[Главная страница][Оглавление]
Фомичев А.П.
И сказал Бог… и стало так»
(Быт.1гл.).
Одним из распространенных способов общения между людьми является разговорная речь. Но ещё до сотворения человека Бог общался со вселенной через Слово. И поныне Бог общается с человеком через Слово. Наша же задача уметь отличать Слово Божие от других слов. Человек тоже общается с Богом при помощи речи (ибо Бог создал человека по образу и подобию Своему). В Библии постоянно встречаем: «и сказал Бог», «и воззвал Бог». Он это делает неустанно день и ночь, и Ему приятно слышать в ответ: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). Не правда ли, замечательная реакция Самуила на воззвание Господа: «Самуил, Самуил!» и похвально его пожелание, чтобы Бог говорил ему? Но всегда ли у человека возникает такое желание в ответ на воззвание Бога? Всегда ли на событие: «и сказал Бог» мы реагируем так? И захотелось мне представить Библию в голосах Бога и проследить, как человек и вся вселенная отвечают на голос Бога.
В свое время Иисус Христос четко определил, как необходимо относиться к слышанным словам Бога: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Слова Божьи несут богатую и глубокую истину, и она обогащает нас, если мы принимаем ее. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью» (Кол.З:16). Однако дети Божьи живут не ради знаний, но ради самой жизни во Христе: слышание предполагает исполнение слышанного. Поэтому к эпиграфу статьи необходимо добавить из Библейского выражения: «И сказал Бог… и стало так» (Быт.1гл.).
Приятно читать первую главу Бытия, да и вторую, пока не появился на арене сатана. Идет процесс творения, все создается как Бог сказал, параллельно идет оценка созданного: "это хорошо" а в заключение: "хорошо весьма". Чувствуется величие Бога Творца, Его могущество и независимость, ибо «Он не дает отчета ни в каких делах Своих» (Иов.33:13). Но уже во второй главе Бытия, где начинается общение Бога со Своим творением, происходит как бы сбой в этой последовательности: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт.2:16-17). Однако тут мы не находим слов: «и стало так». Далее, в третьей главе, читаем описание последующих событий и видим, что не стало так, как заповедал Господь Бог. О, Господь Иисус Христос! Не дай усомниться в могуществе Отца Небесного, и не допусти при разборе Слова Божия опуститься до спора, как об этом предупреждает Павел: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим.9:20), или тем более до препирательства: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим» (Ис.45:9). Мы немощны перед Богом и Его мысли выше мыслей наших, кроме того: «сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим» (Вт.29:29).
Но человек любознателен, и добрая любознательность не осуждается Библией, наоборот, у нас есть упование: «кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор 8:3). При этом избавь нас, Господи, от надменности (стих 1), но через знания дай нам силы в борьбе с кознями дьявольскими. Итак, будем рассматривать в Библии слова Бога, обращая внимание на то, как человек реагирует на эти слова. Также проследим, как исполнялись и исполняются обещания наших предков, которые единогласно говорили: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх.19:8).
Вначале отметим, что, смотря по обстоятельствам, голос Бога по силе может быть: как звук трубы см. (Исх,19.19) и (0ткр.4:1), а может быть как веяние тихого ветра (ЗЦар.19:12). И что особенно важно, голос Бога направлен, и если он направлен персонально к личности, окружающие могут даже не слышать его: «Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» (Деян.22:9). И ещё. Бог говорил не ради слов, пустословием Он не занимался, поэтому важно понимать, какой смысл Он вкладывал в Свои слова.
Первые слова Бога, обращенные к человеку, были благословляющие: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу» (Быт.1:28,29). Обозревая всю Библию, от первых слов благословения до последних слов предупреждения: «ей, гряду скоро!» (0т.22:20), - Бог постоянно напоминает: «Я буду с тобою» (Быт. 28:15: 31:3; ИсхЗ:12; Иисус Нав.1:9; Мф.28:20; Иоанн.17:21 и др.). Это очень важно: менялась интонация голоса, менялся смысл слов Божьих (в зависимости от нашего поведения), но неизменна любовь Бога к нам и остается в силе утверждение: «Я буду с тобою».
