[Главная страница][Оглавление]

Из книги П. А. Петрова "Вероучение Духовных Христиан".


Глава 3.

О втором пришествии.

Вопрос о втором пришествии Иисуса Христа является предметом жарких споров между разными группами молокан. Естественно, что при споре каждый приводит из Писания то, что подтверждает его убеждения, и забывает или не слушает вовсе то, на что ссылается противная сторона. Поэтому каждый оказывается отчасти правым и отчасти неправым, ведь вопрос этот имеет двустороннее решение, и при одностороннем понимании Писания объяснить эти места, не искажая их, невозможно.

Одна сторона - пришествие Христа в сердце человека. Об этом Иисус Христос говорит: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Иоанн. 14. 21), и еще: "кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоанн. 14. 23). Слова "придем к нему" свидетельствуют об индивидуальном характере этого пришествия. Христос приходит в сердце к каждому отдельному человеку при определенных условиях. Через Евангелиста, пророка и Апостола Иоанна Христос говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3. 20).

Итак, "кто услышит". Слышание индивидуально, но оно не исключает, однако, одновременного слышания несколькими или даже множеством людей, как это было в день Пятидесятницы, когда три тысячи человек, услышав проповедь Петра, открыли двери своих сердец. Об этом Иисус Христос сказал так: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут" (Иоанн. 5. 25). Это время настало уже тогда, когда проповедовал Иисус Христос. Его голос услышали одиннадцать "мертвых по преступлениям и грехам" (Ефес. 2. 1), которые стали Его учениками. Впоследствии, когда ученики, получивши звание Апостолов, сами вышли на проповедь, слова Христа из их уст услышали тысячи, а потом и "великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков" (Откр. 7. 9).

При всем этом, Христос приходит в сердце каждого человека, не вызывая никаких глобальных потрясений ни на земле, ни во вселенной. О том что Христос вселился в сердце человека, видно только по плодам этого человека (Матф. 7. 16) и по его любви к ближним: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанн 13. 35). Таким образом, пришествие Христа в сердце человека сопровождается индивидуальным изменением жизни и характера этого человека - это духовное пришествие.

Другая сторона - пришествие Иисуса Христа таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо (Деян. 1. 11). В каком образе восходил Иисус Христос на небо? Он восходил в воскресшем, нетленном, славном человеческом теле, которое рассматривали и осязали ученики Его (Лук. 24. 39; Филип. 3. 21; 1 Кор. 15. 52-54). Если при духовном пришествии должно "верою вселиться Христу в сердца" через исполнение обетования Господа "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Ефес. 3. 16-17), то теперь Писание говорит нам о том, что Он придет таким же, каким вознесся и пребывает с Отцом, как ходатай и посредник. "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2. 5).

Если при духовном пришествии никаких всемирных потрясений не происходит и не происходило, то пришествию Иисуса Христа во плоти будет предшествовать сопровождать его ряд мировых событий, предсказанных Иисусом Христом и Апостолами, а именно:

1) "Многие придут под именем Моим" (Матф. 24. 5; Марк. 13. 5), "ибо восстанут лжехристы" (Матф. 24. 24). Необходимо отметить, что о появлении хотя бы одного лжехриста в апостольские времена ничего не сказано в Писании, в то время, как духовно, в сердце, Христос уже тогда пришел ко множеству людей. Зато в наше время мы имеем достаточно сведений о таковых - это лжехристы у хлыстов, новоявленный Виссарион, женщина Мария Дэви Христос и другие. Из приведенных фактов следует, что это явление не признак духовного пришествия, а признак приближения времени второго пришествия Иисуса Христа во плоти.

2) "Многие лжепророки восстанут и прельстят многих" (Матф. 24. 11). "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Марк. 13. 22). Лжепророки были в древности, при Ветхом Завете, и пророчествовали ложь (Иерем. 5. 31). Господь говорил о лжепророках: "Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их" (Иерем. 23. 22). Но лжепророки народа Израильского "вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им" (Иерем. 23. 32).

