"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех
человеков, научающая нас, чтобы мы,
отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно
и благочестиво жили в нынешнем
веке, ожидая блаженного упования и
явления славы великого Бога и
Спасителя нашего Иисуса Христа. (К Титу 2 гл. 11-13 ст.).
Слово "явилась",
в приведенном тексте наводит нас
на размышления: Либо благодати, до момента ее явления не было совершенно
ни для какого человека, что
противоречит сказанному в Писании, ибо
написано: "кто нашел, меня, (премудрость) тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа."
(Притчи 8 гл. 35 ст.). Либо, что видно уже из этих слов, до определенного
момента благодать Божию получали лишь отдельные люди, нашедшие премудрость Божию. Такой человек именовался "человеком
Божьим", или пророком.
В книге Числа 11 гл.
16-17 ст. мы находим: "И
сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых,
которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии
собрания, чтобы они стали там с тобою. Я сойду, и буду говорить там с
тобою, и возьму от Духа, который на
тебе, и возложу на них, чтобы они несли
с тобою бремя народа, а не один ты носил", и далее 25-29 стихи: "И
сошел Господь в облаке, и говорил с ним,
и взял от Духа, Который на
нем, и дал семидесяти мужам
старейшинам. И когда почил на них
Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей
оставались в стане; одному имя
Елдад, а другому имя Модад; но и на них
почил Дух, и они пророчествовали
в стане. И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад
пророчествуют в стане. В ответ на это
Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его,
сказал: господин мой Моисеи!
запрети им. Но Моисей сказал ему:
не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками,
когда бы Господь послал Духа Своего на них!"
Итак, Дух Божий, Дух благодати (Евр. 10 гл. 29 ст.), благодать
являлась лишь на отдельных пророках, которых именовали "человеками
Божиими" (Втор. 33 гл. 1 ст.).
Что Дух Божий, Дух Святой есть благодать Божия, подтверждается и
одинаковостью действия. "Ибо явилась благодать Божия,
спасительная для всех человеков,
научающая нас". (Титу 2
гл. 11-12 ст.). "Утешитель
же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему" (Иоанн.
14 гл. 26 ст.).
Когда же явилась благодать Божия, спасительная для всех
человеков? Теперь мы можем назвать
точную дату этого события. Она явилась на тридцать четвертом году от Рождества
Христова, в день Пятидесятницы, когда
Дух Святой сошел вначале на
Апостолов, а потом и на три
тысячи уверовавших по слову Ал. Петра.
С тех пор она является спасительной для всех человеков.
Если до этого
момента человечество делилось на три категории:
v Язычников,
которых "предал Бог в похотях
сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела" (Рим. 1
гл. 24 ст.).
v Народ
Израильский, которому "закон
дан чрез Моисея", (Иоанн. 1 гл.
17 ст.), и "которые исполняя, человек будет жив" (Левит 18 гл.
5 ст.). То есть, люди жили не благодатью, а исполнением закона.
v И, наконец,
отдельные люди, " человеки Божии", которые жили благодатью Божией.
Теперь же явилась благодать Божия спасительная для всех человеков:
и для язычников, и для Иудеев, для мужчин и женщин, без различия положения в обществе или расы. Теперь благодать Божия является к каждому
человеку в отдельности, и тогда, когда он еще живет по своим "мирским
похотям" и делает дела "нечестия" и научает, "чтобы
мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти", обратились к покаянию.
Благодать Божия научает нас отвергнуть нечестие, т.е.
все те поступки и действия, и мысли, которые не приносят нам чести в
глазах Божиих, да и окружающих нас людей и нас самих.
Физическая нечистота не приносит человеку чести, и понимая это, человек не пойдет в общество
с грязным лицом, или в грязной одежде. Тем более, моральная нечистота не
приносит человеку чести. Никто не
желает, чтобы его именовали вором, или
блудником, или лжецом, никто не будет гордиться таким
наименованием, ибо это не
делает ему чести, все это нечестие для
человека. Однако, люди делают подобные нечестивые дела, влекомые мирскою
похотью.
Благодать Божия,
являясь всякому человеку, ибо она "спасительна" для всех
человеков, научает его, чтобы он
отвергнул нечестие и мирские похоти,
"пришел в себя" (Луки 15 гл.
17 ст.), как некогда блудный сын, и раскаялся, чтобы благодать Божия,
как умолял некогда Ап. Павел, "не тщетно была принята вами" (2-е Кор. б гл. 1 ст.).
Часто, очень часто,
люди, подобно нерадивым
ученикам, не принимают, не
хотят слушать уроки благодати Божией, и тогда действия благодати бывают тщетными.
Если же человек принимает первый урок благодати, тогда благодать
Божия продолжает научать, чтобы мы "целомудренно, праведно и благочестиво
жили в нынешнем веке". (Титу 2 гл. 12 ст.).
Благодать Божия научает человека, чтобы он жил "целомудренно" т.е. по одной целой
мудрости, а не по мудрости, составленной из двух половин, ибо существуют две мудрости. Об этом Ал.
Иаков так написал: "Если
в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но
земная, душевная, бесовская (Иакова 3 гл.
14-15 ст.). И далее, "но мудрость, сходящая свыше, во-первых
чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и
добрых плодов, беспристрастна и
нелицемерна" (Иакова 3 гл. 17 ст.).
