[Главная страница][Оглавление]

ПРОТИВОСТАТЬ
СТРЕЛАМ
ЛУКАВОГО

С.П. Петров

Я узнал о намерении напечатать в журнале мою статью о создании Союза Духовных Христиан-молокан. Это-то и побудило меня отложить все прочие дела и сразу же взяться за это письмо. Тут неотложное дело. Я хотел бы убедительно просить не публиковать то, что ты ошибочно посчитал за статью, а если уж публиковать, то обязательно с этим письмом.*

То, что написал я, должна бы быть статья, если бы я написал её пораньше, чтобы можно было опубликовать в журнале ещё до Первого Съезда ДХМ. Но время было упущено. Перед Съездом я успел только прочитать свой труд на нашем собрании Духовных Христиан-молокан г. Тамбова. На собрании мои мысли поддержали, и я думал этот труд передать в комиссию по предложениям на Съезде.

Но работа Съезда уже с первого дня была не совсем по программе Съезда. К концу первого дня работы Съезда я понял, что выступать со своими предложениями перед делегатами Съезда поздно - слишком много было организационно сделано в плане создания Союза в его традиционной структуре. Тогда, посоветовавшись с нашим пресвитером Александром Павловичем, я дал бумагу с изложением мыслей о структуре Союза не в комиссию, а Александрову, чтобы он посоветовал мне, как быть. Ведь я был в затруднительном положении. С одной стороны, я был убеждён, что работа идёт не в том направлении, а с другой, я не видел за собой права останавливать работу и пытаться направить его в то русло, которое я считал более правильным. Вместо помощи от меня могла быть только помеха.

Иван Григорьевич совета мне не дал, а сказал только, что я в общем-то прав, но как дилетант. Я понял для себя, что если бы я знал все обстоятельства, которые связаны с формальной регистрацией Союза, то, возможно, моё мнение было бы несколько иное. Мы с Александром Павловичем решили подождать со своими предложениями, а своё отношение к Союзу, как делегаты от своей общины, и возможность участия Общины в Союзе определить по тому, в каком виде Союз будет создаваться.

К счастью, как бальзам на больную душу было то, что и почти без моего участия большинство препятствий, из-за которых не только я, но, как мне думается, ни один Духовный Христианин не мог вступить в Союз, было устранено. Это вселило надежду, что звание Духовные Христиане наше братство носит не напрасно. Правда, в Уставе ДХМ ещё оставались пункты, которые, на мой взгляд, никак не приемлемы для Союза Духовных Христиан. Я вполне понимал, что Устав этот нужен не столько, как внутренний закон, сколько как формальная бумага необходимая для регистрации. Но всё равно, оставлять эти пункты в Уставе, как документе Съезда ДХМ, было позорно. Поэтому я пытался сделать всё возможное, чтобы обратить на это внимание. Но, к сожалению, то ли речь моя неубедительна, то ли по другим причинам, меня не поняли.

Несмотря на это, в целом мы видели, что Союз ДХМ формируется не как орган духовной власти, а как организационная структура. А поэтому мы не только поддержали создание Союза, но и по приезде в Тамбов рассказали своим братьям и сестрам о нашем положительном отношении к Союзу.

Значит ли это, что я изменил своё мнение о неприемлемости традиционной организации Христианского Союза для Союза Духовных Христиан-молокан? Нет, я по-прежнему считаю, что ни одна личность, ни одно объединение людей в Духовном Христианстве не должно выполнять функцию духовенства, осуществляя земную власть в духовной сфере. Просто сейчас я имею надежду на то, что, несмотря на несоответствие организации Союза и его Устава принципам нашего Братства, духовность его членов может с успехом противостать стрелам лукавого, в частности его излюбленной стреле - расколу верующих.

Это отнюдь не значит, что мы должны спокойно взирать на это несоответствие, это не значит, что мы не должны в духе братской любви отстаивать эти принципы. Я сам на Первом Съезде за два наиболее принципиальных вопроса в Уставе спорил немало. Но только споры эти не должны разрушать того, что уже создано и что, несмотря на несовершенство, может быть полезно. А необходимость чёткого осознания, что представляет собой наш, вновь созданный Союз, очевидна.

Почему возник вопрос о возможности вхождения в Союз молокан разных толков и течений? И почему, несмотря на правильное, как я думаю, решение этого вопроса, оно не всеми было понято? Если мы создаём Союз для организации совместной деятельности Общин, понятно, что совместная деятельность общин разных течений не только возможна, но и полезна во многих сферах. А поэтому понятно, что нет ничего предосудительного во вступлении в Союз Духовных Христиан разного толка. Другое дело, когда Союз создаётся для управления общинами. Тогда прыгуну не ясно, зачем ему выполнять постановления Съезда, на котором большинство было постоянных, а постоянному неясно, зачем им выполнять решения прыгунов.

Боюсь, что нечёткая постановка этого вопроса и нечёткое его освещение на Первом Съезде и по сей день держит многих христиан и общины в выжидательной позиции. Боюсь, что многие братья и сейчас неясно представляют себе, для чего нужен и нужен ли вообще в Духовном Христианстве Союз. Боюсь быть назойливым, но хочется ещё и ещё раз повторить: нам нужны организации в нашем братстве, назовите их как угодно - Центром, Советом Союза или ещё как-нибудь, но эти организации должны помочь слабеющим общинам проповедниками, помочь организовать выпуск литературы, помочь работе с детьми и молодёжью, и так далее. Помочь реальной деятельностью, а не постановлениями и решениями. Помогать деловыми советами в духе братской любви, а не указаниями.

Боюсь, что этого тоже многие не понимают. Боюсь, что и ты /Тикунов Виктор/ это понимаешь иначе. Я откровенно высказал свои мысли и обстоятельства, при которых эти мысли сформировались, и думаю, может, и пригодится что-то.

С искренней любовью Петров Сергей.

Тамбов. Октябрь 1991 год.

От редакции: Выполняя просьбу брата Петрова С., помещаем в журнале и это письмо как продолжение его статьи-размышления о Союзе ДХМ напечатанной в 1-ом номере "Млечного Пути". В следующих номерах журнал продолжит публикацию материалов связанных с организациями молоканских Союзов и деятельностью этих Союзов. Таким образом, возможно обозначатся пути к исправлению создавшегося положения в нашем молоканском вертограде.

Редакция журнала "Млечный Путь" обращается к пресвитерам общин, проповедникам, ко всем, кому не безразлична судьба молоканского движения, откликнуться на тему молоканских съездов и прислать свои размышления о том, как вы оцениваете прошедшие съезды и какими вы желали бы видеть съезды будущие. Какие вопросы и проблемы созрели для того, чтобы их поднять на съезде.

Мы будем благодарны, если вы не только откликнитесь на нашу просьбу, но и поделитесь имеющимися материалами о прошедших съездах.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz