[Главная страница][Оглавление]

Петров Петр Александрович

 

О ПИЩЕ.

Сотворив все живое на земле: рыб, зверей, пресмыкающихся, птиц и человека, Бог определил им пищу: " И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так" (Быт. 1:29-30).

Как видим, до грехопадения Адама, когда смерти еще не было, человеку и всему животному миру была определена Богом растительная пища. Хищных животных не было, были только травоядные. И лев, и тигр, и другие современные хищные звери питались травой, а их организмы соответствовали этому, ибо по слову Божию "стало так". Человек питался травой и ее семенами, а также плодами деревьев, и его организм также соответствовал этому. Но уже тогда Бог положил ограничение в растительной пище: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17).

Дерево это и его плоды не были ядовитыми, и потому можно было употреблять его в пищу; оно было "хорошо для пищи" и не отличалось от других деревьев, растущих в раю, каким-либо от­вратительным видом, так как было "приятно для глаз" (Быт. 3:6). Запрет на употребление в пищу плодов этого дерева определен исключитель­но волей Божьей для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора, и для того, чтобы испытать его послушание Богу.

После того, как Адам согрешил, употребив в пищу то, что Бог запретил, все изменилось. "Завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем.Сол.2:29), и первым, кто испытал ее, было животное, потому что "сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3:21). Изменилась природа некоторых животных; поя­вились хищные звери, рыбы и птицы, которые уже не могли питаться тра­вой, а только мясом других животных. Появились ядовитые растения, употребление которых в пищу вызывало смерть: такие как дурман, белена, разные виды грибов; наконец, появились разные болезнетворные и смертельно опасные микробы и вирусы. Все эти изменения произведены Богом, но изменения Своего определения о пище Бог не сделал, предоставив человеку руководствоваться в выборе пищи своими потребностями, вкусом и опытом. Каин продолжал выполнять прежнее определение Божие о пище и "был земледелец" (Быт. 4:2). Авель, подчиняясь требованиям изме­ненного Богом организма, был "пастырем овец", и трудно предположить, что он питался от овец только молоком и молочными продукта­ми. Судя по тому, что он принес в жертву Богу "от первородных ста­да своего" (Быт. 4:4), он и сам питался мясом от скота, который пас.

На первый взгляд. Каин выполнял определение Божие, а Авель под­чинялся "вожделениям плоти". Почему же Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина? Каин, первенец Адама, в полной мере унаследо­вал грех отца своего - неповиновение Богу. Бог запретил Адаму вку­шать от дерева познания добра и зла. Адам не подчинился запрету и вкусил, Бог изменил плоть человека; ей теперь необходима была мя­сная пища. Авель подчинился воле Божией, и употребление мясной пи­щи было для него необходимостью, а не удовлетворением похоти плоти. Каин же воспротивился воле Божией и, оставаясь "земледель­цем", продолжал, вопреки воле Господа, питаться в соответствии с прежним повелением, утерявшем силу. Потому Апостол Иоанн написал о Каине, "что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1-е Иоанн.3:12)[1]

После потопа Бог подтверждает Ною Свою волю о мясной пище для человека, говоря: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ея, с кровью ея, не ешьте" (Быт. 9:3-4). В этом определении Бог не разделяет того "что живет" на чистое и нечистое. Но еще перед потопом Бог от­крыл Ною, что не все в животном мире одинаковы, что есть животные чистые, и есть нечистые. "И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеско­го пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также из птиц небесных чистых по семи, мужского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужского пола и женско­го, чтобы сохранить племя для всей земли" (Быт. 7:1-3). Других ограничений, кроме запрета есть кровь, Бог Ною не дал. "Все дви­жущееся, что живет, будет вам в пищу".

Ной вполне понял, что нечистые животные нечисты потому, что Бог определил так, и что они поэтому неприятны Богу. После потопа Ной, выйдя из ковчега, "устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание" (Быт. 8:20-21).

Потомки Ноя, особенно те, которые потеряли веру в Бога и покло­нялись идолам, употребляли и до настоящего времени употребляют в пищу все без исключения, отдавая, впрочем, предпочте­ние пище, в большей степени удовлетворяющей "плотским похотям". Но и люди, сохранившие веру и поклонение Богу, не всегда различали чистую пищу от нечистой. Так Иаков, может быть, и не употреблял мя­са нечистых животных в пищу, однако имел дойных верблюдиц и, по-видимому, пользовался молоком от них (Быт. 32:15).

