[Главная страница][Оглавление]
С. Е.Ильин.
Печатается в сокращении.
На заходе солнца 10 марта
1994 года мы с женой в Минеральных водах вошли в вагон электрички на
Кисловодск. Подсели было к гражданину, занявшему место справа у окна по ходу
поезда. Он повернулся к нам и очень недружелюбно дал нам отповедь: "Что,
другого места не нашли? Перейдите..." Мы не стали спорить с грубияном и
прошли вперед, где окна через два оказался свободный на тот момент диван. И
затем, пока вагон заполнялся, мы несколько раз слышали, как человек тот отгонял
от себя и других, кто хотел занять свободное место. А минуты через две после
отхода поезда вдруг мы услышали у себя за спиной стеклянный дребезг. Оглянулись
– и увидели: в окно, прямо против лица сердитого пассажира, ударился камень, и
осколки стекла полетели в него и на пустые места дивана... Он, ошеломленный,
вскочил, стал вытряхивать осколки из волос, из-за воротника рубашки...
Оказалось, что камень, величиной с куриное яйцо, пробил наружное стекло двойной
рамы, разбил и внутреннее, – от него полетели осколки, – а сам упал между
стеклами. А поганца, который запустил этот камень, и заметить никто не мог: он,
видимо, обдуманно, напакостил из-под лучей заходившего солнца...
И вот я не перестаю
возвращаться к этому случаю. Что же произошло? Что заставило этого человека
отгонять от себя других людей? Кто посадил его на это место и кто поставил
мальчишку на то место и побудил его метнуть камень именно в то мгновение? Кто
замыслил наказать таким образом этого человека, и кто уберег от осколков других
людей, которым они предназначались?
Постепенно ответы на эти
вопросы я нашел о Священном Писании.
Из "Книги Иова" мы
узнаем, что сатана запросто мог приходить к Господу, и Он не прогонял его от
Себя, а мог вступить с ним в разговоры. В таком вот разговоре Господь
согласился испытать на прочность богобоязненность непорочного Иова и разрешил
сатане распорядиться всем достоянием Иова, не трогать только его самого и его
жену, а потом, в следующем испытании, разрешил и тело Иова пытать жесточайшей
проказой, не трогать только душу. Но Иов оказался несокрушимым в своей
богобоязненности, посрамил сатану, за это был вознагражден Господом -
обновленным телом, можно думать – новой женой, новым потомством и вдвое большим
богатством. Но и сатана продолжил свои хождения по земле.
Из "Евангелия от
Матфея" узнаем, что после крещения Иисуса водой и схождения на Него Духа
Божия был Он возведен Духом в пустыню для искушения, диавол оставил Его и – се,
Ангелы приступили и служили Ему.
В дни Своей проповеди Он
много раз, исцеляя людей от болезней, изгонял бесов из тел человеческих. Бесы
эти верили, что Иисус – Сын Божий, боялись Его, но свои бесовские дела по
отношению к людям – продолжали, что и сегодня мы постоянно чувствуем: вокруг
себя, в нас самих...
В "Послании к
Евреям" апостол Павел, рассуждая о месте Ангелов в Божьем мире, говорит:
"Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех,
которые имеют наследовать спасение?"
Уже эти свидетельства из
Писания позволяют думать, что между Святой Троицей и диаволом идет постоянная
борьба за власть над человечеством в целом, между их воинствами – Ангелами и
бесами – за каждого человека в отдельности.
Господь оставил Адаму и Еве,
соблазненным змеем-искусителем, познание добра и зла, только изгнал их из рая и
обрек на то, что они будут в поте лица и в скорби есть хлеб свой. Обреченные
жить и тяжко трудиться ради хлеба насущного, Адам, Ева и их потомки, имея
представление о различии добра и зла, вовсе не считали, что нужно обязательно
жить по добру и избегать зла. Потому-то и развратились настолько, что Господь,
раскаявшись, что создал человека на земле, решил истребить человеков и заодно
все живое потопом – за исключением одной семьи Ноя и по паре от всех животных.
