[Главная страница][Оглавление]

Советско - коммунистическое строительство среди   сектантов-молокан.

Среди сектантов стремление к советско-коммунистическому строительству более всего проявляется у духоборов, молокан, ново-израильтян других сектантов-коммунистов,  которые, в отличие от церковников, стараются жить, по примеру древних христиан (Деяния IV,32-35), коллективно и даже коммунистически,   почему в 1921 году, по предложению В.И. Ленина, Наркомзем и пригласил их к сотрудничеству для устройства образцовых колхозов, а в 1924 году и XIII - и С'езд РКП постановил обратить на таких сектантов „особенное внимание" и „направить их в русло советской работы".

В настоящем очерке я хочу сообщить то, что в этом отношении делается среди молокан, и о чем мне предали члены всесоюзного Совета молокан и другие представители молоканской секты, прибывшие в конце прошлого года в Москву с целью ознакомить Советскую центральную власть со своими достижениями и проектами и просить ее содействия для более успешного строительства новой жизни, что они и сделали, представив ей целый ряд докладов, заявлений и документов, а также много фотографических снимков и два стихотворения своего поэта Щетинина.

Ознакомившись со всеми этими данными и побеседовав с этими молоканами, я могу сообщить следующее:

Молокане или, как они себя называют, „духовные христиане", появились в России около 500 лет тому назад. В настоящее время число их доходит до двух миллионов. В религиозном отношении молокане считают себя самыми свободомыслящими христианами, так как они отрицают букву Библии, толкуя ее духовно, иносказательно, отрицают также все внешнее богослужение, все обряды и догматы, предоставляя себе полную свободу мыслить о Боге и Христе по своему разумению: признавать Бога личностью или мировой силой, признавать Христа Богом или человеком, признавать его воскресенье и другие чудеса буквально или духовно, иносказательно, и проч.; они признают обязательным для себя только нравственное учение Христа. Правда, среди молокан, преимущественно среди пожилых, есть и консерваторы, признающие букву Библии, но таких становится все меньше и меньше.

В социально-политическом отношении молокане стремятся к созданию такого строя, в котором не должно быть никакого угнетения и эксплоатации человека человеком и никакой частной собственности, а все должно быть достоянием всего трудящегося человечества. Правда, в этом отношении есть исключения, но с ними энергично борется прогрессивная часть молокан, в том числе и их Совет.

За все это молокане постоянно были гонимы и ссылаемы в далекую Сибирь, за Кавказ и заграницу попами и царями, как „еретики", „немоляки", „безбожники" и „политические преступники". Но как только Советская власть уничтожила власть их вековых гонителей, — царей и полов, — и позвала их к сотрудничеству для строительства новой жизни, так тотчас же они откликнулись на этот призыв и потянулись обратно на свою родину со всех концов своей ссылки, за что они приносят Советской власти глубокую благодарность и выражают полную готовность помогать ей в ее стремлениях.

Поэтому молокане на своем всесоюзном С'езде, происходившем в Самаре с 10 по 17 сентября 1924 г., и приняли целый ряд таких резолюций, из которых видно, что молокане являются искренними друзьями Советской власти и усердными сотрудниками в ее советско-коммунистическом строительстве. Вот несколько выдержек из этих резолюций:

1.    „Всесоюзный С'езд духовных христиан - молокан приветствует декрет отделения церкви от государства и благодарит Советскую власть за провозглашение свободы совести, что дало возможность духовным христианам свободно проведывать свое учение, не подвергаясь, как было прежде, постоянным гонениям со стороны царского правительства и господствовавшей церкви. Данным декретом раскрепощены сектантские объединения, и навсегда положен конец гонениям на сектанте» на. территории СССР".

2.  „Мы, духовные христиане-молокане, собравшись на всесоюзный С'езд со всех концов СССР, считаем своим  долгом выразить искренно наше пожелание   о  готовности   оказывать  всевозможное   содействие рабоче-крестьянской власти в ее стремлениях".

3.  „По   вопросу   об   отношении   к   службе в армии и ношению оружия С'езд признал: каждому члену духовного христианства, который по своим религиозным убеждениям   признает   совместимым с его совестью службу в армии и ношение оружия,   не препятствовать к выполнению таковой;   те же лица,   кои по своим   религиозным убеждениям и личной  совести не могут   носить оружия и служить в армии, могут воспользоваться существующими по сему вопросу законами, изложенными в Собрании Узаконений, ст. 537".

4.  „Лица, замеченные в пьянстве, варении самогона, табаководстве и сквернословии, подлежат порицанию и исключению  из общины".

5.  „Перейти всем духовно-христианским общинам в праздновании христианских праздников на новый стиль".

6.  „Исходатайствовать право на издание журнала с направлением религиозным и научно-просветительным". — Издание такого журнала под названием „Вестник духовных христиан-молокан, орган свободомыслящих христиан" уже разрешено властью.

