[Главная страница][Оглавление]
"И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах" /Марк.4:11/
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" /1Кор.2:14/
"читающий да разумеет" /Матф.24:15/
Приступая к духовному толкованию Слова Божия, которое заключается в
Так же мы должны знать, что Писания многообразны /Евр.1:1, 1Кор.10:6,11/ и иносказательны /Гал.4:24/, что Закон назван тенью будущих благ /Евр.10:1/, да и в своей сущности все книги Священного Писания говорят о Христе и ведут к Нему.
Хотелось бы напомнить тем, кто считает себя не плотским, а духовным /1Кор.3:1-3/ и "Кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего" /Сирах.39:1-10/, он тем самым ставит себя в положение ненавидимого со стороны плотского христианства, как и предупреждал об этом Иисус и апостолы /Иоан.17:14, 6:63, Рим.8:5-7, Гал.4:17/.
Отправной точкой для нашего толкования возьмём следующие стихи из 11 Псалма: "Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное". К тому же призывает нас и апостол Пётр, говоря: "возлюбите чистое словесное молока, дабы от него возрасти нам во спасение" /1Пет.2:2/.
В чём же заключается чистота слов Господних?
Ведь Священное Писание повествует нам порой о вещах непристойных, с точки зрения морали. В Библии мы прочтём и о пьянстве Ноя, и о его наготе, о грехе Лота, о Самсоне и блуднице, о согрешении Давида и многое другое. Не потому ли находятся люди, оправдывающие свои беззакония примерами согрешений праведников, описанных в Священном Писании. Это о таких вынужден был сказать Господь через пророка Осию, что: "грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их" /Ос.4:8/.
Отсюда следует, что чистоту Слова Божия мы должны видеть не в бытописании библейских историй, ветхозаветных обрядовых постановлениях, или же букве Писания, а в духовном значении всего этого, потому что "буква убивает, а дух животворит" /2Кор.3:6/. К этому призывает нас и сам Иисус Христос говоря, что только "дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь" /Иоан.6:63,64/.
И вот эту самую жизнь и даёт нам мудрость, которая заключена в словах Священного Писания, как пишет Соломон, что "превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею" /Еккл.7:12/. Так же написано, что "таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна" /Прит.24:14/. Этому посвящена и вся 24 глава книги Сираха, из которой мы видим, что мудрость, заключённая в Законе Всевышнего, уподоблена рекам Фисону, Тигру, Ефрату, Иордану и др. Такое сопоставление мудрости и воды не случайны. Уподобление воды - мудрости мы встречаем и у апостола Иакова, когда он задаётся вопросом: "Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?, - и затем указывает нам на источник этой воды, которым является сердце человека, - "но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" /Иак.3:11-17/..
Не о том ли говорят слова Иисуса, что: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его" /Лук.6:45/, потому что "исходящее из уст - из сердца исходит" /Матф.15:19/. А если сердце человека обладает таким знанием, то и призывает нас Соломон говоря: "Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни" /Прит.4:23/.
Здесь я несколько отвлеку мысль и скажу, что одной из самых тайнописных книг Священного Писания, содержащей глубокие тайны Божии, является первая книга Моисея - Бытие и особенно первые главы её. В ней мы находим многие первоисточники судеб людских, также и начала духовных понятий.
Так в первой главе этой книги написано, что в начале творения, когда ещё земля была безвидна и пуста, тогда "Дух Божий носился над водою". После же того, как Богу угодно было явить свет и отделить его от тьмы, тогда: "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" /Быт.1:2,6,7/.
Возникает вопрос: для чего нужно было Богу разделять воды на верхние и нижние? Не кроется ли в этом тайна, говорящая о двойственной природе нашего мира? Размышляя об этом, Сирах пишет: "Так смотри и на все дела Всевышнего; их по два, одно напротив другого" /Сирах.33:14/. Также и Моисей, благословляя сынов Израилевых перед своею смертью об Иосифе сказал: "Да благословит Господь землю его вожделёнными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу" /Втор.33:13/. Хочу заметить, что под словом "бездна" в Писании обозначается не безбрежность космического пространства, а глубина морских вод. Так что в приведённых выше стихах говорится о двух водах - небесной росе и бездне, что внизу.