После потопа Господь сказал в
сердце Своем, что не будет больше проклинать землю человека, потому что
помышление сердца человеческого – зло от юности его, и не будет больше поражать
всего живущего на земле.
И можно думать, что добро в
человеческие души сеют и возделывают ангелы, а зло – бесы, и за поле каждой души
активно борются между собой, а сам человек, различающий добро и зло и
обладающий даром свободной воли и выбора, сознательно способствует
ангелу-хранителю или бесу-губителю в том, что будет посеяно и вызреет в его
душе. Жизнь сложна, и один и тот же человек может в чем-то вполне принимать
помощь ангела-хранителя и в чем-то другом уступать соблазнам беса-искусителя.
Выведенным из Египта евреям
Господь через Моисея дал законы, в которых четко разграничено добро и зло,
указано, что человеку следует делать неукоснительно, а чего делать нельзя под
страхом самой суровой кары.
Через века после Моисея, в
Нагорной проповеди Иисус Христос, не нарушая, не отменяя того, что было сказано
древними, дополнил число законов и расширил их толкование.
Законы эти вошли в сознание
народов – и еврейского, и тех, что приняли учение Христа, на их основе были
созданы, так сказать, кесарские законы, но очевидным и убедительным во все
времена было и то, что абсолютно полно и точно выполнять все законы оказалось
невозможно – ни народам в целом, ни каждому отдельному человеку.
И уже в Посланиях святых
Апостолов разъяснено, что вое мы, люди, грешные, один Бог без греха, но грехи
бывают малые, побольше, большие – и смертные. При искреннем и глубоком покаянии
прощаются даже большие грехи, непростителен только один – хула на Духа Святого.
И это тоже вошло в сознание
христианских народов и каждого верующего во Христа человека. Ну а верующие – те
не испытывают потребности ни в покаянии, ни в прощении от Господа, ни в вечной
жизни, но, живя в обществе с христианскими нравственными устоями, каковым
оказалось, в частности, и русское общество, несмотря на все усилия безбожной
коммунистической власти растоптать стальными копытами христианские души
подвластных им людей, могут на деле поступать в каждодневной жизни, даже не
осознавая того, по заповедям Христовым и быть по сущности не более грешными,
чем иные верующие христиане, постоянно, но все поминающие имя Божие и при этом
запросто грешащие в простодушном расчете на покаяние и обязательное прощение и
спасение.
Так вот и живем. А рядом с
нами, при каждом, невидимые. – ангел-хранитель и бес-искуситель. И мы, с
познанием добра и зла и свободой выбора поступать по добру или по злу, сами
помогаем нашему хранителю или искусителю в выполнении поставленных им задач –
соответственно Духом Святым и диаволом...
Человек, свободно и легко
живущий по добру, ясно ощущает в свей каждодневной жизни постоянное
присутствие, защиту, поощрения за угодные Богу дела и наставнические взыскания
за неугодные со стороны своего хранителя. И тому легко представлять своего
подопечного на суд Божий...
А человека, склонного
поддаваться соблазнам искусителя, подчиняться его власти, ангелу-хранителю
оберечь оказывается труднее, а то и вовсе невозможно. Бес торжествует полную
победу... Сколько таких, соблазнившихся и подчинившихся диаволу, страшных в
обретенной диавольской силе – одних, и жалких в своей раздавленности пороками
– других – мы видим вокруг себя в нашей
земной жизни.. И нам ясно, что их ожидает после их плотской смерти...
Случай в вагоне потряс меня
такой яркой наглядностью того, как невидимые нашему плотскому глазу силы
воздействуют на людей: за что-то по-своему наказывают их или, наоборот,
уберегают отводят от незаслуженной неприятности...
[Главная страница][Оглавление]