[Главная страница][Оглавление]
Молокане - этноконфессиональная группа русских. Молоканство появилось в конце XVII столетия как широкое религиозное крестьянское движение и, пройдя в своей истории несколько этапов, сформировалась к середине XIX столетия как специфичная группа. Впервые слово "молокания" встречается в 1765 г. в донесениях Синоду Тамбовской духовной консистории, употребленное в отношении инакомыслящих, бывших православных, обвиненных в этой "ереси".1
Ареалом первоначального распространения молокан принято считать Екатеринославскую, Харьковскую и Таврическую губернии. Для крестьянина XIX столетия официальная Православная Церковь являлась олицетворением государственной машины, а потому крестьянский протест крепостничеству и приобрел религиозную окраску. Быстрому распространению молоканства так же способствовала идея создания "дешевой" церкви. Обряды, связанные с бракосочетанием, рождением ребенка, похоронами проводились совершенно бесплатно.
Изучением проблем молоканства занимались А.И. Клибанов, С.Маргаритов, В.Д.Бонч-Бруевич, И.Малахова и др. Но работы вышеперечисленных исследователей обращались к общеисторической характеристике феномену рационального сектантства. В историографии молоканства в основном уделяется внимание приазовским и кавказским сектантам, а общины бессарабских молокан практически не упоминаются. Наша работа призвана заполнить пробел в историографии молоканства, связанный с бессарабскими переселенцами, показать их историю, численность и расселение.
Источниками для исследования молоканских общин Бессарабии являются выявленные нами архивные материалы. Для XIX - начала XX столетия - это ведомости различных приходов Православной церкви; для первой половины XX столетия - ежегодные отчеты и докладные записки миссионеров Епархии Четатя-Альбэ ? Измаил Румынской Православной церкви. Кроме того, нами привлечены полевые материалы этнографической экспедиции ОНУ им. И.И.Мечникова 2002 года в сс. Спасское и Струмок Татарбунарского района Одесской области (руководитель - доцент, к.и.н. А.А.Пригарин).
Следует отметить, что уже на протяжении 1811 - 1814 гг. молокане не раз обращались с просьбами к императору об отводе им земель для компактного поселения в Бессарабии. В 1823 г. правительство отводит сектантам тридцать тысяч десятин надельной земли в районе р. Молочной, Мелитопольского уезда Таврической губернии, куда вскоре и начинают переселяться молокане из разных уголков Российской империи. На Молочных Водах русскими ? молоканами были основаны слободы Нововасильевка, Новоспасское и Астраханка.2 Компактное поселение молокан на Молочных водах, на наш взгляд, один из ключевых этапов в становлении самосознания, бытовых и культурных традиций сектантов; постепенного превращения молокан в этнографическую группу русских.
Одновременно с волной переселения на Молочные Воды другая группа русских-молокан появляется в Бессарабии. Молоканские общины возникают в Аккермане (Белгород - Днестровском), Кишиневе, Бендерах. В 1825 г. молоканами из Курской губернии основана община в с.Спасское.3 А в 1840 г. тамбовскими сектантами - в с.Чичма (Струмок).4
Достаточно крупным центром молоканства в первой половине XIX ст. являлся г. Аккерман (ныне - г. Белгород-Днестровский). В 1842 г. молоканская община Аккермана насчитывала, согласно ведомости Вознесенской Церкви, 304 человека.5 Через десять лет, к 1852 г. численность молокан в городе резко снизилась до 68 душ.6 Но уже к 1853 году количество русских-молокан снова возрастает и достигает 143 душ,7 что при естественном приросте в 7 человек, свидетельствует, на наш взгляд, о новой волне молоканских переселений в Бессарабию. В 1855 году молоканская община Аккермана насчитывает уже 135 человек, а в 1856 г. - численность снова резко падает до 90.8 На резкое сокращение численности в этом году повлияли объективные факторы - очень высокий уровень смертности и довольно низкий рождаемости.
В целом же, комментируя поданные данные по численности молокан в Аккермане, можно заключить, что этот город в то время служил своего рода "перевалочным пунктом" молоканского переселения в Бессарабию. Хотя такие резкие перепады в численности членов молоканской общины Аккермана, можно так же списать на субъективность источников, связанную с погрешностями и не всегда добросовестным отношением к сбору данных чиновников, составлявших вышеупомянутые документы.
Таблица1. Русские - молокане Аккермана середины XIX столетия (*)
Год | мужчин | женщин | всего |
1842 | 165 | 139 | 304 |
1852 | 39 | 29 | 68 |
1853 | 70 | 73 | 143 |
1855 | 67 | 68 | 135 |
1856 | 43 | 47 | 90 |
(*) Составлено автором публикации на основе публикуемых архивных материалов (здесь и далее).