В новозаветное время характер лжепророков не изменился. Поскольку они движимы не Духом Божьим, а совершенно другим духом, во все времена они обманывали и будут обманывать и обольщать людей. При Новом Завете лжепророки появились во время близкое к вознесению Иисуса Христа. Так, в Деяниях Апостолов читаем: "Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян. 13. 6-11).

О появлении среди Христиан лжепророков предупреждал Иисус Христос, говоря: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7. 15). О них же предупреждал и Ап. Иоанн: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоанн. 4. 1).

Не мало лжепророков и в наше время, они почти каждый год назначают день пришествия Господня и кончины века, не смущаясь тем, что пророчества их не сбываются, ведь несмотря на это, многие обольщаются и верят им, их писания называют "словом пророческим". Например, некая Елена Уайт, жительница Америки, почитаемая за пророчицу у адвентистов седьмого дня, написала: "Завет, который Бог заключил со Своим народом на Синае, должен быть нашим прибежищем и нашей защитой... Этот завет и сегодня не потерял своей силы, которую он имел тогда, когда Господь заключил его с древним Израилем" ("Великие главы Библии" стр. 32). Стоит сравнить это "слово пророческое" со словами Ап. Павла к Галатам: "Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам (Гал. 4. 24-26). Сравнив, видим стремление "пророчицы" совратить с прямых путей Господних, с пути свободы Нового Завета, на путь рабства Ветхого Завета всех тех, кто прельстится ее писаниями.

По словам Иисуса Христа, появление лжепророков является признаком скорого второго Его пришествия во плоти на землю, но учения лжепророков препятствуют духовному Его пришествию в сердца людей, так как обольщают их и вводят в заблуждение.

3) "Также услышите о войнах и о военных слухах... ибо восстанет народ на народ, и царство на царство" (Матф. 24. 6-7).

По сути, войны существовали со времени создания человека на земле. Первой войной было убийство Авеля Каином. Однако, в древние времена войны были настолько локальными, а способы распространения "военных слухов" настолько несовершенными, что люди часто не знали и не слышали о войнах, происходивших вдали, не на границах страны их проживания. В наши дни войны достигли мировых масштабов, было уже две мировые войны. Вместе с тем, совершенство методов информации позволяет в мировом масштабе иметь "военные слухи" даже о самых малых межплеменных конфликтах и сражениях. Разрушительная сила войн с изобретением атомного оружия возросла настолько, что грозит уничтожением всего живого на земле, да и самой земли. Все это говорит о том, что войны не могли и не могут быть признаками духовного пришествия в сердце человека, или даже в сердца группы людей, какой бы большой она ни была. Само Писание свидетельствует об этом. Обращению ко Христу и Его пришествию в сердца трех тысяч человек (Деян. 2. 41) и пяти тысяч (Деян. 4. 4) не предшествовали и не сопутствовали никакие войны.

Таким образом, современные масштабы войн и военных слухов могут быть только признаком второго пришествия Иисуса Христа во плоти на землю и кончины века.

4) "И будут глады, моры и землетрясения" (Матф. 24. 7).

Об этих признаках можно сказать тоже самое, что и о войнах. В Писании мы не имеем даже намеков на то, чтобы глады, моры и землетрясения происходили при массовом обращении людей ко Христу или предшествовали этому. Следовательно, и эти явления указаны Иисусом Христом, как признаки Его второго пришествия во плоти на землю.

5) "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Матф. 24. 9-10,12).

Эти признаки характеризуют общее моральное состояние общества людей на земле, и эта характеристика дополняется Апостолами: "У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами" (2 Петра 2. 1-3). "Которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших... Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это - сыны проклятия. Оставивши прямой путь, они заблудились... Это - безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди" (2 Петра 2. 10-15; 17-21). "В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям" (Иуды 18ст). "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1 Тим. 4. 1-2). "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3. 1-5).

Исследуя Писания, можно установить следующую закономерность. После грехопадения первых людей Бог предал их "в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца" (Рим. 1. 24-25). Зло процветало и росло в людях до определенного Богом времени. Затем Бог, избрав Себе один народ, дал ему закон, являющийся "детоводителем" (Гал. 3. 24), который своим воздействием на народ Божий, а через него и на окружающих язычников, стал постепенно повышать моральное состояние общества людей. "Когда пришла полнота времени" (Гал. 4. 4), когда люди стали способны принять Христа, не только народ Израильский, но и язычники ожидали Его явления. Так, во дни Иисуса Христа, "из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: Господин! нам хочется видеть Иисуса" (Иоанн. 12. 20-21). Узнав об этом Иисус сказал: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому" (Иоанн. 12. 23), то есть настала "полнота времени".

Со дня Пятидесятницы в мире наблюдался подъем нравственного состояния под влиянием распространения христианства. Однако, после того, как христианство при Константине стало государственной религией, начался обратный процесс, о котором предупреждал Иисус Христос и Апостолы, что видно из приведенных выше мест Писания. Этот процесс ухудшения морального состояния людей, начавшийся задолго до второго пришествия Христа, и являющийся признаком его, будет продолжаться вплоть до исполнения обетования о втором пришествии и до наступления конца мира. До последнего момента люди "хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих" (Откр. 16. 11).

6) "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф. 24. 14). "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются" (Матф. 24. 29). " Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают" (2 Петра 3. 10, 12).

Если предшествующие пять признаков второго пришествия Иисуса Христа никоим образом нельзя связать с духовным пришествием Его в сердце человека, то последнее: "и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам" непосредственно связано с этим духовным пришествием, ибо кто услышит проповедь Евангелия и поверит, к тому придет Христос в сердце, о чем Он также давал обетования: "не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Иоанн. 14. 18). "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Иоанн. 14. 21). "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоанн. 14. 23). Последние слова с предельной ясностью говорят о том, что духовное пришествие осуществляется индивидуально, отдельно для каждого уверовавшего в Евангелие человека.

В то же время слова "во свидетельство всем народам" показывают величайшую любовь Божию к человекам. Бог не желает, "чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петра 3. 9). "Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иезек. 33. 11). Поэтому конец не наступит до того времени, когда будет проповедано Евангелие всем народам, чтобы никто не мог оправдаться: "я не слышал" или "я не знал". На суде Божием может быть только один ответ: "я не принял проповеди Евангелия", ответ самоосуждения, потому что "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Матф. 24. 30). Наступит время дать отчет на суде Божьем за жизнь и за поступки добрые и худые, за все, что совершал человек в жизни своей.

Здесь обнаруживается большая разница между духовным пришествием Христа в сердце человека и пришествием Его во плоти на землю. Духовное пришествие Христа знаменуется раскаянием человека и прощением ему грехов при жизни, как написано: "Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" (Деян. 5. 30-31). Пришествие же Христа во плоти будет знаменоваться судом и возмездием. "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5. 10).

Духовное пришествие Христа совершается теперь. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3. 20). Его не нужно ждать, необходимо немедленно открыть дверь и принять. Так поступил Ап. Павел, о чем он говорит: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2. 20); так поступили и Филиппинцы, ибо Ап. Павел пишет к ним: "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах" (Филип. 1. 1). К Ап. Павлу и к святым, находящимся в Филиппах, Христос уже пришел, и они приняли Его в свои сердца. Однако, далее Ап. Павел пишет: "Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Филип. 3. 20). Пришествие Христа в сердце не исключает, как видим, ожидания пришествия с неба, откуда Он придет таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо (Деян. 1. 11). Итак, духовное пришествие Христа в сердце не исключает ожидания пришествия Его во плоти для воздаяния и суда над вселенной.

Задачей и обязанностью каждого человека, пока он живет на земле, пока "время благоприятное" и "день спасения" еще не миновали, не противится пришедшему к нему Христу, но открыть двери сердца и принять Его. Тогда ожидание второго пришествия Иисуса Христа на землю будет для него ожиданием не грозного, карающего судьи, Который воздаст ему за все его преступления, но ожиданием Спасителя, грядущего с воздаянием награды. "Делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду" (Сирах. 51. 38).

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz