[Главная страница][Оглавление]

СВАДЬБА В СЛОБОДКЕ

В.В. Тикунов

"Всего замечательнее в молоканском браке - это торжественное совершение его. Картина бывает замечательно торжественная и патриархальная, когда какой-нибудь девяносто или столетний старец, белый как лунь, то возлагает свои дрожащие руки на головы новобрачных, то поднимает их к небу, призывая благословение небес на чету среди коленопреклоненного народа.

("Раскольники и острожники", т. 2, 1872 г Ф. В. Ливанов)

В воскресенье декабрьские холода несколько ослабли. Вагончики молокан тесно жались друг к другу под столетними липами и елями, на которых белыми шапками громоздился пушистый снег. Вроде бы обычный воскресный день, но в самой атмосфере окружающей обстановки и в суетливости людей чувствовалось ощущение готовящегося торжества. В Слободке молокане справляли свадьбу. Вообще-то молокане не любят слово "свадьба", чаще употребляют слово "брак" или "венчание", что впрочем вполне соответствует и современному лексикону. Это неудивительно, если учесть, что и церковный и гражданский обряды исходят из нашей общей христианской культуры и традиции.

Чем отличается молоканский брак от других, судите сами... Мы опишем, как происходил брачный обряд у молокан в Слободке зимним воскресеньем. Обычным временем для свадеб считается осень, когда столы ломятся от даров приусадебных хозяйств и огородов. К сожалению, необустроенность переселенческая сказала свое отличительное слово и в этом деле. Из-за отсутствия Молитвенного Дома богослужение проходило в помещении бывшей столовой. Проповедник, седобородый старец, говорил присутствующим о том, что любовь - это творческий процесс, охватывающий все стороны жизненных явлений. В духовной жизни он проявляется растворением высшего нравственного чувства в чувстве другого человека, обогащая того недостающей ему радостью жизни. Что в отношении женщины проявление любви должно быть, как к человеку в высшем значении этого слова, а не как к предмету возбуждаемого чувства похоти. Только тогда они смогут достигнуть такого единения, что и на низшей степени своего слияния они будут стоять намного степеней выше обычного уровня жизни. По окончании богослужения хор молокан с пением направился к дому жениха. В это время невеста и жених в своих домах, а точнее вагончиках, просили прощение у своих родителей за возможные обиды, а так же просили родительского благословения на совместную жизнь. Родители, стоя перед коленопреклоненными детьми, возложив свои руки на их головы, благословляли их словами: "Будь дитя наше, благословенно Богом Всевышним и увидишь благоденствие в жизни твоей, увидишь сынов и дочерей у сынов и дочерей твоих. Мир и благословение Божие и наше родительское благословение да почиют на голове твоей, дитя наше, вовеки веков." После этого дружок со свашкой повели жениха к дому невесты. По пути хор запел: "Выйди, выйди, голубица моя". Подойдя к дому невесты, дружок спросил встречающих невестиных родителей: "Ждали ли вы гостей?" В ответ ему ответили, что ждут уже столько то лет (по числу лет невесты). Готов ли подарок для жениха?", - снова спросил дружок и, получив удовлетворительный ответ, с невестой, которую передали ему ее родители, все пошли в Молитвенный Дом. Там их уже ожидали с хлебом и солью родители жениха.

Основной обряд венчания совершался в Молитвенном Доме, где жених и невеста дали обещание в супружеской верности и взаимной любви, призывая в свидетели Бога и окружающих людей, после чего получили благословение общины, то есть церкви (в понятии молокан церковью является собрание верующих людей). Обряд бракосочетания завершился преподнесением подарков и брачным пиром. Отсутствие спиртного на пире было строго регламентировано, что вполне компенсировалось радостным настроением людей, обилием традиционных яств, как, например, знаменитой молоканской лапшей, которой когда-то угощали Льва Николаевича Толстого самарские молокане и которой он остался доволен. На столах красовались тульские самовары, среди которых были и отметившие столетний юбилей, а может и поболее. А вся эта торжественная трапеза сопровождалась пением и назидательными речами. За столами на центральном месте красовались жених Андрей и невеста Марина в своих брачных нарядах, которые у сегодняшних молокан такие же, как и у всех. Так же звенело в ушах от криков "горько".

По учению молокан суть брака заключается во взаимном восполнении человеческой природы, как установлении Божием, что "нехорошо быть человеку одному". Слова, сказанные Богом в отношении Адама, приняты нами как закон ко всему человеческому общежитию. Единение же супругов должно заключаться не в одном только телесном плотском сожительстве, что для человека, являющего образом и подобием Бога, есть унижение и бесчестие. По мнению молокан, только животные, не имеющие бессмертного духа, совокупляются одной плотью. Союз между мужем и женой должен быть союзом духовным, союзом любви. Но в то же время он должен быть и телесным, потому что по закону Божию человек должен плодиться и размножаться.

Слободка. 1995

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz