[Главная страница][Оглавление]

СЛОВО И ЖИЗНЬ

Ф. А. Желтов.

"Слово человека есть кровь его сердца"
/ Арабская пословица /.

Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Есть прекрасное евангельское выражение Христа сказавшего: "Слова, которые говорю Я, суть дух и жизнь", то есть то, что передаётся Им в Своих словах, есть внутренне духовно пережитое и осуществляется личным бытием в самой жизни.

Только в этом смысле и можно понимать и другое евангельское выражение: "И Слово стало плотию", то есть осязаемым для всех явлением жизни. Только в этом смысле можно понимать, почему простолюдины, слушатели слов Христа, говорили: "Он учит не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий".

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врождена чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преёмственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Таково значение человеческого слова. Печатное слово, являясь хорошим пособником самообразования, может тогда только исполнить своё высокое значение, когда оно будет содержать в себе серьёзный и разумный материал, отвечающий запросам человеческого духа, и когда с вдумчивым расположением будет относиться к нему читатель.

Другая же область общения людей есть художественная изобразительность того настроения и тех чувств, которые испытывает и переживает сам человек. Это область искусства, которое передаётся им живописью, посредством картины, или художественно же, посредством печатного слова.

Вопрос широкого народного образования и самообразования, как средства поднять и расширить умственный кругозор и уровень сознания человека, должен составлять самую серьёзную и неотложную задачу настоящего времени. В этом же содержится и необходимость уяснения особого общественного значения образования, а также смысла и цели дела литературы, как средства умственного общения между людьми.

2

Если кому либо приходилось бывать в музеях древностей, то он мог заметить там собранные из развалин древних городов каменные столбы и плиты с высеченными на них разными надписями. Это, ещё на заре человечества в странах древних царств: Ассирии, Вавилоне и Египте, люди стремились закрепить свои мудрые мысли, чтобы передать их потомству. Они с большим трудом высекали эти слова на граните, так как способ писания на пергаменте введён был уже много позднее.

Есть сказание, что когда греческий мудрец Пифагор, путешествуя в древности по Египту, спросил жреца одного храма: "почему на каменных плитах записаны только самые мудрые изречения? - "Потому, - ответил жрец, - что высечь на камне даже одно слово стоит громадного труда, значит тут, на граните, глупостям и пустякам не место".

Это же правило, пожалуй, нелишне приложить и современному печатному слову. Оно, правда, передаётся теперь не через бездушные каменные плиты, а через бумагу, которая "всё терпит", но высекается-то она для потомства по прежнему на человеческом разуме и сердце, которые тоже, ведь, с большим трудом поддаются обработке, а потому там глупостям и пустякам также не должно быть места.

Известно из признания многих выдающихся писателей и даже таких, как Гоголь и Лев Толстой, что они сожалели о спешно напечатанном из ранее написанного, так как всё это, оставленное бы далее пережитым и перечувствованным, было бы не тем, чем оно явилось в первую минуту.

Пишущему эти строки не раз приходилось слышать лично от Льва Николаевича такие признания. Пусть это будет простым строгим требованием к самому себе одарённых особым художественным чутьём и талантом людей, но из этого надо сделать и общий вывод и не только для писателя, но и для читателя, а ему то надо иметь не менее серьёзное отношение к печатному слову. При современной лёгкости передачи и размножения слова чрез печать, само писание в большинстве обратилось в простое дело для удовлетворения спроса.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

3

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах. Всякий желающий, кто бы он ни был, какими бы способностями ни обладал, всегда может сделать из себя своими собственными усилиями всесторонне образованного человека.

Известный поборник народного образования Н.А. Рубакин говорит: "нет такого ума, даже тёмного из тёмных, нет такого положения даже тяжёлого из тяжёлых, из которого бы самый средний, самый серенький человек не мог бы двинуться вверх и вперёд".

Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной жизни. Это говорится о людях, не имеющих иных условий для своего просвещения, как только через самообразование. Но что сказать о тех, кому представилась возможность воспользоваться всеми условиями и средствами образования? Что сказать о человеке, получившем всестороннее и полное образование?

