[Главная страница][Оглавление]
Сергей Петров. Январь 1996. г.Тамбов.
"И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему, (и) по подобию Нашему...
И сотворил Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их"
(Быт. 1.27).
Человек --венец Божьего творения, ибо он создан по образу и подобию Творца. В толковой Библии Лопухина относительно образа и подобия читаем: "...Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое - реализацию этого идеала, копию с указанного образца... Что же касается самого образа Божия в человеке, то он отображается во многоразличных силах и свойствах его сложной природы: и в бессмертии человеческого духа (Прем. 2. 23), и в первоначальной невинности (Еф. 4. 24), и чистоте (Екл. 7. 29), и в тех способностях и свойствах, которыми наделен был первозданный человек для познания своего Творца и любви к Нему, и в тех царственных полномочиях, которыми обладал первый человек по отношению ко всем низшим тварям (Быт. 1. 27-29) и даже в отношении к своей собственной жене (1 Кор. 11. 7), и в особенности в тройственности своих главных душевных сил: ума, сердца и воли, служившей как бы некоторым отображением божественного триединства (Кол. 3. 10)". (Толковая Библия, издание преемников Лопухина Петербург 1904-1913).
Бога никто из людей никогда не видел, однако желание человека представить в сознании своего Творца естественно. Постичь Бога, обитающего в неприступном свете (1 Тим. 6. 16) невозможно, и все же человек пытливым умом пытается проникнуть в тайны мироздания, и ему как бы приоткрывается божественная тайна: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим. 1. 20). Разумеется, это в наибольшей степени проявляется при рассмотрении венца творения - человека.
Соломон в Книге Премудростей говорит: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его" (Прем. Сол. 2. 23). Мы видим, что до падения человек был нетленен и, будучи образом вечного бытия Божия, он вместе со всем творением радовал своего Создателя нетленной красотой.
Но завистью дьявола в мир вошла смерть. Нетленная слава и красота Единого, Имеющего бессмертие и обитающего в неприступном свете (1 Тим. 6. 16), уже не отражалась в падшем человеке, ибо после падения тлением поражены были и душа, и тело его. Подтверждение мы находим в Послании Ап. Павла к Римлянам: "... называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку..." (Рим. 1. 22-23).
Тление - одна из форм разложения. Быстрая форма разложения (окисления) - горение, медленная - тление. Но есть и еще более медленная форма, которая вместе с названием "тление" имеет другое название - гниение. Мы можем наблюдать, что этот процесс происходит и в телах, и в душах людей.
Тление происходит даже в теле живого человека. Постоянно окисляются и "сгорают" органические вещества, бесчисленное множество клеток умирают и разлагаются. В живом человеке этому процессу противоборствует жизненная сила обновления: током крови клетки очищаются, на смену умершим рождаются новые. Противоборство не всегда уравновешено. В здоровом растущем организме жизнь берет верх над смертью. На смену умершим клеткам рождаются новые в большем количестве. К старости - наоборот. Тление постепенно одерживает верх над обновлением и человек дряхлеет. В теле же мертвого процесс тления со стремительной быстротой берет верх над процессом обновления. Поэтому погребение умерших является необходимостью. Ведь в процессе гниения выделяются ядовитые вещества, распространяется зловоние, стремительно распространяются микробы, в том числе болезнетворные, образ человека искажается. Помимо того, что погребение имеет санитарное значение, оно позволяет людям не видеть того, что творит тление (гниение) с телом близкого и любимого человека. Как бы ни был красив человек, тление делает его отвратительным. По этому подобию естественно предположить, что даже внешний вид тленного человека является лишь изуродованным остатком того нетленного образа, который имел он до своего падения.
А душа? Она тоже подвержена тлению. Апостол Павел в Послании к Ефесянам советует отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4. 22). Причем, тление это опять же бурно протекает в мертвых по преступлениям и грехам (Еф. 2. 1), то есть там, где растлению не противостоит духовная сила обновления. Смерть, теперь духовная смерть, овладевшая душею, дает простор разложению, подобному разложению тела. Это сопровождается распространению духовного яда, болезней, "зловония"; красота души искажается. Даже во внешности человека отражается образ его души. Иногда внешне некрасивый человек становится более привлекательным благодаря внутренней красоте. И наоборот. Внешняя красота теряется от проявления происходящих в душе процессов тлеления: злобы, презрения, ненависти, надменности и т.п..
Адам, нарушив волю Божию, стал рабом тления. Вместе с ним попали в рабство тления все потомки его и весь материальный мир на земле. О потомках Адама Ап. Петр говорит: "...произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Петра 2. 18-19). Об остальном же творении читаем у Ап. Павла: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8. 19-21). Тленной называется также пища: "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную" (Иоанн. 6. 27). Даже серебро и золото называются тленными: "...не тленным серебром или золотом искуплены вы..." (1 Петра 1. 18).
Дьявол, предлагая вкусить запретный плод, говорил, что вкушение плода не принесет смерти, но возвысит человека до уровня божества знанием добра и зла (Быт. 3. 5). Однако, вкусив, и тем самым нарушив заповедь Божию, человек не только не возвысился, но глубоко пал. До вкушения запретного плода он был владыкою (Быт. 1. 28), после - рабом тления и греха. "Всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоанн.8. 34).
