[Главная страница][Оглавление]
Обычай омовения ног существовал с древнейших времен в Палестине и окружающих ее территориях: Месопотамии, Аравии, Сирии, Египте и других. Этот обычай был порожден природными почвенными и климатическими условиями, а также характером обуви. Обувь представляла собой кусок кожи, вырезанной в форме подошвы ноги, которая прикреплялась к ноге ремнями. Такая обувь не способна была защитить ноги от грязи и пыли, а также от соприкосновения с какой-либо нечистотой. Сама обувь поэтому считалась нечистой, чем объясняется повеление Божие Моисею: "Сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:5). Подобное повеление дал Иисусу сыну Навину вождь воинства Господня (Иис. Нав.5:15). В дальнейшем установился обычай снимать обувь при входе в скинию или храм, так как место там свято. Священники же перед тем, как приступить к служению, омывали руки и ноги водой, как написано: "И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои" (Исх.40:30-31).
При входе в жилище также снималась обувь, и омывались ноги. Так Авраам говорил трем Ангелам, пришедшим к нему: "…и принесут немного воды, и омоют ноги ваши" (Быт.13:4). То же самое сказал и Лот двум Ангелам: "Государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши" (Быт.19:2). То же сделал и Лаван слуге Авраама: "Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним" (Быт.24:32). Подобно и Давид сказал Урии: "иди домой и омой ноги свои" (2Цар.11:8).
Во времена Давида обязанность омывать ноги господам и гостям возлагалась на рабов. Так, Авигея, когда пришли слуги Давида взять ее в жену ему, сказала: "вот, раба твоя готова быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего" (1Цар. 25:41). Отказ от омовения ног был символом сочувствия к человеку. Так, "Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова… не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром" (2Цар.19:24). Не омыв ноги гостю, хозяин проявлял неуважение к нему. Так поступил с Иисусом некто Симон, который думал об Иисусе: "если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница" (Лук.7:39). Будучи фарисеем, он был высокого мнения о своей святости и поэтому при входе не омыл ног Иисусу. Укоряя его за презрительное отношение к женщине и к Себе, Иисус сказал: "Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла" (Лук.7:44).
Когда ученики с Иисусом шли на последнюю пасхальную вечерю, то "был спор между ними, кто из них должен почитаться большим" (Лук.22:24). Это был не первый спор. Евангелист Лука повествует: "Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?" (Лук.9:43-46). До учеников не дошло слово о мученической смерти их Учителя; они усвоили лишь то, что Он вскоре покинет их, и они заботились о том, кто из них будит большим после Него.
Так и на вечере, на которой не было ни слуг, ни рабов, они спорили: кто из них больший, а кто меньший и кто должен омыть ноги остальным. Но меньшим никто из них не захотел быть, несмотря на то, чему учил их Иисус. Они так и возлегли за трапезу с неумытыми ногами.
Иисус увидел, что хотя ученики Его уже были "очищены чрез слово" (Иоанн.15:3), "ноги" их были "в пыли" себялюбия и высокомерия в отношении друг ко другу. Особенно выказывал эти чувства Петр, когда говорил Иисусу: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики" (Матф.26:33-35). Каждый из них считал себя "большим", не способным, как остальные, на отречение от Иисуса. У них не было главного, что Он хотел заповедать им - любви друг ко другу.
Тогда Он "явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их… встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан" (Ин.13:1,4-5). Это дело любви сильнее всяких слов воздействовало на учеников и на Петра в частности: "Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" (ст.6). Он понял это почеловечески, что не Учитель и Господь должен омывать ему ноги, а наоборот, он должен был омыть ноги своему Учителю и Господу, ибо Тот несравненно больше его. В поступке Иисуса Петр увидел укор себе за то, что он должен был бы сделать, но не сделал. Но Иисус, видя, что Петр не так понял Его, говорит: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (ст.7). Петр, действительно, не знал и не разумел, а потому остался на своей человеческой позиции, говоря: "не умоешь ног моих вовек" (ст.8). На это Иисус дает наводящий ответ: "если не умою тебя, не имеешь части со Мною" (ст.8). Испугавшись, Петр бросается в другую крайность: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову" (ст.9). Иисус, поясняя смысл сделанного и сказанного, "говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты" (ст.10-11).
Последними словами "и вы чисты, но не все" Иисус ясно дал понять, что, давая наглядный урок ученикам в омовении ног, Он имел в виду "не плотской нечистоты омытие" (1 Петр.3:21), но омытие духовной нечистоты, нечистоты "внутреннего человека" (Ефес.3:16). Как у человека в тех условиях, о которых говорилось выше, прежде всего теряли чистоту ноги, так и "внутренний человек". По свидетельству Апостола Иакова "все мы много согрешаем" (Иак.3:20) теми подчас незаметными чувствами и поступками, которые недостойны высокого звания детей Божиих, пачкаем духовные ноги, в целом оставаясь чистыми. Ученики уже были "очищены чрез слово, которое [Христос] проповедовал [им]" (Ин.5:3), но ноги их были далеко не все чисты и нуждались в очищении. Когда Иаков и Иоанн хотели низвести, подобно Илье, огонь с неба на селение Самарянское, не принявшее Иисуса (Лук.9:52-54), "ноги их бежали ко злу" (Притч.1:16); когда Петр отсек мечем ухо раба первосвященника (Ин.18:10), ноги его были быстры на пролитие крови (Римл.3:15). И в том, и в другом случае, и еще во многих случаях Иисусу приходилось "от всякого злого пути удерживать ноги их" (Пс.118:101), в том числе и от пути себялюбия, и от превозношения над другими людьми, и от гордости.
"Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин.13:12-15).
Разъясняя ученикам смысл сделанного Им, Иисус указывает на очевидное Его превосходство над ними "Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то", и делает вывод: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу". Этими словами Иисус напоминает ученикам то, что ранее говорил им: "цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий" (Лук.22:25-26).
Когда мать сыновей Зеведеевых просила, чтобы два сына ее сели по правую и левую сторону в Царстве Его, и когда "услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20:25-28).
Последними словами Иисус указал, что Он пришел не для того, чтобы Ему служили: омывали ноги или другое что делали, но чтобы послужить, и не тем, чтобы омывать ноги ученикам, но "отдать душу Свою ля искупления многих". Вот этого, главного, и не знал, и не уразумел Петр и прочие ученики. Они уразумели после, когда Иисус умер и воскрес и когда они получили Дух Святой, как обещал Христос: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". Поэтому в дальнейшем, ни в Деяниях Апостолов, ни в Посланиях, мы не встречаем, чтобы Христиане где-либо собирались для омовения ног как для священнодействия или обряда, будто бы заповеданного Иисусом Христом.
Иисус Христос, говоря "то и вы должны умывать ноги друг другу", имел в виду "не плотской нечистоты омытие", а "дух и жизнь" (Ин.6:63), о чем Павел писал: "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Галат.6:1). Что эти слова относятся именно к духовному омовению ног, видно из дальнейшего: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя" (Гал.6:2-3). Не напоминает ли Апостол сими словами предмет спора учеников перед пасхальной вечерею? В заключение этой мысли Апостол пишет: "Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал.6:8).
Духовные Христиане, если они стали свидетелями согрешения или проступка брата или сестры, и брат или сестра не замечают этого, должны омыть духовные ноги таковым, исправляя в духе кротости, а не путем грубого обличения или замечания в присутствии посторонних.
Плотское омовение ног продолжает существовать у народов тех стран, где условия жизни сделали это необходимым; существует оно независимо от вероисповедания: христианского, или какого другого. Оно существовало и у Христиан. Так, в числе прочих добрых дел, которым должен отличаться избираемая вдовица, Апостол Павел упоминает: "Вдовица должна быть избираема… известная по добрым делам,… умывала ноги святым,… и была усердна ко всякому доброму делу" (1Тим.5:8-10). Здесь имеется в виду не ритуал священнодействия, совершаемый некоторыми в собраниях с различной периодичностью, а жизненная необходимость. Если по народному обычаю омовение ног совершается каждый раз при входе в дом, то как обряд люди совершают его с разной периодичностью: один раз в месяц, один раз в три месяца, один раз в год. В остальные дни собраний омовения ног не делают, что противоречит самой сути омовения ног. Если этот обряд является выражением любви, смирения и умаления друг перед другом, то разве это нужно делать не постоянно: ежедневно, ежечасно, ежеминутно? Разве в остальное время можно превозноситься, презирать друг друга и не оказывать любви? Если омовение ног совершается только для того, чтобы показать свое смирение и любовь, то это именно то, что осуждал Иисус Христос, когда говорил о молитве: "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми" (Мф.6.5).
Итак, от плоти получают "награду свою" тление, а от духа получают жизнь вечную. "Избери жизнь" (Вотроз.30:19), советует Бог.
Аминь.
г.Воронеж.
[Главная страница][Оглавление]
наборы бит . Товары для детей, детские товары по интернету. Детские товары fox. . База строительных товаров: кольца для помолвки. Каталог ювелирных украшений.