зачатие Иоанна, который был 6-ю
месяцами старше Иисуса, было 24 сентября -
во время осеннего равноденствия, и
рождение его - 24 июня - во время
солнечного поворота, когда дни начинают
уменьшаться. |
Христу должно
расти (Ин.3:30). Даже день рождения Христа
имеет символическое значение. Зачатие
Христа /благовещение/ было 25 марта, во
время весеннего равноденствия, и
рождение Его - 25 декабря, когда день
начинает расти, а ночь уменьшаться. |
11 |
Иоанн умер в
день нечестивого празднования дня
рождения царя Ирода. |
Христос умер в
торжественные дни праздника Пасхи. |
12 |
Смерть Иоанна
произошла во исполнение просьбы
танцовщицы - дочери Иродиады. |
Христос умер
по пророческому возвещению
первосвященника Иудейского, решению
синедриона и народа. |
13 |
Иоанн умер в
мрачной темнице, быв обезглавлен и как
бы сократился на целую голову. |
Христос умер
под открытым небом, пред лицем всего
мира. Христос был вознесён и распростёрт
на кресте, четыре конца которого как бы
показывали, что Он привлекает к Себе
весь мир. |
14 |
Иоанн был
образом закона и пророков, которые
должны были умаляться, ибо стареющее и
ветшающее близко к уничтожению. |
Христос есть
Новый Завет (закон Духа) и Евангелие,
Которое должно возрастать в жизнь
вечную. |
[Главная страница][Оглавление]