После ликвидации Александром II в 1861 г. крепостного права, исчезает и главная идеологическая опора молоканского вероучения, а именно - ее антикрепостническая направленность. Естественно, эта и ряд других причин, приводит к тому, что молоканство, постепенно утрачивает черты широкого религиозного движения. Возможно, молоканство не исчезает полностью, только лишь потому, что к тому времени уже успевает приобрести набор характерных культурных, бытовых и традиционных элементов и, наконец - самоидентификацию, оформившись в этнографическую группу русских.
Примерно с этого времени Аккерман теряет статус молоканского центра Бессарабии.
Крупная община молокан так же имелась в г. Бендеры. Здесь по данным Ведомости о числе раскольнических сект за 1853 г. находилось 223 молоканина.9 Их численность здесь постоянно увеличивалась и к 1869 году составила 292 человека.10 В то же время в Аккермане насчитывалось уже лишь 139 молокан.11
Таблица 2. Русские - молокане г. Бендеры середины XIX столетия
Год | мужчин | женщин | всего |
1853 | 111 | 112 | 223 |
1856 | 116 | 113 | 229 |
1868 | 136 | 156 | 292 |
Молоканская община зафиксирована также и в г. Кишиневе. В 1853 году количество русских молокан в городе достигало 41 человека.13 Община расширялась только лишь вследствие природного прироста. Ниже мы приводим статистические данные, показывающие численность молокан в городе.
Таблица 3. Численность русских - молокан Кишинева середины XIX столетия
Год | мужчин | женщин | всего |
1853 | 22 | 19 | 41 |
1855 | 33 | 18 | 51 |
1856 | 39 | 22 | 61 |
1868 | 60 | 58 | 118 |
В конце XIX ст. центр молоканства перемещается в сельские местности Буджака, а именно в села Спасское и Чичма.
В Спасском сектантская община была основана, как уже было упомянуто выше, в 1825 г. молоканами из Курской губернии. Мы не располагаем точными данными относительно количества молокан-переселенцев в это время. Известно лишь их численность на 1889 г. - всего лишь 10 душ обоего пола.17 Вероятно, количество молокан в Спасском изначально было намного больше. Исходя из данных, полученных от респондентов, а так же при изучении пофамильных списков молокан обоих сел, можно предположить, что отсутствие у общины собственного молитвенного дома привело к тому, что большое число молокан переселялось в соседний Струмок.
Ко времени появления молокан в с. Спасское относятся, очевидно, и первые переселения тамбовских молокан в Струмок, хотя как община они сформируются лишь к 1840 г. По данным респондентов здесь был построен Молитвенный Дом. Пресвитер избирался на всеобщем собрании и утверждался верхушкой молокан сначала в Аккермане, а позже - в Бендерах.
По статистике, приводимой в Ведомости о церкви за 1878 г., в с. Струмок насчитывалось 26 сектантских дворов. Число молокан составляло 200 человек.18 Хотя к 1888 количество молокан в Струмке сократилось до 149 (18 ? дворов)19
В этом же, 1888 году фиксируются и первые сведения о наличии в с. Баштановка небольшой группы молокан, состоящей из 13 человек.20
Всего же, по данным I всеобще переписи 1897 г., в Бессарабии проживало 1202 сектанта - молокана. В целом на Юге Украины - около 13 тысяч.21
С приходом в Бессарабию после I мировой войны румын, в г. Четатя-Альбэ (Cetatea-Alba, румынское название Белгород - Днестровского) создается Епархия Четатя-Альбэ - Измаил Румынской Православной Церкви. В ее компетенцию как раз и входила борьба с сектантством. С этого времени огромную роль для изучения сектантства в целом и непосредственно молоканства играют документы, связанные с деятельностью духовных миссионеров.
Так, среди отчетов и докладных записок епархиальных миссионеров о проведенной работе следует отметить "Доклад о нуждах прихода Чишма, Измаильского уезда в целях борьбы с местным сектантством" священника Гришкова.22
Автор доклада, описывая положения дел в своем приходе, акцентирует на том, что у местных молокан имеется собственный молитвенный дом в центре села, хорошо приспособленный для исполнения культа. Помимо молитвенного дома у сектантов "…систематически ведется обучение членов общины вере, посредством чтения и разъяснения Евангелия и бесед на евангельские темы".23 Отдельное место в докладе Гришкова занимает перечисление преимуществ, коими обладают сектанты по сравнению с православными. Одним из них, является наличие у молокан певчего хора, состоящего, по мнению автора документа, из певчих "…хорошо обученных нотному пению, которым у них всегда сопровождаются беседы и молитвенные собрания".24
Существование молитвенного дома подтверждается так же и данными респондентов. Хотя он и не находился в центре села, как об этом писал Гришков. Храм располагался в той части села, что именуется Русским Краем, и являлся как религиозным, так и административным центром молоканской общины как самого Струмка, так и соседнего села Спасское. В то время в Спасском собственного молитвенного дома не имелось. Общиной руководил пресвитер, избираемый из среды самих же сектантов. С 1914 г. пресвитером был Абрам Ковалев.
Отдельно так же избирался Братский совет, состоящий из десяти наиболее влиятельных и уважаемых молокан села.
Таблица 4. Численность сектантов - молокан с. Спасское в конце XIX - первой трети ХХ ст.ст.
Год |
|
||||
1889 | 2 | 8 | 2 | ||
1827 | Всего-15(82) | ||||
1828 | Всего-12 | ||||
1829 | Всего-62 | ||||
1830 | Всего-63 |
Таблица 5. Численность сектантов - молокан с. Струмок (Чичма) вконце XIX - первой трети ХХ ст.ст.
Год Численность Дворов Мужчин Женщин 1878 26 104 96 1881 26? 107 96 1888 18 ? 74 75 1914 26 104 95 1927 Всего ? 127 (139) 1928 Всего 33 1929 Всего 139 1930 Всего 204В 1927 г. рапорт миссионера М.Пугачева фиксирует данные о количестве сектантов в Южной Бессарабии. По данным миссионера число сектантов, проживающих в с. Струмок равнялось 127 человек; в Спасском же - 15. В тоже время в самом Четатя-Альбэ всего лишь 57 человек.25 Данные миссионера М.Пугачева, явно занижены. В этом же году, по отчету другого миссионера - Т.Белодана, количество сектантов в с. Струмок и с. Спасское равнялось соответственно 139 и 62 сектантам. Похожие данные фигурируют и в других документах того времени.26 Следует отметить, что в том же 1927 году впервые упоминается в источниках появление молокан в Тарутино.
Документы, фиксирующие численность сектантов - молокан Спасского и Струмка в 1928 году, тоже дают абсолютно различную статистику. В одном из них количество сектантов Измаильского уезда равняется 201 чел., а в другом документе всего 47. В третьем же - отчете миссионера протоирея Михаила Мадана фиксируется 204 молоканина в с. Струмок и 52 сектанта в Спасском.27
Действия румынских миссионеров нередко сопровождались жесткими мерами в отношении сектантов. Зачастую сектантам, не желающим "выхрестится" (т.е. принять православное крещение), грозило тюремное заключение. Вынужден был принять крещение даже местный молоканский пресвитер ? Абрам Ковалев.
Долгое время, не имея руководителя общины, молокане Спасского и Струмка постепенно начинают сближаться с местными баптистами. С конца 1980-х гг. проводятся совместные собрания молокан и баптистов. А в 1998 г. молокане массово принимают баптизм.
На основе впервые привлеченного в нашей работе материала можно констатировать следующее.
Помимо известного и достаточно изученного молоканского центра на Юге Украины, а именно поселений на Молочных Водах, существовал, параллельно с ним, иной центр - в Бессарабии, представленный четырьмя городскими и двумя сельским анклавами, а так же дисперсными группами. Общины русских - молокан в этом регионе оказались достаточно устойчивыми и существовали вплоть до конца ХХ века, т.е. даже после массового переселения молокан из Южной Украины в Закавказье.
1 Маргаритов С.А. Руководство по истории и обличению русских рационалистических и мистических сект, - Кишинев, 1910. - С.13 2 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М, 1965. - С.110 3 ГАОО в г. Измаил. Ф.110, оп.1, д.850, л.29 4 ГАОО в г. Измаил. Ф.110, оп.1, д.850, л.30 5 ГАОО в г. Измаил. Ф932.оп.1.д.60.л.1,14 6 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.608.л.254 7 Там же 8 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.610.л.38 9 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.608.л.245 10 Пригарин А.А. Русские старообрядцы и сектанты в Южной Украине и Бессарабии: численность и расселение в 1860-е гг.\\Археологія та етнологія східної Європи. - Одеса, 2000 - С.285 11 Там же 12 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.610.л.19 13 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.608.л.245, 264 14 ГАОО в г. Измаил. Ф56.оп.1.д.610.л.18 15 Там же 16 Пригарин А.А. Там же. 7 ГАОО в г. Измаил.Ф.628.оп.1.д.21.л.90, 92 18 ГАОО в г. Измаил.Ф.628.оп.1.д.2.л.65, 68 19 ГАОО в г. Измаил. Ф.628.оп.1.д.10.л.78, 83 20 ГАОО в г. Измаил. Ф.628.оп.1.д.4.л.103 21 ГАОО в г. Измаил.Ф.628.оп.1.д.10.л.74, 77 22 Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. - СПб., 1910 23 ГАОО в г. Измаил.Ф.110.оп.1.д.780.л.25 24 ГАОО в г. Измаил.Ф.110.оп.1.д.780.л.26 25 ГАОО в г. Измаил.Ф.110.оп.1.д.780.л.25 26 ГАОО в г. Измаил.Ф.110.оп.1.д.851.л.23 27 ГАОО в г. Измаил.Ф.110.оп.1.д.850.л.29,30[Главная страница][Оглавление]
Мобильные телефоны . хороший ноутбук . покупка квартиры