[Главная страница][Оглавление]
Среди наших братьев молокан ко времени 1858 года появилась в обращении рукопись под заглавием: "О столпах церкви и откуда вера наша", серьезно занимавшаяся разрешением этих обоих вопросов. Рукопись эта обращалась среди духовных христиан во многих экземплярах, по обыкновению написанных уставом. К сожалению, мне пришлось сжечь эту рукопись во время моего ареста полицией несколько лет тому назад.
Одна копия её имелась также и у старца-наставника песковского собрания "постоянных" Ивана Герасимовича Водопьянова, но, к сожалению, в одно злосчастное утро разлившаяся Кура затопила наши Пески, затопила дом Ивана Герасимовича, и эта рукопись погибла в реке вместе с целым мешком многих других ценных рукописей, хранившихся всегда в изголовии постели Ивана Герасимовича. Однако, несмотря на эти потери, я потом по памяти восстановил отчасти эту рукопись "О столпах церкви". Сначала в ней трактовалось о столпах церкви, а потом уже разрешался вопрос, откуда вера наша. В "Столпах церкви" высказывается уверенность, что вера духовных христиан не есть вера новая, а существует давно и что вера эта была лишь временно помрачена.
"Первый князь и основатель веры истинных духовных христиан есть Тамбовской губернии, села Уварова Семён Матвеевич Уклеин, сильный витязь. Святые мужи, верные его помощники в проповеди святой веры, пресвитеры и настоятели разноместных церквей: Моисей Далматович - согласной, Пётр Михайлович Журавцов - борисоглебский, Лука Петрович - аккерманский, Пётр Дементьевич - саратовский, Куприан Иванович - узенский, Тимофей Семёнов и Гавриил Лонтеев - тамбовские, Алексей Трофимов - рассказовский, Пётр Алексеев - озерский, Сафрон Степанов, Степан Самсонов - тамбовские, Игнат Ильич - рассказовский, Моисей Михайлович - бакинский, Трофим Дорофеевич и прочие.
Далее в этом длинном списке столпов бросается в глаза какой-то его высоко - благородие майор, казак донской. Далее следует: ещё многие сильные им помощники, сильные ратники, облеченные во всеоружие Божие, стоявшие за веру, проповеданную с вышеозначенными членами, многие претерпеша великие страдания, изонения от роду своего, лишения домов своих, прочие - чад своих, жен своих, братьев и сестер, прочие - отцов и матерей, и странствовали по чужим дальним сторонам, и даны им различные дары по мере дара Христова каждому по его силе; но вера едина и дух един, и дела едины всем.
Далее следует исчисление заслуг столпов церкви.
О Всесильный, Владыко всех, молитвами и проповедью возлюбленных наших старцев! Утверди веру нашу быть непоколебимою до дня пришествия Господа нашего Иисуса Христа; они со слезами нас просили всех: "каждое воскресенье ходите в собрание наслаждаться, научаться чтению Слова Божия!". Они научили нас приходить в церковь или в дом молиться; они изложили избранные молитвы и церковные моления, псалтырные стоя, а избранные - на коленях и по молении святое лобзание от первого до последнего обоего пола. Они со Святым Духом открыли сладкогласие, устно пение псалмов и "голов", которые поют и разных голосов, которыми поют, от множества невозможно. Разных голосов более двухсот! Но паче всех разумен в пении Пётр Михайлович /Журавцов/. Коль сладко и душе утешительность слитчие разных в преславие, тоны и разные кавычки, украшающие голос Святым Духом многими устами согласно поющих!...
Далее оказывается, что в числе столпов церкви значатся также и женщины, вдовицы и девицы, одарованные благодатию и силою; эти женского рода столпы прославились наипаче сладкоголосным пением.
Столпы эти были: Семёна Матвеевича жена Татьяна, дочери Фёкла, Агафия, Анастасия Семёновны, Фёкла Абрамовна, Фёкла Григорьевна, Арина Тимофеевна и прочие ещё многие с ними святые вдовицы, девицы и женщины, помогавшие им во святом пении и во всех святых делах святой церкви. Все они превозлюбленные наши предки и открыватели веры Господа нашего Иисуса Христа многими слезами и многими молитвами, святою любовью усердно просили нас бояться Бога и хранить Его заповеди, жить в мире и любви даже со врагами своими, и молиться за себя и за царя, и за весь мир, а за открытую веру стоять твердо и готовыми быть на всякое страдание, даже и на смерть.
После этого общего рассказа о столпах церкви следует восхваление одиночных наиболее знаменитых столпов. Особенно достойные похвалы были означенные члены:
Пётр Михайлович Журавцов, просьбою Семёна Уклейна, сияющего своим благочестием, яко зарница посреди звезд и советом всех его помощников, оный Пётр Михайлович с двумя единомысленными своими товарищами Фёдором Семёновым Матвеевым, Иваном Андреевичем с обрядами, взятыми из Священного Писания, не щадя своей жизни, пошел подать обряд истинных духовных христиан Всемилостивейшему Великороссийскому сиятельному престолу, скипетру Его Императорского Величества Всемилостивейшему Государю, Августейшему Монарху, Отцу народов Александру Павловичу.