7.  „Принять меры к созданию всесоюзного сельско-хозяйственного и торгово-промышленного кооперативного об'единения нашего братства"

Молокане говорят, что еще в царское время у них были образцовые кооперативы в разных городах и селах, особенно на Кавказе, где и до сих пор славится молоканский хлеб и сыр. В настоящее время число молоканских кооперативов еще более возросло, и молоканский совет хочет об'единить их в один мощный союз кооперативов для того, чтобы иметь возможность производить такие, например, грандиозные работы, как американская мелиорация на засушливых но богатых прекрасным черноземом землях Поволжья и Донской области, где .именно молокане и духоборы и начали устраиваться, и где молокане достигли уже поразительных результатов.

Переселившись в 1922 году с Кавказа, из Карсской области, в Сальский округ Донской области, 10.000 молокан успели за 2 года совершенно пустую степь в 50.000 десятин покрыть 39 селами-общинами по 200 — 400 душ в каждой, которые год тому назад об'единились в один кооператив под названием „сельско-хозяйственное кредитное товарищество об'единенных молоканских Общин „Серп и Молот", заготовляющее хлеб: пшеницу, рожь, ячмень и другое зерно, сено, сыры, масло и яйца

Сначала молокане жили здесь в сырых землянках, и от этого многие из них болели малярией и умирали, а теперь на-половину они живут уже в домах, построенных ими из самана, кирпича и дерева и покрытых частью соломой, частью железом и черепицей; через два года все они будут жить в таких же домах. Они построили 39 школ, из которых, за неимением учителей, действует пока только пять, в которых; преподавание ведется по советской программе; устроили агрономический пункт с наемным агрономом, аптеку с наемным фельдшером дом для конторы, два амбара для ссыпки хлеба, два потребительски; магазину один кирпично-черепичный завод, три сыроваренных завода, вырабатывающих сыры: русско-швейцарский, тушинский и бакштейн, десять молочных ферм, вырабатывающих сливочное масло; приобрели четыре конных пресса для прессования сена, которого в 1924 г собрали до 200.000 пудов, три трактора и много других сельско-хозяйственных машин; развели около 1.000 овец, до 2.000 коров, около 1.000 лошадей и много разной птицы.

О мощности этого коллектива и о прочной смычке его с городом говорит также и следующий факт: прибывшие в Москву, в конце прошлого года представители этого коллектива  доставили в Маслоцентр 720 пудов  швейцарского  сыра   своего   изделия на 39.600 рублей (по 55 руб. пуд) и, в свою очередь, купили в магазине Центрального дома крестьянина  мануфактуры для своего коллектива на 10.000 рублей и в Маслоцентре взяли масло-сыро-делательных приборов на 7.000 руб.

В 1925 г. предположено обсадить деревьями все дороги, идущие из села в село коллектива вдоль и поперек на двадцать верст, а также и улицы в селах, завести питомник плодовых деревьев, построить общую паровую  вальцовую мельницу,  довести число   сыроваренных заводов до шестнадцати, вырыть пруды и артезианские колодцы, а в будущем прорыть большой  канал от Дона для орошения полей и огородов.

Хозяйственной частью коллектива заведует его правление, а административной — его сельсовет.

Тринадцать сел-общин, т. е. третья часть всех 39 общин коллектива носят названия следующих коммунистов: Ленина, Рыкова, Калинина, Смидовича, Смирнова А. П., Чичерина, Каменева, Одинцова, Голованова, Орджаникидзе, Яндоловского, Журавлева и Сысоева, которым, почти всем, прибывшие в Москву представители этого коллектива и показали его снимки, а также поднесли каждому из них по фотографическому снимку с названных их именами общин. Снимок с общины тов. Ленина был вручен жене его, Н. К. Крупской, которая сказала при этом: — Очень жаль, что нет в живых Владимира Ильича. Он был бы очень рад видеть вас и ваш коллектив на этих снимках.

Товарищи Рыков и Чичерин обещали молоканам ходатайствовать перед Турецким правительством об уплате им стоимости оставленных ими в Карсской области построек, садов и инвентаря. Другие представители Советской власти также обещали им свое содействие. Все они были очень довольны достижениями этого коллектива, зафиксированными на его снимках, им представленных, из числа которых мы помещаем здесь три: община Дубовка, сельско-хозяйственное товарищество „Серп и Молот" и сыроваренный завод.

Из вышеупомянутых стихотворений, отражающих настроение членов этого коллектива, за недостатком места, приводим здесь только следующие строки:

„В тех степях, где жил помещик,
Где он буйно  пировал,
Где рабов своих покорных
На шальных собак менял,

Здесь теперь в степях привольных
Нет буржуев  и рабов,
Тут живет народ свободный
Без нагаек и оков...

Как в лугах — в коврах  зеленых,
Где журчат ручьи весны,
В лучах солнышка купаясь,
Растут лилии красы,

Так и наш цветок душистый,
„Серп и Молот" молокан,
Растет, крепнет, развиваясь, —
Новой  жизни великан...

Ив. Трегубов.

[Главная страница][Оглавление]

как подключить защиту на http://ddosoff.ru . Plitka-sdvk.ru интернет магазин плитки. . Предлагаем следующее, дератизация и дезинсекция, подробно.
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]