Когда Бог из всех народов, живущих на земле, избрал Себе один народ, который Он произвел от Авраама, Исаака и Иакова, народ Изра­ильский, то, давая ему Свои законы, сделал в отношении мясной пи­щи ограничения, дав в пищу только чистых животных (Левит. 11:2-38). Спустя сорок лет хождения Израильского народа по пустыне Бог снова чрез Моисея подтверждает Свой запрет на употре­бление нечистой пищи: "Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть…" (Втор.14:3-4), и далее, до 21 стиха, подробно пе­речисляется, что можно есть, а что нечисто для еды. Свой запрет есть нечистое Бог подтверждал потом чрез пророков. В законе осо­бо указывается на недопустимость употребления и пищу свиного мя­са. "Только сих не ешьте... свиньи, потому что копыта у ней раз­двоены, но не жует жвачки; нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь" (Втор.14:7-8).

В настоящее время некоторые Христиане, ссылаясь на определен­ные места Нового Завета, употребляют в пищу мясо нечистых живот­ных и, прежде всего, ссылаются на слова Иисуса Христа: "не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Маф.15:11). Заметим, что ссылка на эти слова совершенно не обоснована, так как речь здесь шла не о пище, а о нарушении учениками Иисуса "предания старцев", потому что они "не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Матф. 15:2). "Фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились" (Матф. 15:12), как соблазняются и современные Христиане. Предмет их соблазна был ясен для Иисуса, поэтому, поясняя ученикам Свои слова, Он особо подчеркнул: "а есть неумытыми руками - не оскверняет человека" (Матф. 15:20), указывая тем самым, что Его слова относятся толь­ко к тому, что соблазняло фарисеев, к омовению рук, а не к употреблению в пищу мяса нечистых жи­вотных. Бог никогда и никому не давал каких-либо указаний в отношении умывания рук перед едой. Поэтому ученики в этом случае не нарушали повелений Божиих, хлеб, ко­торый они ели неумытыми руками, не делался нечистым, а потому и не мог осквернить их. Были случаи, когда и Сам Иисус не умывал рук перед едой, о чем записано в Ев. Луки 11:38: "Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом". К употреблению же в пищу свиного и другого мяса не­чистых животных, эти слова Иисуса Христа не имеют никакого отноше­ния. Еда неумытыми руками не нарушает никакого постановления Божия, тогда как употребление в пищу мяса нечистых животных являет­ся нарушением повеления Божия.

Друге место Писания, которым стараются оправдать употребле­ние в пищу свиного мяса, повествует о видении Апостола Петра. "Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться...   И  видит отверстое не­бо и сходящий к нему некоторый сосуд... в нем находились всякия четвероногия земныя, звери, пресмыкающиеся и птицы небесныя... был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:11-15), Это место к употреблению в пищу свинины также не име­ет отношения. Видение было дано Апостолу Петру для того, чтобы он принял посланников и пошел с ними к Корнилию, к язычникам и с язы­чниками. В данном случае слова: "что Бог очистил, того не почитай нечистым" относились к язычникам, то есть к людям, о чем сказал сам Апостол Петр: "Но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян. 10:28). Иудеи же считали язычников нечистыми, хуже псов, на что указал Иисус Христос в бе­седе с женщиной Хананеянкой: "Не хорошо взять хлеб у детей и бро­сить его псам" (Матф. 15:26). Псы относятся к разряду "зверей", а свиньи - к разряду "скотов", поэтому, если что и очистил Бог, то очистил "зверей" то есть псов и им подобных, а не "скотов" то есть свиней. Однако охотников вкушать собачье мясо, среди Христиан, что-то не наблюдается, хотя свинину многие употребляют охотно и стараются доказать, что Бог очистил ее. Такой двойственный под­ход, ничем иным нельзя объяснить, как только действием вожделения или похоти плоти.

Употребляющие в пищу свиное мясо и мясо других нечистых животных оправдываются, ссылаясь на послание Апостола Павла к Тимофею: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят к некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запре­щающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимает­ся с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молит­вою" (1-е Тим. 4:1-5). Любители свинины и другого деликатесного мяса нечистых животных сосредотачивают внимание на словах: "что Бог сотворил", подразумевая под этим все, что может употребляться в пищу, без вся­кого различения. Так ли это? Выше было указано, что в начале Бог определил человеку растительную пищу, т.е. растения были сотворены Богом для того, чтобы Адам и Ева "вкушали с благодарением". Но и тогда не все растения были сотворены Богом для пищи. Дерево позна­ния добра и зла было так же сотворено Богом, но не для пищи, пото­му и запрещено было Богом вкушать от него, ни с благодарением, ни с освящением словом Божиим, ни с молитвою. Слово Божие гласило яс­но: "не ешь от него" (Быт. 2:17).

Бог сотворил всех животных, но Своим словом, как и в случае с деревом познания добра и зла, определил: каких из созданных Им животных Он создал для пищи, "дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением... освящая словом Божиим и молитвою", а какие сотворены не для пищи. И как Адам, вкусив запрещенного пло­да, согрешил, так и теперь, вкушающие нечистое мясо, не предназ­наченное для пищи, нарушают определение Божие и грешат.

Бог по Своей воле ограничил употребление мяса некоторых живот­ных в пищу, и это ограничение, до настоящего времени, не отменял. Не отменил это ограничение и Иисус Христос, а тем более, не мог отменить Апостол Павел, который на это не имел права.

"Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно", но не все творения предназначены Богом для пищи. Никто не будет ут­верждать, что дурман, белена, иди ядовитое мясо некоторых наземных живот­ных и рыб, предназначены для пищи. И из того, что Бог предназна­чил для пищи человеку, вы не найдете ничего такого, что было бы ядовито или вредно для здоровья и жизни человека.

Как же относился Иисус Христос к нечистым животным? "Не давай­те святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями" (Матф. 7:6), сказал Иисус Христос народу. Для верующего человека святы­нею и драгоценным жемчугом является Слово Божие. Как же мы можем "освящать словом Божиим" и молитвою, мясо псов и свиней и других нечистых животных? В Откровении, данном Иисусом Христом Иоанну, говорится: "А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду" (Откр. 22:15). Здесь псы приравнены ко всякой нечистоте дел человеческих, осквер­няющих его и заграждающих ему вход в небесный град.

Любители свинины оправдываются еще словами из послания Апосто­ла Павла к Титу: "Для чистых все чисто" (Тит. 1:15). При этом не упоминается ни предыдущее ни последующее, относя слова "все чисто" к пище, и утверждая, что все можно вкушать. Чтобы понять, так ли это, приведем слова Апостола Павла, обращенные к Титу, полностью. "Обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудей­ским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чисто­го, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу" (Тит. 1:13-16). Итак, чтобы быть "здравыми в вере, необходимо "не внимать Иудейским басням и постановлениям лю­дей". Что же представляли собой эти Иудейские басни и постановле­ния людей? В Деяниях Апостолов читаем: "Некоторые, пришедшие (в Антиохию. прим. авт.) из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (Деян. 15:1). И в самом Иерусалиме: "восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблю­дать закон Моисеев" (Деян. 15:5). "И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (Деян. 11:2-3). Вот эти "Иудейские и фарисейские басни и постановления людей, которые распространялись вслед за Христи­анством и теперь достигли острова Крита. О жителях этого острова из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (Тит. 1:12). Под влиянием иудейских басен они ненавидели, презирали и уничижали Христиан из язычников, в том числе и самого Тита, который был Еллином (Галат. 2:3).

Апостолы, очищенные чрез слово, которое Христос пропове­дал им (Иоанн. 15:3), не считали язычников за нечистых. Для них все люди были чисты. Об этом и пишет Апостол Павел Титу, говоря: "для чистых все чисто", имея в виду людей, а не пищу или другую нечистоту. Для Иудеев, оскверненных своими баснями, нет ни­чего чистого. Они "различными омовениями" (Евр. 9:10) стремились приобрести плотскую чистоту, но не могли очистить ум свой и со­весть, делами ненависти и зла отрекались от Бога любви, и были "неспособны ни к какому доброму делу" (Тит. 1:16). Итак, слова: "для чистых все чисто" относятся к людям, к чело­веку, а к очищению нечистых животных и нечистой пищи не имеют никакого отношения. Памятуя горький опыт Адама, вкусившего от запрещенного Богом плода дерева познания добра и зла, тоже "сотворенного Богом", и что из этого получилось, мы и теперь должны неуклонно соблюдать ясное слово Божие в отношении пищи. Ибо это есть воля Божия. Аминь.

 Старец П.А. Петров. Г. Воронеж.



[1] На мой взгляд, то, что Авель был пастырь овец, а Каин земледелец является слабым основанием утверждения, что Авель питался животной пищей, а Каин растительной, а тем более, для утверждения, что Каин питался исключительно растительной пищей вопреки воле Господа. И уж никак я не могу согласиться с тем, что именно это имел в виду Апостол Иоанн, когда написал о Каине, что дела его были злы, и что именно поэтому Бог отверг жертву Каина (Прим. ред).

[Главная страница][Оглавление]

кухни из массива
Хостинг от uCoz
[AD]