Благословенный белый царь с возлюбленной своею супругою и с верными своими советниками, кроткими своими устами, напитанными Священным Писанием, начал в присутствии своих друзей спрашивать Петра с двумя его товарищами ответы нашей веры в Господа нашего Иисуса Христа. Государыня под заседание видела сон ночью: три херувима пели псалмы и ходатайствовали освобождение стесненным, и, когда она увидела и услышала пение и просьбу, то тех признала она троих, которых она видела во сне ночью.
Пётр Журавцов, украшенный любовью, милым прежалким взором, исполненный Духом Святым и премудростью Божиею, кроткими устами и нежным голосом давал сильные и удивительные ответы нашей веры на все священные вопросы Его Императорского Величества.
И, наконец, он /Император/ велел им петь. Дарованной им благодатью они с помощью Бога трое, яко едиными устами, тихим и душу пленяющим голосом запели:
"Господи, услыши молитву мою! вопль мой к Тебе да приидет!". Спели 4 стиха с чистыми, по ланитам текущими слезами. При таком сильном убеждении невидимого ангела Его Императорское Величество Александр Павлович в страхе Божием в присутствии своих друзей умиленно рек: "Будет, отдохните, Вы устали".
Итак, они кончили, поклон Богу, Царю. Потом Царь повелением Бога Небесного своими указами защитил от всякой тесноты сионскую веру, беспрепятственно отправлять богослужение по своим обрядам, новорожденным имена нарекать и браки сочетать и похоронять. Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!
Ещё достойные хвалы и славы нашей - вышеозначенный член Григорий Никитин Булгаков, превзошёл верою и любовию, и бесстрашными трудами дела своего паче всех членов; во время сильной брани света с тьмою он Духом Божиим, облеченный во всеоружие Божие, волею своею смело вошел в защиту запороженных наших на ратное поле, яко же Давид единоборствовал на сильного и гордого исполина, облеченного во вся беззаконная оружия своя. О преславный член Григорий Никитин! Коль ты дивен пред царями, сильными вельможами и великими князьями! О, коль преславен ты пред всем народом нашим! Не видим подобного твоей смелой крепости! Бог даровал тебе такую силу и премудрость`! Нам известно, что ни наука твоя сотворила сие, но Дух, владеющий всеми. Такой неграмотный простой человек, с такою обличительною книгою от Невидимого Бога вышел на ратное поле! Не ты ли, меч остер, под кровом руки Бога скрыт был? Не ты ли стрелой уст поразил в смерть гордого исполина попирающего род наш, пролившего много крови насильственно влекомых в свою Иордан? Он гордым духом своим растерзал младенцы наполы полам /?/ от рук матерей, не дающих чад своих; и пролитым слезам числа и меры нет: они хранятся в плачевной чаше Отца Небесного и созревают в жемчужины на День Суда для украшения победоносных венцов тех победителей, кои не щадили душ своих даже до смерти. Но ты, член тела Христова, помощью Бога попрал тех сильных ратников, попирающих братью нашу, которая слезовую молитву приносила в отраде своей, Владыка Мир, за твою победу о Твоем спасении. Воистину достоин ты славы и хвалы и чести, что за весь род наш и за всю веру нашу в Господа нашего Иисуса Христа не пощадил оставить жену свою, возлюбленных чад своих и внучат, и всего богатства и спокойствия, и не ужаснулся ни смерти, ни темницы, ни уз, которых ты всех претерпел.
Прослави Тебя, Господи, пред святыми Своими ангелами и пред святыми Своими пророками, апостолами, мучениками и избранными!".
Нашим братьям, духовным христианам, вообще и в частности, представляло немало интереса узнать, откуда произошла вера их и удостовериться, достаточно ли законно и правильно это происхождение. Понятно, что сочинитель "Столпов церкви и откуда вера наша" происхождению этому не мог дать другого объяснения, как то, что вера наша, отцами нашими и святыми старцами взятая из святой Библии, открыта Самим Господом в самое мрачное время среди рода строптивого и развращенного, и сие упование нашей веры - не от человека искусного и ученого, но Духом Святым от Господа излилась в сердца простодушные.
Просим братьев сравнить этот замечательный документ "О столпах церкви" с тем прошением Журавцова, которое помещено в первом нумере журнала /"Духовный Христианин" N1-1905г/; между ними есть разница: в прошении сказано, что с Журавцовым ходили к Царю Максим Лосев и Матвей Мотылёв, а в "Столпах церкви" названы совсем другие: Фёдор Семёнов Матвеев и Иван Андреевич. Кроме того, в "Столпах церкви" является царица и наконец, сказано, что свободу нашим предкам царь Александр дал "указами", то есть, как будто бы был издан не один указ, а несколько. Вообще этот документ "О столпах церкви" должен иметь важное значение для выяснения вопроса об юбилее /столетнем/.
Антон Киреевич Болотин - наставник тифлисского собрания "духовных" /прыгунов/ молокан.
2-го января 1906 г.
/Материал перепечатан из журнала "Духовный Христианин" N-4, март 1906г./
[Главная страница][Оглавление]