Это о них поётся в 41 Псалме: "Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною" /Пс.41:3/. И всё это имеет важное и глубокое значение, поняв которое, нам станет ясным и духовное крещение, заключающееся в очищении и освящении нашем, также и многое другое, связанное с водой.
Итак, мы видим, что существует два вида или рода вод. О нижних водах можно сказать следующими стихами Псалма: "Спаси меня Боже; ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня" /Пс.68:1-2/, потому что "нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь" /Ис.57:20/.
О такой воде написано: "это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое" /Иак.3:15,16/. Но есть и другой род воды, о котором сказано как о мудрости "сходящей свыше", которая, "во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" /Иак.3:17,18/. Вот к такому источнику тихих вод поведёт Пастырь овец Своих /Пс.22:2/, "Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод" /Отк.7:17/. Вот об этой живой воде сказал Иисус, что "кто будет пить воду, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" /Ин.4:14/.
Так вот, вода эта живая истекает от порога храма /Иезек.47:1/, и от престола Бога и Агнца /Отк.22:1/. ПО Писанию храмом Божиим называется человек, живущий по Духу, как написано: "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?" /1Кор.3:16, 6:19/. А если тела наши названы храмом Божиим, то порогом такого храма, как источника воды живой, окажется чистое и смиренное сердце.
Но мы знаем, что: "Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему" /Лук.6:43,44/, "также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду" /Иак.3:12/. Следовательно, если человек "мёртв по преступлениям и грехам своим" /Еф.2:1/, то источник его сердца окажется если не "разбитым водоёмом" /Иер.2:13/, который не может держать воды, то, во всяком случае, "болотом и лужей, оставленными для соли" /Иезек.47:11/.
Говоря обо всём этом, мы должны согласиться с тем, что Господь наш Иисус Христос пришёл спасти душу человека, а не его тело /Матф.10:23,39 и 16:26, Иоан.12:25, Иак.5:20/. согласившись с этим, мы поймём, что человек, находившейся в болезни 38 лет и лежавший у купальни, в духовном понимании есть наша душа, желающая исцеления. Вот с этой точки зрения мы и будем разбирать этот случай.
После всего написанного можно с уверенностью сказать, что под образом купальни нам показан Ветхий Завет в сердце человека, который не мог более исцелять больные души. "Ибо если бы первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды искать место другому" /Евр.8:7/, потому что "если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа - то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека…" /Евр.7:11/.
"Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона…" /Гал.3:21-23/.
И среди "великого множества больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды" для исцеления, находилась под стражею закона и наша больная душа. Время от времени в эту купальню сходил Ангел Господень и возмущал, т.е. приводил в некоторое движение застоявшуюся воду обрядового левитского служения, и сходящие в тот момент в неё - выздоравливали.
В Писании мы видим, что до пришествия Христа Ангел Господень посещает Захарию священника - отца Иоанна Крестителя, посещает и Марию, мать Иисуса, посещает пастухов в ночь рождения Иисуса. В такие моменты стоячая вода купальни, то есть учения закона, приходила в движение, напоминая людям о милости Господней /Лук.1:50,72/. Потому и называлась купальня "Вифезда", то есть "Дом Милосердия".
Несмотря на то, что находящиеся под законом были порабощены вещественными началами мира /Гал.4:3/, держась постановлений закона /Кол.2:20/, для них оставалось напоминание о будущей благодати, и что не водою, а "милосердием и правдою очищается грех" /Прит.16:6/, а также "вода угасит пламя огня, и милостыня очистит грехи" /Сирах.3:30/.
Итак, если под видом купальни нам показано ветхозаветное сердце, заключённое под стражу закона, то чем же тогда будут являться пять крытых ходов этой купальни? Мы знаем, что сердце есть внутренняя, сокровенная часть человеческого существа, являющаяся хранилищем сознания. Оно связано с внешним миром пятью чувствами, которые тесно сокрыты от других: "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?" /1Кор.2:11/.
В Евангельском повествовании они представлены пятью крытыми ходами, в других местах Священного Писания, они показаны окнами или дверями. Это о них пишет пророк Иеремия /Иер.9:24/, что "смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтоб истреблять детей с улицы, юношей с площадей". Ибо искушения и соблазны приходят через чувства, порождая "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую" /Иоан.2:15-17/.