4

К такому человеку жизнь предъявляет и больше требований. Образованный человек должен всё своё знание превращать в постоянный источник света для других. Он должен войти в сферу просветительного и облагораживающего влияния на самую жизнь и стать в непосредственное общение с народными массами. Образованный человек должен представлять ту частицу общества, которая из грубого материала жизни претворяется, как кровь в сердце, в духовные ценности для всего общественного организма.

В нём должен проявляться особый вид общественной деятельности. Он должен представлять из себя не мёртвую пассивную силу, а деятельное сердце и мозг общественного организма, разумно соединяясь со всеми его направлениями, как сила мыслящая, чувствующая и направляющая. Он должен понимать и оценивать действительность с точки зрения общественного блага. Образованный человек не может быть образован только для себя и про себя, - он образовывается для всех и должен быть светлым явлением в том уголке, где он живёт.

Особая чуткость и отзывчивость к интересам окружающей жизни, вообще, и к личной каждого, в частности, есть своего рода образованность характера и мир чувства, что дополняет умственное развитие так же, как при цветке, кроме его красивого вида, нужен ещё и плод. Он должен помнить, что мир жизни - это мир общественного трудообмена и взаимопомощи в тесной связи служения друг другу, а для этого одного умственного развития не достаточно, нужно ещё и развитие чувства, той особой чуткости и отзывчивости, которые характеризуют особенности отношения человека к другим в его поступках и деятельности.

Такое повышенное требование к образованному человеку диктует в настоящее время и сама жизнь. Образованному человеку не достаточно только знать о многом научном, но нужно показать на себе, как это научное нужно прилагать к жизни в общении с людьми, короче говоря - жить научно.

А это уже переходит в область самопознания, в область чувства. Для этого нужно прежде всего самому сделаться духовно стойким и сильным, нужно в себе накопить не только силу мысли и разума.

Быт жизни засорён многими привычками с пагубными последствиями и это только потому, что люди видят примеры поступков других людей в удовлетворении своих вредных прихотей. Практическое же применение научной мысли, образование отдельных кружков для проведения научных идей в жизнь, создадут оживляющие жизнь центры, от которых пройдёт в общественную жизнь влияние на создание нового научного быта народной жизни. Этому поможет уменье образованного человека вдумываться, оценивать и понимать запросы текущей жизни.

Способность же образованного человека организовываться в жизни, опираясь на достоверные научные знания и беспристрастные нравственные обязанности, должно быть всегда достоянием общества, как материал, возмещающий общественное неравенство умственного развития, в особенности, при наследии этого от прошлых условий общественной жизни. Вот, только с такими личными отношениями образованного человека к жизни и можно назвать его истинно образованным в самом лучшем и высоком значении этого слова.

5

Но таким же человеком можно назвать и простого крестьянина или рабочего, если он, получив начальное образование, посильно дополнил его самообразованием и создал себе цельное воззрение на естественный и исторический мир и установил разумное отношение к жизни, хотя бы он не знал ни Шиллера, ни Шекспира, ни Гете, ни правил высшей математики. Напротив, человека, хотя бы многому научившегося, но умеющего говорить о чём угодно лишь заученными фразами и чужими, не пережитыми самим словами, можно назвать необразованным, хотя бы он и представил о себе свидетельство от учебных заведений и испытательных комиссий. Только личное переживание человека даёт условия особой полезной общественной деятельности образованному и необразованному человеку.

Древняя культура передавалась человечеству через непосредственное общение мудрых людей с народной жизнью. Они шли в самую гущу этой жизни и своим словом будили в людях их сознание, возвышая в них чувства и обогащая их знанием. Они болели их болезнями, они страдали их страданиями, они разделяли их лишения, но они же их духовно и обогащали, говоря: "мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем".

По истории известно, что в создании особенно ценных мудрых достижений и глубоко продуманных мыслей участвовали в большинстве люди самоотверженного подвига и непрестанного труда, люди, отличающиеся простотой жизни и умеренностью. И как была серьёзна их жизнь, так серьёзны были и остались и их мысли. В личной жизни они служили словом и примером в самом широком общении с народной жизнью; когда умирали, они оставляли и на памяти людей и на записях на камнях те мудрые изречения и слова, которые сами пережили и передали для этого и другим.

Современному же учёному /заранее прошу извинения у людей науки: говорю не о здоровых, а о больных/, - это кажется не так; он сидит у себя в кабинете при хорошей окружающей обстановке, с обилием художественных и литературных ценностей, сидит и "пописывает", а читатель его, тоже в богато обставленной квартирке, так же сидит и "почитывает". Трогательная идиллия, если бы между этими двумя состояниями не было той толщи трудовой народной жизни, в которую ещё не проникли лучи науки и образования. Правда, в культурном развитии жизнь далеко ушла от прежних воспоминаемых времён: изобретён телеграф, телефон, радиопередача и книгопечатание - всё это служит лёгкости передачи слов в широкие народные массы, но мы напомним слова Христа: "сие надлежало делать и того не оставлять".

6

Только в особых условиях личной деятельности образованного человека и при непосредственном общении его с широкими народными массами может создаться и широкая возможность передачи образования практическим жизненным путём в самую среду народной жизни. Если в стенах учебных заведений передаётся учащимся знание, то вне этих стен должна работать сознанием и практика.

Приобретённая образованным человеком научная ценность обязывает его к этой особой научной деятельности в непосредственном общении с людьми. Этим, несомненно, значительно облегчится и разовьётся самообразование для тех, кому нет возможности оторваться от семейной трудовой жизни и посвятить свои годы исключительно науке. Правда, один из видов общения представляет из себя и литература, это - то печатное слово, которое является посредником между мыслящим образованным человеком и человеком, ищущим средств для своего духовного развития. Но ведь самое слово, которое передаётся литературой, происходит из тех процессов жизни, в которых находится сам человек по выражению: "кто кем побеждён, тот тому и раб".

Мы уже сказали, что от серьёзной жизни происходили и насаждались и серьёзные мысли; добавим к этому, что - и лучшие художественные произведения. При прежнем трудном способе передачи мыслей потомству мудрые люди влияли на умы не посредственным общением во всех условиях человеческой жизни, а передавая это через письмо, обдумывали и, прежде чем писать, оценивали то, что хотели передать и относились почти религиозно к этому акту, а эта оценка перешла и в народные массы, которая назвала такие слова и мысли священными, да они так и должны считаться, так как в них отражалась многовековая человеческая мудрость. Всё это передано нам как наследие прошлого жизнью всех, то - есть многих поколений, положивших на это свои труды для всех, то есть всему человечеству, а не одному кому-либо для его личного владения.

Мы же, взойдя в эти труды должны отдать эти труды с прибавлением к ним и своих, тоже для жизни всех, то есть для жизни общественной. Всё, что ранее для этого было добыто: наш язык, наша нравственность, семейственность, общественность, хозяйственность, научные достижения, всё это создано общественной жизнью, Без общественной жизни таких достижений не получилось бы, не получилось бы и потому, если бы не было в человеке способности к творчеству, не было бы потребности в стремлении к высшим целям и задачам общечеловеческой жизни, не было бы процесса взаимообмена и взаимопомощи, как главной силы всего человеческого прогресса, а потому всё то. Что уже достигнуто и находится в обороте жизни, и всё то, что может быть и ещё достигнуто, всё это должно передаваться и принадлежать каждому и всем, на языке религии и философии это и называется любовию, то есть такими взаимоотношениями между людьми, которыми закрепляются в сознании человека высшие нравственные ценности по выражению древней мудрости об извлечении драгоценного из ничтожного для того, чтобы написать это живыми письменами на мыслях и сердцах людей.

В этом и состоит весь смысл образования и употребления тех средств, которые даст наука и просвещение; это и должно быть главною основою всей деятельности человека во всех проявлениях общественной жизни, и на эту сторону духовного человеческого развития и должны быть направлены все средства и ценности науки и образования и также, как и на каменных плитах высекались в древности на вечные времена мудрые слова для потомства, надо высекать этими ценностями для потомства уже на разуме и сердце человека неизгладимые живые письмена только самого мудрого и полезного для человеческой жизни и всегда помнить, что пустякам и глупостям там не должно быть места.

Ф.А. Желтов

Богородское Нижегородской губ., Павловского уезда. Май 1925г.

Материал перепечатан из журнала "Вестник Духовных Христиан - Молокан" № 12, 1925г.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz