[Главная страница][Оглавление]
Из тетради Михайлова Федора Васильевича.
"Но настанет время и настало уже, когда
истинные поклонники будут поклоняться Отцу в
духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе".
Иоанн. 4. 23.
Последний ветхозаветный пророк Иоанн Креститель, Предтеча Иисуса Христа, о смысле служения которого пророк Малахия предрекал: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною", - в начале своего служения сказал вслух народа так: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3. 11). Итак, отличительные особенности в служении Иоанна и грядущего Спасителя, по словам самого Иоанна, в том, что Иоанн крестил водой, а Господь - Духом Святым; все содержание служения Иоанна - крещение водой, в служении же Сына человеческого основное - крещение Духом Святым. Но Иоанн говорит и о крещении огнем, которое наряду с крещением Духом Святым характерно для Идущего за ним, т. е. для Христа. Позволительно будет и нам остановиться на крещении огнем, для этого обратимся к словам, записанным в Ев. Марка 9 гл. 49 ст.: "Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Сравним эти слова со словами Иоанна: "... и соберет пшеницу Свою в житницу (тех, кто "осолен" Духом Святым, кто представил себя, свое тело, в жертву живую, святую, для разумного служения Богу), а солому сожжет огнем неугасимым ("осолит" огнем)". О том, что тела надо представить Богу в жертву живую, читаем в послании к Римлянам 12 гл. 1 ст.
Почему слова "солому сожжет" и "всякий огнем осолится" мы ставим в один ряд? Да потому, что те, которые отдали себя добровольно Богу, т. е. которые по своей воле назвали Бога Отцом, стали "жертвою живою", Духом Святым осолены, облагодетельствованы, а те, которые сознательно не признали Бога Отцом, не назвали Бога Богом, будут вынуждены это сознать, "осолиться", но в мучении наказания. Это очень ясно сказано Ездрой, читаем: "Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния,... но презрели... те познают Меня по смерти в мучении" (3 Ездры 9. 10 - 12). Их Марк называет словом "всякий" в противовес слову "жертва", - эти два слова противопоставлены друг другу. Да и нельзя думать иначе. Слова Ап. Петра: "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного" (1 Петра 4. 12), - некоторые хотят поставить рядом со словами "крестить огнем", но эти слова имеют совершенно другой смысл. Огненное искушение это не крещение огнем, это "приключение", т. е. испытание, переживание, которые мы встречаем на земном пути. Крещение огнем поставлено в связи со словами "соберет пшеницу Свою в житницу". Что это означает? Это дает нам указание о времени совершения. Когда соберет пшеницу в житницу? В конце времени. Тогда же солому сожжет (осолит) огнем, ведь слово "сожжет" не означает сгорания быстрого, это - получение вечного удела для отвергнувших Отца своего. Это крещение огнем. Искушение же - иное дело, как мы уже говорили, названо у Петра приключением, и оно может быть огненным, т. е. сильным, очень тяжелым, оно называется крещением, но без слова "огнем". "Крещением должен Я креститься" (Лук. 12. 50). Понятно что здесь подразумевается "страдать".
Итак, те, которых Господь крестил Духом Святым, не будут крещены огнем, т.е. избегнут вечного наказания, если сохранят свое упование до конца. Стало быть, очень важно знать, как получить Духа Святого, как креститься Духом Святым.
В начале нашего рассуждения о крещении Духом Святым мы были утверждены в том, что это крещение производит Сам Господь Иисус Христос. Об этом свидетельствовал Иоанн, говоря: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший крестить в воде сказал мне: "На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым"; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Иоанн. 1. 32 - 33). Только Христос может дать Свою благодать, креститя Духом Святым. Это благодеяние явно противопоставлено крещению водой, как действию недостаточному для достижения спасения: "ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деян. 1. 5). Каким образом можно достичь этого дара, этого величайшего блага? Путь получения дара виден во многих местах Нового Завета. Укажем на основные слова Господа и Апостолов, которые являются как бы вехами, указывающими дорогу.
Обратимся к словам Иисуса Христа, которыми Он начал Свою проповедь на земле: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4. 17). Что основное в этих словах? Покайтесь! Что значит, покаяться? Признать свою жизнь неправильной, нехорошей и согласиться ее изменить. Л. Н. Толстой о себе говорил, что он шел вначале от Христа, потом повернул, пошел ко Христу, и все изменилось: то, что было раньше хорошо, стало теперь плохо, что раньше было плохо, теперь стало хорошо.
