[Главная страница][Оглавление]
ПРОДОЛЖЕНИЕ
"Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих и ты научишься от них рассудительности и — какой в случае надобности дать ответ" Сирах 8:11-12).
В этом номере мы печатаем 3-ю главу "Изложения Догматов..." Н.М. Анфимова "О Духе Святом". Глава эта для нас, молокан, очень важная, т.к. мы называемся духовными христианами, и взгляды наши и понимание Святого Духа во многом отличается от видения Его сущности приверженцами других христианских вероисповеданий. Мы не будем уделять внимания критике чужих воззрений, а изложим точку зрения наших отцов и дедов, которая основана на Слове, и потому не может сильно отличаться от исповедания современных духовных христиан молокан.
"ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ. ГОЛОС ЕГО СЛЫШИШЬ. А НЕ ЗНАЕШЬ ОТКУДА ПРИХОДИТ И КУДА УХОДИТ..." (Иоанна 3:8)
Святым Духом исповедуем исходящую от Бога (Иоан.15:-26;Деян.1:8) силу (Зах.4:6;Деян.1:8), которая подкрепляет нас в немощах наших (Римл. 8:26), оживотворяет мертвых (Иеэек37:8; Иоан.6:63; 7:39; 20:22), двигает нами (2Петр 1:21), научает нас (Марк.16:20; Лук.12,12; Иоан.14:26) и говорит в нас (Марк. 13:11; Деян.21:11; 1Тимоф.4:1; Евр.3:7). Этот же самый Дух помазует верующих благовестить слова Божие (Ис.61:1-6; 1 Иоан.2:20,27; Деян.10:38); наставляет их на всякую истину и возвещает будущее (Иоан.16:13) и ниспосылает всякие благодатные дары человекам (1 Коринф.12:4; Ис.11:2-3).
"ТОГДА НОСИЛСЯ ДУХ, И ТЬМА ОБЛЕГАЛА ВОКРУГ И МОЛЧАНИЕ: ЗВУКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА ЕЩЁ НЕ БЫЛО".
(3 Ездр. 6:38)
Существо Духа Божия является одним из непостижимых явлений сил Божиих. Как говорит о нем Премудрый, что "мы под руками можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал?" (Премудр. 9:13-17). "Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит" (Иоан.3:8). Дух Божий "без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни" (Евр. 7:3), не рождается, но исходит от Господа (Иоан.14:26) и изливает на верующих (Иезек.38:29: Ис.32:15; Зах.12:10; Деян.10:45), и пребывает на них (Агг.2:5;Иоан. 14:17), действует в них (Ефес.1:18; Филип.2:13; Исх.31-3; Числ.11:17; Римл.15:18).
" И ВОТ ЗАВЕТ МОЙ С НИМИ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: ДУХ МОЙ, КОТОРЫЙ НА ТЕБЕ, И СЛОВА МОИ, КОТОРЫЕ ВЛОЖИЛ Я В УСТА ТВОИ, НЕ ОТСТУПЯТ ОТ УСТ ТВОИХ И ОТ УСТ ПОТОМСТВА ТВОЕГО, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. ОТНЫНЕ И ДО ВЕКА"
(Ис. 58:21)
Дух Святый, постоянно исходя от Бога (Иоан.14:26) и изливаясь на мир Божий (Иоил.2:28; Зах.12:10; Деян.2:17-18) созидает и обновляет всё (Пс.103:30; Иов.33:4), животворя верующих (Иоан.6:63; Иезек.37:9; Ефес.2:6). Тот же самый Дух, исходя на людей (1 Царст.10:10; Суд.14:6; Деян.10:44;), пророчествует в них (1 Царст.10:10; 2 Пётр.1:21; Деян.2:4; 1 Коринф.14:32), говорит (3 Царст.22:24; Деян2:4; 1 Тимоф.4:1; Евр.3:7; Откр.2:7) и открывает будущее (Иоан.16:13; Пётр.1:11; Деян.11:28). О обновлении рода человеческого Господь, через пророка Иезекииля говорит, что: "вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять… и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иезек.36:26-28: Ис.59:21: 2 Коринф.6:16). Верующие в Господа, приняв Святого Духа, освобождаются (Иезек.6:29; Иоан.8:32; 2 Коринф.3:17), омываются, освящаются и оправдываются от грехов (1 Коринф.6:11: 2 Фессал.2:13; 1Тимоф.3:16) через крещение сим Духом (1 Коринф.12:13; Матф.3:11; Иоан.1:3; Деян.1:5).
Кроме того, Дух Святый, будучи "без отца, без матери (ибо Дух Святый не рождается, подобно Сыну Божьему, а исходит), ... не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Дух Божий, или Сила Божья, будучи соприсуща Богу, подобно Ему не имеет ни начала, ни конца), уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7:3), т.е. "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" по воле Божией ( Римл.8:26-27). По сему ходатайству уверовавшие во Христа "запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Ефес.1:13; Иоан.3:33; 2Коринф.1:22) и, после сего, тот же Дух Святый, сообщает верующим благодатные дары.
" ДАРЫ РАЗЛИЧНЫ, НО ДУХ ОДИН И ТО ЖЕ ... всё ЖЕ СИЕ ПРОИЗВОДИТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ДУХ, РАЗДЕЛЯЯ КАЖДОМУ ОСОБО, КАК ЕМУ УГОДНО" (1 Коринф. 12:1-11).
Первым лицом, получившим, согласно пророчества, благодатные дары — был Иисус Христос, получивший семь даров Св. Духа: духа премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия (Ис.11,1-2; Лук.2,40; Колос.2,3). После сего, Христос, вознесшись на высоту, во исполнение Своего обещания (Иоан.14,17-18; 15.26; 16,13, 20.22; Деян.1,8), дал дары и человекам (Ефес. 4,7-8) для служения Богу (1 Петр.4,10-11), дабы верующие не имели бы никакого недостатка в дарованиях (1 Коринф.1,7).
"Дары различны, но Дух один и тот же... каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом: иному чудотворения, …иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Коринф.12,1-11; Евр. 2.4).
[Главная страница][Оглавление]