[Главная страница][Оглавление]
"... младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно" (Луки 15:13)
В притче о блудном сыне Иисус Христос в ярком примере показал грехопадение человека и его обращение к Отцу. "По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно" (Луки 15:13). Человек, рождаясь невинным младенцем , "по прошествии немногих дней", "собрав все" имение свое, данное ему Богом: разум, силу, чувства, желания и другие человеческие таланты, идет от Бога прочь в "дальнюю сторону" греха и там "расточает имение свое, живя распутно". В гордости житейской он совершенно забывает о Боге - Отце своем небесном. Он пиршествует, упиваясь своими достоинствами и талантами. Он добивается удовольствий, почестей, славы, богатства - все данное ему Богом отдает на угождение плоти.
Но вот растрачено все, все силы души израсходованы, а один или несколько пороков так овладели душой, что человек стал их рабом. То, что раньше доставляло удовольствие, теперь угнетает его как страшный кошмар, былые забавы пылают огнем, жгущим нечистую совесть и нет сил уйти от них. Все превратилось в "свиные рожки". Раньше он пил вино с наслаждением, теперь он ищет капли его для похмелья алкоголика, но "никто не дает ему" (Луки 15:16). Раньше с удовольствием курил папиросы,! теперь с отвращением курит для "облегчения" удушливого кашля и не в состоянии уйти от овладевшего им порока. В этом состоянии человек живет иногда длительное время, а иногда и до конца жизни не изменяет его, падая в бездну, уготовленную для непокорных.
Блудный сын - это непокорный сын. Он не подчиняется воле отца, но уходит от него. Так и человек, ушедший от Бога, не покоряется воле Его, но ищет выполнения своей воли, своих желаний и свое "Я" ставит превыше всего. Такой человек мертв для Бога, ему надо ожить, родиться свыше. Находясь даже в самом плачевном состоянии, человек не осознает своего бессилия, своего рабства и продолжает всецело рассчитывать на свое "Я".
"Пришедши же в себя..." (Луки 15:17). Начало возрождения человека заключается именно в этом: он "приходит в себя", он начинает ясно осознавать свое ничтожество, бессилие, глубину своего падения и неприглядность своего положения: "Сколько наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода" (Луки 15,17). Поворотным пунктом в его пути является сознание того, что цели, которых он раньше добивался, есть обман, что они не питают душу, как не питают свиные рожки, что только у Отца можно найти хлеб жизни. Он видит, что шел не туда, куда нужно, что необходимо изменить свой путь, направить его не от Отца, а к Отцу, ибо "сколько наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к Отцу моему и скажу Ему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою". Я согрешил тем, что не подчинился Твоей воле, расточил имение, данное Тобой, и свободу сына променял на рабство греха и порока. Признание себя виновным, грешным, является вторым важным шагом на пути ко спасению.
Следующий шаг - это подчинение вновь своей воли - воле Божией. Этот шаг самый трудный для человека и в то же время самый главный. Поэтому Иисус Христос и сравнивает его с рождением, называя "рождением свыше". Сам Христос, будучи первым в среде Своей церкви, первый был рожден свыше. Он говорит: "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Иоанн. 6:38). Из Его жизни мы видим, что это были не пустые слова, но что всею жизнью и самой смертью Он выполнял волю пославшего Его Отца. "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр. 5:8). Какое множество людей, совершив первые два шага на пути ко спасению, уклоняются от последнего и самого главного - рождения свыше, всю жизнь оставаясь духовными мертвецами. Как часто люди стремятся заменить этот шаг каким - либо обрядом "относящимся до плоти" (Евр. 9:10). Но все напрасно, ибо "если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоанн. 3:3).
В чем состоит трудность рождения свыше? В том, что человек уже привык настолько руководствоваться своей волей, своим "Я", что и в деле спасения он видит прежде всего свое "Я", а не волю Божию, хотя порою надевает на себя личину покорности Богу, но лишь для того, чтобы показать, какой "Я" сокрушенный и смиренный. Даже в самом рождении свыше, человек прежде всего видит свое "Я", а не умаление, не полное покорение этого "Я" воле Божьей, когда "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). "Если я рожден свыше, если я имею Духа Божия, если я верю,- думает человек,- то я должен обладать иными языками, должен пророчествовать, должен творить чудеса. Иначе, как увидят, что я имею Духа Божия, что я дитя Божие".
И все молитвы, все стремления человек направляет к достижению этой цели, забыв о самом главном: а угодно ли это воле Божьей? Это угодно мне, а об остальном я забыл и добиваюсь того, что угодно мне, а воля Божия - это потом. Я уже не говорю о том, что чаще всего люди молятся просто о своих житейских делах, забывая о духовных. Но и в помышлениях о Духе наше "Я" стоит опять-таки на первом месте. Отсюда и увлечение, привязанность, можно сказать, упорная привязанность к обрядам, ибо это делаю я сам. Отсюда и стремление к "добрым делам", "милостыне", ибо и это делаю я сам. Какой "Я" добрый, хороший, послушный сын! Неужели Бог не примет меня? Так думает человек. Но напрасно надеется он, потому что "делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3:20). Но, как Христос целью Своей жизни ставил "творить волю пославшего Его Отца", так и человек во Христе Иисусе должен творить волю Его и это сделать целью своей жизни, чтобы его собственное "Я" умерло в нем, и жил бы лишь Христос.
В этом случае спасение, завоеванное Христом ценой послушания Богу Отцу, становится достоянием для всех послушных Ему (Евр. 5:9). Ибо Он принес Себя непорочного Богу, чтобы очистить совесть нашу от мертвых дел, которые мы творили под влиянием своего "Я" и по своей воле, от которых Он очищает нас для служения Богу живому и истинному (Евр. 9:14). Христос сказал: "Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат и сестра и матерь" (Матф. 12:50). В этом и состоит главная задача человека, этим и должен он руководствоваться во всей своей жизни - все предоставив воле Божьей. А уж Он, если это будет угодно Его воле, сможет сделать чрез человека все: и чудеса, и пророчества, и иные языки, и добрые дела, короче, Он сделает человека сыном Божьим и наследником царства Божия. Не может Бог предавшихся Его воле и послушных сыновей Своих привести к гибели, ибо Он "не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился и был жив".
Всякий рождаемый младенец испытывает мучения, ибо мучается не только мать рождающая, но и рождаемый ею. Иногда при трудных родах мать остается жива, а ребенок делается не жизнеспособным и умирает. Так и при рождении свыше человек страдает, мучается, ибо должно умереть его собственное "Я", его прежний руководитель и советник в жизни. Теперь оно заменяется всецело Духом Божьим и Его волей. Но наше "Я" не хочет уступать своего места, оно сопротивляется и заставляет человека искать несуществующих обходных путей. Человек усыпляет себя обрядами, внешней святостью и гибнет "при родах", сделав всего два шага по пути спасения и споткнувшись на трудном - третьем.
Да поможет нам Господь не остаться нерожденными. Ибо в этом мы бессильны сами по себе и сильны лишь в Нем. Поэтому все молитвы, все внимание направим к тому, чтобы наша воля подчинилась воле Его, чтобы нам родиться свыше, чтобы нам быть братьями Ему и разделить с Ним наследие вечной жизни. Это совершится в нас тогда, когда мы глубоко осознаем это. А сознание приходит от слова Его. Ему же, даровавшему нам эту великую победу, слава вовеки. Аминь.
Старец П.А. Петров.
г. Воронеж.
[Главная страница][Оглавление]