[Главная страница][Оглавление]

Сектантские колхозы.

По примеру древних христиан, живших коммуной, (Деян. 4,Ъ2—35), многие  наши сектанты также стараются жить коммунами или, по крайней мере, коллективными хозяйствами — колхозами. Помещаем здесь описание следующих сектантских колхозов.

1. Коммуна Духоборов в Канаде.

Духоборы появились в России в 18-м столетии среди крестьян средних губерний и тотчас же стали подвергаться гонениям со стороны православного духовенства и царского правительства за то, что они, подражая древним христианам, жившим коммуной, старались и сами жить, если не полной коммуной, то, во всяком случае, артелью, и в то же время отрицали попов, царей и буржуев, как врагов коммунизма. Желая предотвратить распространение духоборчества по всей России, Александр I велел собрать всех духоборов в одно пустынное место на юге России, на берега реки Молочной, а Николай 1 переселил их оттуда на турецкую границу на высокие и холодные горы Кавказа, надеясь, что, по случаю сурового климата и близости воинственных турок, они здесь погибнут. Но, благодаря своей коммунальной жизни, духоборы и здесь не погибли, а, напротив, еще более окрепли как духовно, так и материально, и только вместо невозможного здесь земледелия стали заниматься скотоводством и сыроварением и достигли в этих отраслях большого совершенства.

В 1895 г. половина кавказских духоборов, около 12.000 человек, решила жить полной коммуной и для этого уничтожила среди себя всякую частную собственность и даже сожгла оружие, которым собственность обыкновенно защищается, за что, конечно, она подверглась таким жестоким гонениям, что в течение трех лет четыреста духоборов умерли от гонений, а остальные принуждены были переселиться в Америку, в Канаду, что и случилось в 1899 году.

Приехав в Канаду в количестве около 8.000 человек и получив бесплатно от Канадского правительства землю, духоборы тотчас же стали и здесь устраиваться коммунистически. Так как они приехали в Канаду почти нищими, то их мужчины пошли на заработки, а женщины с детьми и стариками оставались дома и, за неимением скота, пахали землю на самих себе.

Потом, заработав деньги, духоборы купили волов и стали пахать волами. Потом они купили лошадей и стали пахать лошадьми. Наконец, они достигли такого благосостояния, что стали обрабатывать землю тракторами и другими машинами.

Точно так же жатва, молотьба и другие работы сначала производились ручным способом, а затем и посредством машин.

С течением времени у них появились кирпичные, бетонные, лесопильные, канатные и консервные заводы и паровые вальцовые мельницы.

Спустя 7 лет жизни духоборов в Канаде правительство потребовало от них принятия верноподданства английскому королю. Духоборы отказались, и за это правительство отняло у них почти всю данную им землю, и им пришлось покупать землю уже на свой счет.

С 1907 г. часть духоборов стала переселяться из средней Канады с ее суровым климатом в западною Канаду, где благодаря ее теплому климату, они начали разводить большие сады и огороды. В настоящее время эта коммуна достигла такого цветущего состояния, что вызывает восторг даже у посещающих ее канадских министров. Ежегодно эта коммуна доставляет свои продукты, а также скот и лошадей на канадские сельско-хозяйственные выставки и каждый раз получает первые призы.

Но не все канадские духоборы живут коммуной. Часть их, так называемые „независимые духоборы", т. е. отделившиеся от духоборческого руководителя Веригина, живут отдельными хозяйствами. Однако, и они, благодаря духовной связи, тесно об'единены друг с другом и материально, так что можно сказать, что и эти духоборы живут, если не коммуной, то, во всяком случае, дружным товариществом.

В настоящее время эти духоборы в количестве 2.000 человек, с согласия Советской власти, Переселяются в Россию, Небольшая группа их в 50 человек уже в 1922 г. переселилась в Мелитопольский округ Екатеринославской губернии.

Другие канадские духоборы также думают о переселении в Россию.

Число всех канадских духоборов, как говорят они, доходит до 15.000 человек.

Кавказские духоборы также начали переселяться в Россию: одна их часть, четыре тысячи человек, уже поселилась в Сальском округе Донской области, а другая, меньшая часть, тысяча человек, в Мелитопольском округе Екатеринославской губернии, там, где поселились канадские духоборы.

На нашей Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке в 1923 г. были выставлены фотографические снимки с этой коммуны, и ей был присужден диплом признательности.

2.Земледельческая и кожевенная  артели молокан
села Богородского, Нижегородской губернии,
Павловского уезда.

Молокане, или „духовные христиане", как они себя называют, появились в России в половине 18-го столетия *) и с того времени непрерывно подвергались преследованиям со стороны православного духовенства и царского правительства за свои религиозно-рационалистические убеждения: ссылке в Сибирь и на Кавказ, заключению в тюрьмы и другим наказаниям и ограничениям. Особенно сильно преследовались, так называемые, „общие молокане", т. е. такие молокане, которые, по примеру древних христиан, жили коммунами, у которых не было личной собственности, но все было общее, и работа которых производилась сообща.

Богородская община молокан точно так же почти во все царское время была гонима. Не имея возможности жить в то время полной коммуной, она, тем не менее, жила широкой братской взаимопомощью по типу артели. В силу влияния окружающей обстановки, она занималась преимущественно кустарным и заводским кожевенным производством и довела его до такой степни совершенства и развития, что село Богородское сделалось своего рода столицей кожевенного производства России.

Но, когда с переходом государственной жизни к новому социальному строю явилась возможность жить и коммуной, то Богородская община молокан, по инициативе  ее руководителя Федора Алексеевича Желтова, тотчас же выделила из своей среды особую группу в 325 человек для основания сельско-хозяйственной коммуны и стала ходатайствовать об отводе ей для этого земельного участка, который в количестве 300 десятин  и был предоставлен ей Наркомземом в 1921 году близ с. Богородского.

Так как неурожайность 1923 г. неблагоприятно повлияла на первый опыт коммунизации сельского хозяйства общины молокан и, кроме того, последняя увидела, что без подсобных средств ей трудно создать интенсивную  сельско-хозяйственную   коммуну,  то она разрешила четырем пятым упомянутой выше группы вновь заниматься хорошо известным им кожевенным ремеслом на артельных началах, не  порывая, однако, связи   с  земледельческой   коммуной, и только одна   пятая часть этой группы  обязана   была   работать преимущественно   в  этой земледельческой коммуне   на одной трети отведенного  ей участка, т. е. на сто десятинах. С течением времени и эта земледельческая коммуна превратилась в артель „Трудовое Содружество".

Остальные же две трети участка в 200 десятин были отданы   общиной местным крестьянам-земледельцам, но с тем, однако, условием, чтобы они об'единились хотя бы в сельско-хозяйственный кооператив и, кроме того,  обязательно   перешли бы на многополье.   С течением времени предполагается   обе эти земледельческие группы об'единить, а пока каждая группа действует самостоятельно в избранных ею формах землепользования.

При сельско-хозяйственной   артели имеется запас семян и необходимый инвентарь,   при   чем постепенно приобретаются улучшенные орудия обработки. При первом же засеве отобраны были семена, так называемой   „кустарки",   давшей сравнительно   хорошие   результаты. Введено травосеяние с занятием пара, посевом вики и чечевицы на зеленый корм. Применяется минеральное удобрение и, по возможности ранняя вспашка. С укреплением сельского хозяйства имеется в виду расширить его разведением пчеловодства, огородничества и других видов сельского хозяйства. Запашки начаты с четырехполья, которое потом будет разбито на восемь полей. Намечен план постепенного удобрения, а также возведение хозяйственных построек на отведенном участке земли,

Кроме того, вырабатывается проект хозяйственного кооперативного объединения этой земледельческой организации с другими сельско-хозяйственными организациями.

Во внутренней своей жизни община, состоящая из земледельческой и кожевенной артелей, управляется Советом при равном братском; отношении друг к другу, не допуская среди себя никакой церковной иерархии.

Относясь сочувственно к научному просвещению, члены этой общины охотно отдают своих детей в советские учебные заведения. При общине имеется постоянно пополняемая научная и обще-литературная библиотека для бесплатного чтения всем желающим.

На нашей Всесоюзной выставке в 1923 г. были выставлены фото-графические снимки и некоторые изделия этих артелей, и им был присужден диплом 2-ой степени и натур-премия.

В следующих номерах журнала будут помещены описания колхозов ново-израильтян, евангельских христиан и других. Просим присылать их описания и рисунки к ним.

Ив. Трегубов.



*) Сами молокане говорят, что они появились в России около 500 лет тому назад

[Главная страница][Оглавление]

Продажа кресел стульчик для кормления Chicco с гарантией качества. . Идеал Керамик - плитка для ванной и кухни. . 5000 Салонов в списке парикмахерские услуги Парикмахер.
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]