Но вернемся в Едемский сад. Хочется обратить внимание на то, что в благословляющей речи Бога, много моментов, дающих нам что-то: «обладайте ею», «владычествуйте», «вам сие будет в пищу» и т.д. Почему же человек не возрадовался от услышанного, не одобрил, не возблагодарил? Он молчит, никакой реакции! Возможно, это оттого, что человек ещё не знал цены даров Божьих. Все познается в сравнении. Зачастую мы ценим то, что имели лишь тогда, когда теряем. Но тогда бывает поздно, поэтому Господь предупреждает: «Только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр.2:25); «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11).
Но, продолжим рассмотрение развития человечества во исполнение воли Божией: «И сказал Бог». После благословения, последовали советы Бога, или, скажем, распорядок дня человека. «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Как Адам возделывал сад, нам неизвестно, но что касается охраны, там было не все благополучно, ибо кое-кто проник в сад.
Воспитание и испытание человека складывается не только из приятного и сладкого, нужна еще и строгость. Поэтому после советов и рекомендаций прозвучал запрещающий голос Бога: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него». (Быт.2:16,17). И опять молчание человека?! Или, молчание – знак согласия? И что любопытно, первая заговорила жена, точнее начал змей, а она вступила в диалог. (Нашла, с кем беседовать! Чем эта беседа кончилась – общеизвестно!) Хотя здесь мы рассматриваем беседы Бога с человеком и реакцию человека на голос Бога, надо иметь в виду, что часто в нашей жизни к нам в собеседники напрашивается сатана, и у нас на это должна быть соответствующая реакция.
Первый диалог человека с Богом, который упоминается в Библии – это диалог после нарушения человеком Господней заповеди (о чём и как до этого говорил человек с Богом мы не знаем). «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» (Быт.3:9). Возникает диалог между человеком и Богом, и как резко он отличается от разговора сатаны с женой, где присутствовали лесть, зависть и ложь, где полностью отсутствует любовь, а вместо нее меркантильный разговор-сделка. Разговор Бога с Адамом и Евой принципиально другой, на другом уровне, здесь явно просматривается лидерство Бога, Его величие, власть, праведность, любовь. Но в обоих диалогах человек раскрывается с его слабостью, неустойчивостью, превратным понимании свободы и т.д.
Часто возникает вопрос, откуда берутся вредные привычки и отрицательные черты характера человека? Ответ на него мы находим трех в первых главах Бытия, где, прослеживая поведение первых людей, получаем назидательные выводы. Сначала слова Бога были как бы односторонние, как бы «игра в одни ворота». По положению вещей, человек, услышав слова Бога о Его дарах, должен возрадоваться возблагодарить, но Библия не описывает реакцию человека, и создается впечатление, что он скромно молчит. Когда же здесь Бог ищущим голосом воззвал: «где ты?» (в вопросе больше звучит: «что ты наделал, почему скрылся?»), вместо того чтобы виновато молчать или просить прощения, Адам стал оправдываться, хитрить, выкручиваться. Как это похоже на поведение современного человека! Где надо славить и благодарить, он "скромно" молчит, где надо каяться и просить прощения – оправдывается и валит грехи на других. Вот наша наследственность, она от наших прародителей, и ее с помощью Духа Святого надо искоренять в себе, приобретая, взращивая и преумножая в себе все положительные качества.
