[Главная страница][Оглавление]
Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и, как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покое по заповеди.
(Лук.23.55-56).
Так заканчивает Евангелист Лука свое повествование о величайшей трагедии, случившейся с родом человеческим; Иисус Христос, Сын Божий, умер на кресте и погребен во гробе.
Закончилась пятница перед "последним великим днем праздника" (Иоанн.7:37) – отданием Пасхи Еврейской. Наступила "суббота покоя" (Лев.23:3).
Кто же был, действительно, в этот день в покое, и для кого он был великим днем праздника?
Можно предположить, что те, кому Иисус сказал: "ваш отец диавол" (Иоанн.8:44), и в особенности первосвященники и фарисеи, которые были врагами Его в продолжение всех лет служения Его, праздновали эту субботу и были в покое. Они добились своего: сколько им хотелось, издевались, насмехались, плевали, били Иисуса и, надругавшись, над Ним, предали Его позорнейшей и мучительной смерти на Голгофском кресте; теперь Он мертв и погребен во гробе, а поэтому, казалось, им вполне можно было успокоиться.
Однако, из повествований Евангелистов видно, что вместо покоя ими овладела тревога. Они знали и видели, как Иисус воскресил сына вдовы Наинской (Лук.7:11-16), дочь начальника синагоги Иаира (Лук.9:41-42 и 49-55), и, наконец, Лазаря, бывшего четыре дня во гробе (Иоанн.11:38-44). Поэтому покой и торжество их разрушала мысль: а что если Он, действительно, как говорил, в третий день воскреснет? Не побьет ли нас народ камнями за то, что мы распяли Его?
И вот, вместо того, чтобы, как полагалось по заповеди, в субботу идти в храм, принести положенные по закону утренние ежедневные, субботние и праздничные жертвы, провести "священное собрание" (Лев.23:8), они "собрались к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну"; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: "воскрес из мертвых"; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф.27:63-66).
Итак, враги Иисуса Христа не имели в эту субботу покоя и не дали покоя ни Пилату, ни воинам Римским, которых поставили охранять гроб.
Если зависть, ненависть, злоба и боязнь за свою карьеру лишили врагов Иисуса Христа покоя в эту субботу, то безмерное горе об утрате Его лишили покоя Его близких, друзей и учеников. О каком покое можно говорить для матери Иисуса Марии, которая накануне, в течение нескольких часов смотрела и видела страшные муки, агонию и смерть своего Сына, первенца, Который умер позорной смертью на кресте вместе с разбойниками? Она, быть может, хотела бы, хоть немного, забыться, занявшись каким-либо делом; но заповедь запрещала это. "Никакой работы не должно делать в них (в дни покоя); только что есть каждому, одно то можно делать вам" (Исх.12:16). Однако при таком великом горе она едва ли могла принимать пищу. Каким же бесконечно долгим показался ей этот день вынужденного "покоя"!
Жены - мироносицы, по свидетельству Евангелиста Луки, "в субботу остались в покое по заповеди" (Лук.23:56). Купив "ароматы, чтобы идти помазать Его (Марк.16:1), они не пошли в субботу, а остались дома по заповеди. Поэтому они не знали, что у гроба поставлена стража, что на камень положена печать, и никто уже не может войти в гроб, чтобы помазать Его. Поэтому все время ими владела тревога, "кто отвалит нам камень от гроба?" (Марк.16:3). Таким образом, вместо покоя ими владела тревога.
Ученики Его также не были в покое. Они собрались в одном доме, заперли двери "из опасения от Иудеев" (Иоанн.20:19) и в страхе и тревоге провели не только субботу, но и часть следующего, первого дня. Таким образом, ни враги, ни близкие, ни друзья и ученики не были в покое в эту знаменательную субботу.
Итак, остались две главные личности, которые могли быть в эту субботу в покое: дьявол, который накануне одержал некоторую победу, убив Иисуса Христа на кресте, и потому мог радоваться, торжествовать и быть в покое; и Иисус Христос, Который "успокоился от трудов Своих" (Откр.14:13) во гробе. "Великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною" (Откр.12:9), ужалил "семя жены в пяту" (Быт.3:15) своим жалом смерти – грехами всего мира, пронзив Его руки и ноги гвоздями Голгофского креста. "Имеющий державу смерти" (Евр.2:14) убил Иисуса Христа и смерть торжествовала. Однако, "семя жены" еще не выполнило слово Божие: "оно будет поражать тебя в голову", поэтому сражение, начатое в Гефсиманском саду, не окончилось смертью на Голгофском кресте, но продолжалось и в субботу приобрело решающее значение. Эта битва закончилась рано на рассвете первого дня полной победой Иисуса Христа. Он вырвал жало смерти – грехи всего мира и "вознес Телом Своим на древо" (1 Петра 2:24), расторг "узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян.2:24), и воскрес, поразив змия в голову, в его державу – смерть.
Наступило утро первого дня. Но и в этот день враги Христа не обрели покоя. "Некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание" (Матф.28:11-12), как скрыть воскресение Иисуса Христа, обмануть народ и избежать его гнева за их деяния.
Для близких, друзей и учеников Иисуса Христа наступило предсказанное пророком Исаией "исцеление сокрушенных сердцем" (Исаия 61:1). При виде воскресшего Иисуса Христа они получили "вместо плача – елей радости" (Исаия 61:3). "С радостью великою" (Матф.28:8) побежали жены - мироносицы возвещать о воскресении их Учителя; и "Иисус встретил их и сказал: радуйтесь" (Матф.28:9).
Радость матери Марии невозможно представить. Вот когда для нее и для всех друзей и учеников Его наступил подлинный ПОКОЙ. Вот когда они от всего сердца могли исполнить повеление Божие: "веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" (Втор.16:14).
Праздник этот был таким радостным, что ученики не могли забыть его, ибо в этот день они получили свободу от греха и смерти, получили оправдание, обрели победу. Ибо, по словам Ап. Павла, "если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли" (1 Кор.15:18). Поэтому, "после восьми дней", в первый день недели "опять были в доме ученики Его и Фома с ними" (Иоанн.20:26). Они снова собрались, чтобы вместе порадоваться и отпраздновать этот великий день, который еще в начале Своих творений "сотворил Господь" для того, чтобы "возрадоваться и возвеселиться в оный" (Пс.117:24). И подтверждая эту радость, Иисус Христос снова пришел к ним.
Во исполнение слова Христа "РАДУЙТЕСЬ", ученики и впредь стали собираться и праздновать этот знаменательный день. Апостол Иоанн, спустя несколько лет, будучи сослан на остров Патмос, отмечал этот день, "был в духе в день воскресный" (Откр.1:10) и получил откровение, которое и записал в своей книге.
Ученики в Троаде в первый день недели собрались для преломления хлеба (Деян.20:7). Ап. Павел установил в церквах Галатийских порядок, при котором в первый день недели, когда собирались ученики, они откладывали у себя пожертвования для помощи Иерусалимской церкви (1 Кор.16:1-3).
И в настоящее время все, кто получил во Христе Иисусе оправдание и прощение грехов, радуются и веселятся в первый день недели, который в русском языке наименован днем "ВОСКРЕСЕНИЯ" Иисуса Христа. И теперь, по повелению Его, по примеру Апостолов и первых Христианских церквей, празднуют этот день.
По пророчеству Исаии, да скажет каждый из нас в этот день: "славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня" (Исаия 12:1), и вместе с Ап. Павлом воскликнем: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!"
Аминь.
Петров Петр Александрович. г. Воронеж.
[Главная страница][Оглавление]