Многие, и многие люди,
отвергнувши Благодать Божию,
живут "целомудренно" по земной, бесовской мудрости, которая и приводит к делам нечестия и
удовлетворяет мирскую похоть.
Другие люди пытаются жить сразу по двум мудростям. Внешне, перед другими людьми стараются
показывать, что они живут по мудрости,
сходящей свыше, в самой же жизни, делах и поступках следуют мудрости
бесовской, имея и плоды этой
мудрости. Но, "горе... грешнику, ходящему по двум стезям" (Сирах. 2
гл. 12 ст.).
Наконец, есть люди,
которые внимательно воспринимают уроки благодати Божией, научающей,
чтобы мы целомудренно, целиком, жили по мудрости, сходящей свыше, плоды которой приносят человеку благую честь, благочестие, чистоту, мирность, скромность, послушливость,. милосердие и добрые плоды, т.е.
благочестивую жизнь и праведность.
Праведность также бывает двух родов: Об этом так пишет Ап. Павел:
"Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Ве-ниаминова, Еврей
от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но
что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все
почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести
Христа и найтись
в Нем не со своею праведностью. которая от закона, но с тою,
которая чрез веру, во Христа, с
праведностью от Бога по вере" (Филип.3 гл.5-9 ст.). И еще: "Но
ныне, независимо от закона, явилась правда Божия. о которой
свидетельствуют закон и пророки" (Рим. 3 гл. 21 ст.).
Итак, существуют две правды и две праведности: одна
своя, людская праведность, "от закона" заключающаяся в
исполнении различных обрядов, обычаев
и установлении человеческих, и которую
люди "усиливаясь поставить собственную
праведность, не покорились
праведности Божией" (Рим. 10 гл. 3 ст.).
Другая праведность,
праведность Божия, которая
явилась вместе с благодатью Божией. Благодать же Божия научает нас,
чтобы мы праведно, по правде и
праведности Божией, жили в нынешнем веке,
а не по своей праведности,
которая во внешних обрядах и
установлениях, и которая хотя и имеет
"вид благочестия" (2 Тим. 3 гл.
5 ст.), но она, "как утренний туман и как роса, скоро исчезающая" (Осии.6 гл.4 ст.) и является "пустым
благочестием" (Иак.1 гл.26 ст.).
Усиливаясь поставить "собственную праведность",
люди не ограничиваются только выполнением обрядов, но и исполнением "добрых
дел": посещение больных и
заключенных в тюрьмах, подаяние
милостыни и т.п., делая все это
"по закону", по обязанности, по долгу, и, наконец, как
заслугу перед Богом, как средство получить спасение и жизнь вечную.
Но Писание говорит, что "Он спас нас не по делам
праведности, которые бы мы
сотворили, а по Своей милости"
(Титу 3 гл.5 ст.); по Своему изволению
и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2
Тим. 1 гл. 9 ст.); "ибо благодатью
вы спасены чрез веру, и сие не от
вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился"
(Ефес. 2 гл. 8-9 ст.).
Что же касается добрых дел,
то далее Ап. Павел пишет: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые
Бог предназначил нам исполнять".
Итак, добрые дела – наше предназначение, а не
заслуга, и "кто разумеет
делать добро и не делает, тому
грех" (Иак.4 гл.17 ст.).
Благодарение Богу,
Который по Своей любви и
милости, "по Своему
изволению", "прежде вековых
времен", дал нам благодать Божию во Христе Иисусе; "ибо
закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа"
(Иоанн. 1 гл. 17 ст.); и теперь, независимо от закона, от правды законной, от
нашей праведности, к нам явилась
благодать Божия спасительная
для всех человеков. И эта благодать, не только научает нас
целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке, но и
дает нам "способность быть
служителями Нового Завета, не буквы, но
духа" (2-е Кор.3 гл.6 ст.), дает нам "дерзновение в день суда, потому
что поступаем в мире сем, как Он"
(1-е Иоанн. 4 гл. 17 ст.). Потому и можем ожидать "блаженного упования
и явления славы великого Бога и
Спасителя нашего Иисуса Христа" (Титу 2 гл. 13 ст.),
упования, "которому предстоит великое воздаяние" (Евр. 10 гл.
35 ст.).
Теперь дело спасения находится в руках каждого
человека, и пока "время
благоприятное" не истекло, пока
"день спасения" еще не прошел (2-е Кор. 6 гл. 2 ст.), каждому человеку необходимо принять
благодать Божию "спасительную для всех человеков", внимательно прислушаться к ее
"научению", к ее урокам, и принять их как руководство к жизни, а саму
Благодать принять в свое сердце.
Дорогой читатель!
Благодать Божия еще и ныне,
чрез Слово Божие, призывает: "Не медли обратиться к
Господу, и не откладывай со дня на день:
ибо внезапно найдет гнев Господа,
и ты погибнешь во время отмщения" (Сирах. б гл. 8-9 ст.).
Хотя Бог и сказал некогда:
"Я устал миловать", однако, милость Божия всегда с нами, как говорит псалмопевец Давид: "Милость Божия всегда со мною"
(Пс. 51 3 ст.). Слава, честь и благодарение Богу Отцу,
Единородному Сыну Его – Иисусу Христу,
и Святому Духу за благодать Его,
за спасение наше чрез благодать
Божию, за "драгоценную милость Его", которая "велика до
небес".
Аминь.
Май 1994 г. П.А.
Петров г. Воронеж.