Во время объяснения Бога с Адамом и Евой Господь не получил слов покаяния от согрешивших. И тогда раздается бескомпромиссный, праведный голос Судьи: «И сказал Бог змею… жене сказал… Адаму же сказал…» (Быт.3:14-19). Но даже в этом приговоре Господь проявляет любовь к Своему творению, в нем кроме определения наказаний, звучит пророчество, раскрывающее план спасения. Жизнь не прекратилась, она продолжилась за пределами Едемского сада. И голос Бога не умолк, он продолжает звучать поныне. Прислушаемся к нему и растворим услышанное верой. В общем, голос Бога отображает Его план по домостроительству, но иногда поведение человека побуждает вводить некоторые корректировки в слова и действия Бога. После оценки «хорошо весьма», после назидания с любовью: «у дверей грех лежит: он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7), переворачиваем всего один лист Библии. Много это, или мало? Сколько времени утекло? Не знаю, порядка 1600 лет. По человечески это вроде бы много, по Божьему – ничто. И как-то неожиданно встречаем разочарование Бога Своим творением: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). Входило ли это в план Божий? Не знаю. Но предыдущий стих 5 объясняет причину разочарования: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Снова раздается голос Судьи праведного: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (стих 7). При неизменности Бога и Его могуществе, трудно и опасно толковать эти события, но одно напрашивается: насколько непростым был создан человек по «образу и подобию Божию», что своим поведением вынудил Бога к таким высказываниям и действиям!
Но наказать – не значить разлюбить. Можно сказать, что в Ное и его сыновьях – новое начало человечества, и Бог снова начинает общение с человеком с благословения: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:1-3).
Вроде, все сначала, и в то же время – продолжение. Бог продолжает любить человека, общается с ним говорит ему, но человек твердо унаследовал от Адама и его потомков отрицательные черты характера: упрямство, жестоковыйность и т.д. Вновь своим поведением вызывают люди в голосе Бога интонацию недовольства: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт.11:6). Может быть, поэтому Бог больше стал применять повелевающий тон. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12.1). «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх.3:10) «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию…» (Ион.1:2). «Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:18,19) и др. Но в человеке продолжает проявляться, гордость, жестоковыйность и самоволие по отношению к повелениям Божиим. «И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду» (Чис.20:7-11). Казалось бы, чего проще? В присутствии всего общества, скажи скале и она даст из себя воду. Но возобладали гордость и самолюбие, и Моисей стал выставлять своё "величие" и чудодейственность жезла: «И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды»[1].
Рискованно так вести себя, но Израильтяне не раз проявляли самоволие, и со стороны Бога это не оставалось незамеченным и ненаказанным: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис.14:22,23). Замечаете! как опасно не слушаться и раздражать Отца своего Небесного. Но Дети Божии иногда злоупотребляют милостью Господней, ссылаясь на слова из книги пророка Михея: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих.7:18). Да, Бог любит миловать, но злоупотребление Его милостью может вызвать ответную реакцию: «Я устал миловать» (Иер.15:6).
Иногда Израильтяне устраивали своего рода «торговлю» с Богом и предъявляли свои условия. «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28.20-22). Что-то подобное наблюдается и поныне.
Читателю может показаться, что ведется специальная подборка мест Писания, чтобы показать строптивость человека. Нет! Автор статьи желает, чтобы дети Божии были святы, чисты и праведны, и мы знаем, что Бог ждет от нас этого. Поэтому делается попытка рассмотреть Библию в словах Бога. Ведь Он произносил Свои слова не впустую, Он обращал их к человеку, основному объекту своей любви и заботы. Поэтому параллельно со словами Бога надо рассматривать реакцию человека на эти слова и его поведение в связи с обращенными к нему словами Господа. Из всего этого складывается общение человека с Богом. Но, как видно из Библии, эти общения были далеко не просты в прошлом, они остаются сложными и поныне, причем, как это ни странно, сложность исходит в основном от человека. Очевидно, человек так понимает свою свободу воли. Но свобода во Христе и анархия при вседозволенности – это не одно и то же.
В Новом Завете голос Бога звучит в Сыне Его, и упор делается на призывающий тон: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28); «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанн.7:37), и т.д.
