[Главная страница][Оглавление]
"Живущий под кровом
Всевышнего под сенью Всемогущего покоится".
Пс.90.1.
"Он покоит меня на
злачных пажитях и водит меня к водам
тихим".
Пс.22.2.
Апостол Павел в Послании к Евреям в 4 главе
пишет: "Посему будем опасаться,
чтобы, когда еще остается
обетование войти в покой Его, не
оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не
принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в
покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они
не войдут в покой Мой; хотя дела Его
были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил
Бог в день седьмый от всех дел Своих (Быт.2.2). И еще здесь: не войдут в
покой Мой. Итак, как некоторым остается
войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за
непокорность, то еще определяет
некоторый день, ныне, говоря чрез Давида, после столь долгого времени,
как выше сказано: ныне, когда
услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. Ибо, если бы Иисус Навин
доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для
народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам
успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой
оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр.4.1-11).
Ветхозаветный народ Израильский не вошел в покой
Его за неверие и непокорность, и Бог,
через Давида, определяет еще некоторый день, ныне. Здесь говорится о временах благодати, которые должны были совершиться во Христе. О рождении Сына Божия в мире ангел Господень
возвестил пастухам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне
родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос
Господь (Лук.2.10-11). С пришествием в мир Господа Иисуса Христа и
излитием Духа Святого на верующих,
начинается новое творение.
Человек, павший через грех, восстает через Новое творение, через рождение свыше от Духа в образ Сына
Божия. Как сказано в Откровении Иоанна:
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр.21.5). И Ап. Павел
говорит: "Итак, кто во
Христе, тот новая тварь; древнее
прошло, теперь все новое" (2 Кор.5.17).
И как в начале творения сказал Бог: да будет свет; и стал... и отделил Бог свет от
тьмы; и назвал Бог свет днем, а тьму
ночью (Быт.1.3-5); так и Христос, придя
в мир, говорит: "Я свет миру; кто последует за Мною,
тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"
(Иоанн.8.12). Христос был свет, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Он
был Свет истинный, который просвещает всякого
человека, приходящего в мир
(Иоанн.1.9). И пророк Малахия предвещал
о новом дне: "А для
вас, благоговеющие пред именем
Моим, взойдет Солнце правды и исцеление
в лучах Его. (Мал.4.2). И Христос сказал ученикам Своим: "Мне должно
делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда
никто не может делать" (Иоанн.9.4). И Ап. Павел говорит: "Ночь прошла, а день приблизился: итак
отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем будем вес
себя..." (Рим.13.12-14). И
еще: "Ибо все вы - сыны света и
дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак
не будем спать, как и прочие, но будем
бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью. Мы же,
будучи сынами дня, да
трезвимся" (1Фес.5.5-8). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день
спасения (2Кор.6.2). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в
оный! (Пс.117.24). Вот о каком дне говорил Давид. И тот, кто будет сыном это дня,
тот войдет в покой Его. И ветхозаветному народу бы установлена Богом
суббота - покой. Ибо сказано:
"в шее дней сотворил
Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился"
(Исх.31.17). И потому было заповедано: "Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная
Господу: всякий, кто делает дело в день
субботний, да будет предан смерти (Исх.31.15).
Народ должен был соблюдать, хранить и святить день субботний, который для верующих Нового Завета есть образ покоя Небесного. И
Ап. Павел в разбираемом нами послании к Евреям говорит: "Ибо негде сказано
о седьмом дне так: и
почил Бог в день седьмый от всех дел Своих". В русском переводе
Библии слово "почил" употребляется
в различных смыслах. Во-первых
слово "почил" понимается как покоился, как сказано: "в шесть
дней сотворил Господь небо землю,
а в день седьмый почил
и покоился" (Исх.31.17 Во-вторых это слово понимается
как спать, например: "Тогда, приходит к ученикам Своим и
говорит им: вы все еще спите почиваете..." (Матф.26.45). Так же в некоторых местах
Св. Писания слово "почил" употребляется в смысле "умер", например:
при побиении Стефана камнями, он "преклонив коленена, воскликнул громким голосом: Господи!
не вмени им греха сего. И, сказав сие,
почил (Деян.7.60). Еще слово "почил" употреблено в описании
излития Св. Духа на верующих: "И явились им разделяющиеся языки, как бы
огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян.2.3).