Чтобы человек воссиял в первозданной красоте, надо было выкупить его из рабства и восстановить в нем нетленный образ. Выкупить человека можно было заплатив только тем, что не является собственностью тления. Но, как видим, все на земле попало, как и человек, в ее рабство, все принадлежало ей и выкупить ничем земным было невозможно. Поэтому "...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Иисуса Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Петра 1. 18-19).
Восстановление образа Божия Господь наш Иисус Христос осуществил прежде всего в Себе Самом. Для этого Он воплотился (Иоанн.1.14), приняв образ раба тления. "Он, будучи образом Божиим (см. также Кол. 1. 15), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2. 6-7). Заметим, что Иисус Христос, став по образу и подобию человеком, не утратил образа Божия. Когда Филипп, ученик Его, попросил: "Господи! покажи нам Отца...", Иисус сказал ему в ответ: "Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца..." (Иоанн. 14. 8-9). Христос был прекраснее сынов человеческих" (Пс. 44. 3), ибо явил в Себе утраченный Адамом образ нетленного Бога. "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его..." - пишет Ап. Павел (Евр. 1. 3). Будучи Сыном человеческим, Иисус вряд ли отличался от остальных людей особой внешностью. Пророк Исаия пишет: "... Нет в нем ни вида, ни величия; и мы лидели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему" (Ис. 53. 2). Поэтому явление образа Божия в Иисусе Христе было, скорее всего, не во внешности. "Он не сделал никакого греха" (1 Петра 2. 22), поэтому не был рабом тления, как все люди (Пс. 15. 10, Деян. 2. 31, Деян. 13. 34-37). Пророческие слова "ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" исполнились во Христе. Смерть на время взяла над Ним власть не за Его грехи, но наше наказание было на Нем (Ис. 53. 5). Вместе с тем Он не был собственностью (рабом) ни тления, ни греха, смерть не имела права удержать Его, и воскреснув, Он одержал победунад грехом, смертью и тлением.
Итак, прежде всего в Себе Самом Господь явил образ Божий,
потерянный Адамом. Он есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4. 4). Но
любовь Божия к Своему творению была настолько велика, что Он
жертвой Сына Своего Иисуса Христа, через Его величайший подвиг
хочет освободить и тех, кто пока в рабстве, Он хочет восстановить
образ, утраченныый падшим человеком. Апостол Павел пишет: "Так и
при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в
силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело
душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый Адам стал
душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не
духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из
земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный,
таковы и перстные; каков небесный, таковы и небесные. И
Полное восстановление нетленного образа Божия в людях относится к будущему времени. "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть" (1 Иоанн. 3. 2). " Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Фил. 3. 20- 21).
Хотя полное восстановление образа относится и к будущему времени, его начало положено в настоящем времени. Человек, пребывающий во Христе, преображается в Его образ: "Мы же все открытым лицом, как в зеркале (см. Иак. 1.23), взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3. 18). "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между братьями" (Рим. 8. 29). Но еще не открылось, что будем, поэтому мы не можем сказать, что образ Божий восстановлен. Это относится и к душе и к телу. Образ Божий в человеке воссияет в нетленной красоте только на небесах, где посажены дети Божии только во Христе Иисусе (Еф. 2. 6). Пока же в душах детей Божьих процессу тления противопоставлена сила возрождения (Иоанн. 3. 3-11). "Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4. 16). Тело человека тоже остается тленным до времени, когда Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его.
Дьяволу было угодно не только изуродовать творение Божие. Он всеми силами старается, чтобы человек поклонялся не нетленному образу Божию, а либо тленному творению Божьему, либо тленному творению рук человеческих. Поэтому под его влиянием люди славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца (Рим. 1. 23-25). Дьявол старается прибегать к различным уловкам. Он старается "подсунуть" нам тленный образ, и говорит: "Вы не этому образу кланяетесь, а Богу, образ же - только символ". Следуя этому люди творят рукотворные изображения и кланяются им, кланяются пресвитеру церкви, говоря, что в лице пресвитера кланяются Церкви - Телу Христову. Однако мы должны ясно представлять себе, чему мы поклоняемся. Нельзя кланяться ни образу тленного человека, ни самому человеку, якобы носящему образ Божий. Апостолы были не святее нас, но они запрещали кланяться себе - это великий грех. Надо ясно представить себе, что восстановление образа Божия происходит во внутреннем человеке путем духвоного крещения (погружения) во имя Господа. Это крещение - не единовременное, однажды совершенное в жизни погружение в воду, но постоянное, сопровождающее всю жизнь христианина соединение с Христом. Через это крещение ветхий тленный человек "распинается", греховная плоть умирает, а дух воскресает для обновленной жизни (Рим. 6 глава). Но, когда человек творит видимый поклон внешнемеу человеку или нарисованному образу его, он поклоняется ветхому, тленному, тому, что должно быть распятым. Поклонение Отцу в духе и истине (Иоанн. 4. 23-24) никак нельзя совершать посредством поклонения тленному человеку, изделиям рук человеческих и т. п.. Нельзя делать поклон тленному - Богу поклонись!
Человек своими силами не может ни восстановить, ни представить в своем сознании образ вечного бытия Божья. Но в человеческих силах содействовать процессу восстановления образа Божия путем веры и погружения верою во имя Отца, Сына и Святого Духа.
[Главная страница][Оглавление]