Потому неразумное сердце уподоблено женщине безрассудной, которая "шумливая, глупая и ничего не знающая, садится у дверей дома своего, на возвышенных местах города, и зовёт идущих прямыми путями: "кто глуп, обратись сюда", и скудоумному сказала она: "воды краденные сладки, и утаённый хлеб приятен" /Прит.9:13-18/. Но и Премудрость также "взывает у ворот при входе в город, при входе в двери" /Прит.8.1-3/, - вот о чём говорят слова, что купальня находилась при входе в город Иерусалим у Овечьих ворот.
Но почему у Овечьих ворот? - Возможно здесь связь со словами книги Песнь Песней, где в 4 главе, стих2 говорится о возлюбленной, под которой подразумевается Церковь, которую возлюбил Христос, и у которой "зубы как стадо выстриженных овец", потому что пророки, провидя времена очищающей благодати и пришествия Иисуса Христа, писали: "В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" /Захар.13:1/.
И вот ожидаемый Мессия приходит к этой больной душе и находит её всеми оставленную и лежащую, которая говорит: "не имею человека, который опустил бы меня в купальню". Возникает вопрос: а кто же этот человек, которого не имеет душа? Так апостол Павел пишет: "Знаю человека во Христе, который … в теле ли, не знаю, вне ли тела - не знаю, Бог знает - восхищён был до третьего неба. И знаю о таком человеке… Таким человеком могу хвалиться" /2Кор.12:1-5/.
Из этих слов мы видим, что апостол знал и имел, и даже хвалился таким человеком. Но приоткрывает завесу над этим таинственным человеком апостол Пётр, который называет его: - "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" /1Пет.3:4/. Это есть тот внутренний человек, о котором написано, что "если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно" /2Кор.;616-18/. Также и в своей молитве апостол Павел просит: "крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши… дабы исполниться всею полнотою Божиею" /Еф.3:14-21/. В другом месте тот же апостол просит верующих "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" /Еф.4:20-24, сравните также Кол.3:8-15/.
Но прежде. Чем утвердиться в таком человеке, или же облечься в него - надо родиться такому человеку, и не "от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога". А также "от воды и Духа" /Иоан.1:12,13 и 3:6/. Так учил Иисус Никодима, учителя Израильского. Так и в нашей купальне, при воде и происходит это рождение и преображение. Из одержимого и лежащего - мы видим его уже выздоровевшим и ходящим. Мы видим здесь, как Господь явил милость Свою, ибо: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" /Тит.3:5/.
Далее "Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и ходи. И он тотчас выздоровел и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний…" Душа эта находилась в глубоком падении, по словам пророка Осии: "глубоко пали они, развратились" /Ос.9:9/. Потому и обращается к ней Господь со словами "встань". Так же и пророк Амос пишет: "Упала, не встанет более дева Израилева! Повержена на земле своей и некому поднять её" /Амос.5:2/. И не только встать призывает душу Господь, но и ходить, как написано: "Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя" /Мих.2:10/.
Знаменательно здесь то, что Господь совершает Своё исцеление в субботу, то есть в день покоя, и даёт такое повеление, которое как бы нарушает её, тем самым показывая, что покой не в соблюдении определённого дня. К тому же Иисус повелевает исцелённой душе взять постель свою, за что Иудеи стали роптать: "сегодня суббота; не должно тебе брать постели". Мы знаем, что ложе и постель в Писании означают место успокоения, утешения, покоя. Сравните следующие места: Ис.57:2, Иов.7:13, Пс.4:4 и Лук.16:23. Мы видим, что и другим исцелённым Господь повелевает брать постель /Мрк.2:9-12/, тем самым показывая, что отныне покой будет заключаться не в соблюдении седьмого дня недели, а в состоянии самой души, успокоенной и умиротворённой. "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас… и найдёте покой душам вашим" /Матф.11:28-30/. Ибо Иисус Христос и есть "Господин субботы" /Лук.6:5/. "А входим в покой мы уверовавшие… ибо кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный" /Евр.4:1-11/. Аминь.
[Главная страница][Оглавление]