И вот что удивительно или, скажем, обидно: после слов призыва мы не находим слов: «и стало так». Когда Бог общается с природой, со всем творением, там – полное послушание: «и стало так». «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион.2.11). «Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф.8:26,27). В ответ на поставленный вопрос хочется воскликнуть: «Это Бог во Христе!». И сразу продолжить вопросом: «Люди, а вы почему не повинуетесь?» Почему на призыв: «придите, покайтесь, пейте» вы отвечаете равнодушным бездействием или, еще хуже, противодействием? Кстати, призыв к покаянию усиливается до повеления словами: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17:30). «Дух противления» сразу возмутится: «Это же насилие!» Нет, это не насилие, это великая тайна и искусство Бога, не прибегая к насилию, привлекать к Себе силой любви! Сила любви, подобна магнитным силовым линиям, их не видно и не слышно, силу любви можно почувствовать лишь внутренним, духовным ощущением. Магнит притягивает все вещества, способные к намагничиванию, но его силовые линии не оказывают никакого влияния на прочие вещества, неспособные сами становиться магнитами. Так многие люди остаются глухими к призывам Божиим. А призывающий голос Бога звучит чрез уста проповедников, благовестников и всех детей Божьих; слова призыва можно прочитать на страницах Библии, они звучат для всех народов, но люди не спешат откликнуться. И тогда для усиления ответственности человека за собственную судьбу одновременно с призывающим голосом, звучат предупреждения: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14); «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Иоанн.3:7); «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12); «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:37); «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф.24:25). Как это все серьёзно и ответственно: призыв и предупреждение! И как легкомысленно относятся люди к столь серьезным вещам! «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:38,39). Эти стихи полезны для воспитания бдительности и просты для понимания, но многим они оказываются недоступными и трудными для исполнения.
Несмотря на то что "Бог есть любовь", в некоторых ситуациях, Он произносит отвергающие слова: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф.16:23); «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23). Да, нам приятно осознавать, что Бог есть любовь, что Бог любит миловать, но необходимо помнить и такие слова Бога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Там, где присутствует ревность, далеко не простые взаимоотношения.
В нашей духовной жизни, мы часто задаемся вопросом: в чем суть слов Бога: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1:26). Возьмите, к примеру, благополучную семью, где есть отец, достойный подражания, и дети, подражающие своему отцу. В идеале в семье желательны такие отношения, подобные взаимоотношения желает и Отец Небесный. Кто-то может сказать: сравнивается несравнимое! И да, и нет. Несравнимы отец земной и Отец Небесный, но сравнение взаимной любви, взаимопонимания и наследственности вполне допустимы. Помнить о недосягаемости Бога, иметь Его в себе, стремиться к Нему и подражать Ему - это нормально. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48).
Во взаимоотношениях Бога с человеком Бог проявляет внимание к словам человека. Приведем пример, когда с Божьей помощью исполнялось: «и помолился человек, и стало так». «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иаков.5:17-18). И это далеко не единственный пример. Бог слышит молитвы людей и исполняет их. А человек? Так ли он внимателен к словам Создателя своего, как Бог внимателен к его молитвам?
Эта статья посвящена отношению Бога и человека в свете слов Божьих и исполнения их человеком. Красной линией хотелось бы провести мысль: «и сказал Бог», ¾ «и стало так», но гладко провести эту линию не удалось. Ведь в общении задействованы Бог и человек. На уровне Бога все прочно и незыблемо: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь», - говорит Он (Мал, 3:6). Изменчив, немощен, и неверен человек: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9); «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притчи.19:21). Это – да и аминь! Итак, читатель, не сомневайся, будет так, как Бог сказал: «Ей, гряду скоро!» (От.22:20).
Затронута важная тема. В контексте Библии изложены некоторые соображения. Я не претендую на полное раскрытие темы, но если статья побудила читателя прислушаться к словам Бога, побудила желание вникнуть в Его слова, изложенные на страницах Библии, и исполнить их в жизни своей, это хорошо. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой!» Аминь!
[1] Я категорически не согласен с теми, что здесь «Моисей стал выставлять свое величие и чудодейственность жезла». Моисей и Аарон проявили здесь неверие, о чем повествует следующий стих: «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых…». Недостаток веры проявился не в том, что он выставил чудодейственную силу жезла, а в том, что он передал повеление Господне в условном виде: «разве нам из этой скалы извести для вас воду?». Он как бы оставлял себе возможность оказаться в лучшем положении, если Господь не явит Свою силу и милосердие к Своему народу и не даст воду из скалы. (Прим. редактора).
[Главная страница][Оглавление]
land rover discovery . мансардные окна