Итак, первым шагом на пути к Духу Святому является покаяние. О втором шаге говорит Ап. Петр: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2. 38). Как понять слова "и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа"? Как креститься во имя Иисуса Христа? Сам же Ап. Петр говорит об этом так: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1 Петра 3. 21). Крещение во имя Иисуса Христа подобно образу крещения Ноя. Во что крестился Ной? Ной крестился в слова Бога о ковчеге: "Строй ковчег, войди в него и спасешься от вод потопа". Ной так и поступил. Доверившись, крестившись, он вошел в ковчег и спасся. Таким же образом и мы должны принять Иисуса Христа с верою в то, что Он умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4. 25), мы должны поверить, что Кровь Его очищает нас от всякого греха (1 Иоанн. 1. 7). Это и будет нашим крещением (погружением) в Него, это и спасет нас , если мы дадим обещание Ему на всю свою жизнь. Отсюда заключаем: второе, что мы должны сделать на пути к Духу Святому, это креститься во имя Иисуса Христа, верой погрузиться в то, что Он простил нам прошлое, и в то, что Он сохранит нас в руке Своей в будущем. Так крестились Израильтяне в Моисея в облаке и в море (сравните 1 Кор. 10. 2 с Исх. 14. 31). Мы же со своей стороны дали обещание жить по Его слову. Это является нашим вступлением с Ним в завет.
Отсюда мы видим, что Дух Святой свидетельствует о Христе верующему человеку внутри него, и побуждает свидетельствовать другим людям. Дух Святой учит верующего, как говорить и как поступать. Человеку остается только прислушиваться к голосу Духа, не заглушать его в себе и следовать ему. Дух Святой водит верующего человека по земле, куда найдет нужным повести для свидетельства о Христе Иисусе, Он делает жизнь верующего обновленной. И, наконец, Дух Святой свидетельствует, что мы приняты Им, что Он простил нам все, назвав нас Своими детьми. Вот сколько нового приносит дар благодати верующему, вот сколько новых обязанностей возлагается при этом на него! Но они для рожденного чада Божия не тяжелы: "... Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11. 30).
Процесс крещения Духом Святым назван Самим Господом рождением свыше. Хорошо и доступно это изъяснено нашим Божественным Учителем в Его ночной беседе с Никодимом. Как мы читаем в 3-й главе Ев. Иоанна, Никодим назвал Господа Учителем, пришедшем от Бога. Это как бы говорит о том, что Никодим верует в Иисуса Христа, убеждаясь разумом на чудесах, какие творил Иисус. Однако, оставаясь плотским, Никодим не мог проникнуться сознанием невозможности достичь спасения своими усилиями, через исполнение дел закона. И Господь сказал Никодиму о рождении свыше - действии принципиально новом. То, что раньше было достоянием только пророков и избранных людейБожьих, теперь даруется всем и является необходимым для спасения. Никодим не понял Господа, он рассуждал совершенно по плотски, потому и сказал Учителю: "Как человек может родиться, будучи стар?" Тогда вместо слов: "если кто не родится свыше" Спаситель сказал: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие". Это было подробнее и яснее. Ведь водой Божьей, действующей ко спасению нашему всюду в Библии называются Божьи слова милосердия: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца" (Откр. 22. 1). Или еще: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоанн. 7. 38). Стало быть, родиться от воды означает рождение от слова Божия (Рим. 10. 17, Иак. 1. 18). Родился от воды и Духа тот, кто слушая слова Божии, или читая Евангелие открыл Господу двери сердца, поверил в Бога, в то, что Он есть, что Он все сотворил, что словом Своим Он содержит все и что Иисус Христос послан от Бога для совершения нашего спасения. Действие Слова Божьего, этой живительной воды, начинается с того, что человек мучится совестью за неверно прожитые годы, пока, наконец не прийдет к покаянию и обещанию доброй совести. Тогда, как мы говорили уже, Бог запечатлевает его обещание залогом Духа Святого. Процесс покаяния, обращения и получения дара Божия, нисходящего свыше рождает человека Божьей силой, крестит Духом Святым, делает "новой тварью". Все это совершает слово Божие. Поэтому профессор натуралист Друмонд в дни испытаний обращался к друзьям с просьбой помолиться вместе с ним и прочесть ему вслух место из Нового Завета, говоря: "Это единственная книга, к которой всегда снова возвращаются". И знаменитый Паскаль о рождении свыше сказал очень образно: "Он дает нам чувствовать наше ничтожество и Его величие. Он сочетается с душой людей верующих в Него, наполняет радостью". И все это мы можем получить чрез веру, только чрез веру, как восклицал Жуковский: "Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его, высшая идея, какую только имеет человек, может, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере".
Итак, "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа".
Аминь.
[Главная страница][Оглавление]