Естественно возникает
вопрос, как понимать слово "почил", которое написано в Книге Бытие 2 гл. 2 ст. Если понимать, что Бог отдыхал или заснул после дел Своих,
то в других местах Св. Писания мы читаем: "Разве ты не знаешь? разве ты не
слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не
утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим" (Исаия 40.28); и
еще: "не дремлет и не спит хранящий Израиля" (Пс.120.4). О Своей же
творческой деятельности Бог чрез пророка Исаию говорит: "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю... Я творю Иерусалим веселием и народ его
радостью" (Ис. 65.17-18). И еще:
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр.21.5).
Израильским же народом и
его руководителями, священниками и фарисеями празднование субботы (покоя)
понималось как простое воздержание от всякой деятельности, от малейшей затраты
физических и духовных усилий. Это превращало праздник и сопутствующее ему богослужение в мертвое состояние
нравственной бездеятельности, безразличной как к добру, так и ко злу. Мы видим это на примере,
когда Христос в субботу в синагоге исцелил человека, имевшего иссохшую руку. Он спросил
бывших там фарисеев
и иродиан: "Должно ли в
субботу добро делать...? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении
сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою... Фарисеи,
выйдя, немедленно составили с
иродианами совещание против Него,
как бы погубить Его" (Марк 3.1-6). Они не понимали того, что в
покой Божий нужно войти и прибывать в
нем не путем отказа от любой деятельности,
а напротив, путем активного делания добра, движимого верой и послушанием
воле Божией; как и Ап. Павел говорит: "Ибо, кто вошел в покой Его, тот и
сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих" (Евр.4.10). За то, что
Иисус творил дела милосердия и любви человекам именно в субботу, Иудеи осуждали
Его и говорили Ему, что есть шесть
дней, в которые можно делать дела, а не в день субботы (покоя)
(Лук.13.14). "И стали
Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же
говорит им: Отец Мой доныне делает, и
Я делаю"
(Иоанн.5.16-17). Эти слова Иисуса были
для них неожиданными и непонятными.
Иудеи в своих обвинениях
на Иисуса ссылались на слова Моисея (Быт.2,2;Исх.20.10), где говорится, что Бог почил в седьмой день от всех дел Своих, и что Он освятил его, дабы человек в этот
день успокаивался от своих трудов.
Христос же говорит им, что покой Божий нельзя понимать в смысле
совершенной бездеятельности, напротив, Бог непрерывно продолжает Свою
деятельность, сохраняя творение, давая
всему жизнь, дыхание и все
(Деян.17.25), а также совершает
спасение людей, творя "новое
небо и
новую землю" (Исаия 65.17).
Только таким образом Бог покоится в Своей деятельности и действует в Своем
покое. Празднование субботы должно собирать и направлять к внутреннему единству дух человека, чтобы
привести его к полезной для души деятельности, творящей дела
Божии для блага ближних. Потому и говорит Христос:
"суббота для человека, а не
человек для субботы; посему Сын
Человеческий есть господин
и субботы" (Марк. 2.27-28).
Если бы кто постоянно имел
такое сосредоточение своей воли
на духовных предметах и творил благо людям подобно Отцу Небесному и хранил это
постоянно, то такой человек постоянно праздновал бы субботу, и ничего не нарушало бы его внутреннего
покоя. Но как вечный покой Божий является постоянной деятельностью ко благу
людей, так и для человека верующего,
покой субботний должен быть по примеру Бога и Христа постоянной деятельностью ко благу ближних:
"Только в Боге успокаивается душа моя" (Пс.61.2). А "душа надменная не успокоится"
(Авак.2.4). Потому и призывает
Христос: "Придите ко Мне все
труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас; возьмите иго Мое на
себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете
покой душам вашим" (Матф.11.28-29). Только в духе любви Христовой сердце обретает
покой. Но сам покой Божий есть
напряженная деятельность, когда
воля Божия и воля человека движутся и действуют согласованно в любви и в одном
направлении. Тогда самое удивительное,
что покой и движение становятся одно и то же. Из законов физики мы
знаем, что два тела покоятся
относительно друг друга, если движутся
в одинаковом направлении с одинаковой скоростью.
Итак, уже здесь верующие
входят в покой Его, который будет продолжаться и в вечности, как сказано:
"Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они
успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр.14.13). А
те, которые не поклонялись Отцу в духе
и истине, а поклонялись зверю и образу его,
те примут вечные мучения и "не будут иметь покоя ни днем, ни
ночью..." (Откр.14.9-11).
Тикунов
В.А.
[Главная страница][Оглавление]