[Главная страница][Оглавление]

ОГРАНИЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ СЕКТАНТОВ

И. В. Долженко

Переселяя сектантов на далёкие окраины, правительство стремилось, помимо других целей, пресечь распространение сектантства во внутренних губерниях России. В ряде мест сектанты, особенно молокане, составляли значительный процент крестьян. "Распространение молокан в первой половине Х1Х в. было огромно, - писал В.Д. Бонч-Бруевич. - Они не только заселили Ставропольскую губернию, не только жили в Крыму, но также жили целыми поселениями в Тамбовской, Воронежской, Самарской, Саратовской и Астраханской губерниях, переселились в большом количестве в Сибирь, Закавказье, Среднюю Азию...".

Закавказская администрация, опасаясь прозелитства сектантов, принимала активные действия по пресечению влияния сектантства на новом месте поселения. Указ 1832 г. предписывал селить молокан, духоборцев, субботников в местах отдалённых и малозаселённых, "кои признаются удобными для пресечения им способов к распространению расколов" и "не в одном, а в разных местах и не в большом числе, не составляя из них особой области, дабы они со временем действительно не могли сделаться вредными".

Время показало, что опасаться вредного влияния "раскольников на коренных жителей христианского исповедания не стоит по различию в образе жизни, в нравах и языке" [*], поэтому сектантам разрешалось нанимать к себе на работу представителей коренного населения и самим наниматься к ним в "услужение" [**]. Более того, в конце 1840-х годов в планы Комиссии по устройству русских поселений в Закавказском крае входило размещение сектантов в армянских селениях, вызванное недостаточным количеством удобных для поселения земель.

Однако с появлением в крае русских православного исповедания, проживавших в основном в военных поселениях, власти были обеспокоены возможным влиянием сектантов на этих переселенцев, поэтому сектантские поселения рекомендовалось располагать вдали от православных селений. Православным русским запрещалось работать у сектантов и нанимать их к себе на работу.

Молокан заставляли давать подписку, чтобы они "ереси, в которых состоят, отнюдь не распространяли к соблазну других".

В связи с этим им было запрещено "публичное оказание ересей" - открытое совершение религиозных и семейных обрядов. Нарушение этого запрета преследовалось строгими мерами, вплоть до тюремного заключения. По этой же причине богослужение сектантов проводилось в обыкновенных жилых домах. Лишь после указа 1905 г., которым была дарована полная свобода "в деле отправления своих духовных треб", в некоторых селениях были выстроены молитвенные дома.

Указ 1842 г., когда численность сектантов в Закавказье значительно выросла, содержал ещё более жестокие меры, направленные на ограничение религиозной активности на новом месте поселения: "ссылаемых в Закавказский край раскольников по суду... поселять в местах, представляемых менее физических богатств и удобств к жизни, иметь их под строгим надзором, и при образовании обществ из раскольников стараться составлять оные из последователей различных сект, в существе правил между собою несходных, например: с молоканами водворять скопцов, с раскольниками, известными под именем поповщины и беспоповщины, за преступления по делам веры сосланных, заблуждения коих заключаются преимущественно в приверженности к обрядам и наружным предметам верования, селить духоборцев, отвергающих всякие обряды" [***].

Однако, несмотря на столь строгие указания по совместному поселению последователей различных религиозных направлений, нередко в вопросах веры несовместимых друг с другом, большинство сектантских поселений Восточной Армении были моноконфессиональными, преимущественно молоканскими, хотя имелись и поликонфессиональные, в которых проживали и молокане, и субботники. Моноконфессиональные поселения были составлены, как правило, выходцами из одного региона, приехавшими в Закавказье одновременно, организованными партиями, например: Никитино, Воскресенка.

В селениях, образованных крестьянами, прибывшими "разновременно", из разных мест и разных ведомств, сменившими не одно место жительство, прежде чем осесть окончательно, обычно проживали и молокане и субботники. Например, селения Еленовка, Воронцовка были образованы переселенцами из с. Топчи Шемахинской губ., которые перебрались в Закавказье "разновременно" - в 1830-ые годы из Бесарабии, Таврической, Воронежской, Пензенской губ.

В Восточной Армении молокане численно преобладали во всех поликонфессиональных селениях, за исключением с. Еленовка, где из 1226 чел., субботников насчитывалось 780 чел., или 63,6%, остальное население было представлено молоканами /постоянными и прыгунами/ - 446 чел., или 36,4% [****]. Отношения между молоканами и субботниками, проживающими в одном селении, были доброжелательными. Религиозного антагонизма между ними не было, поскольку для обеих сект было характерно одинаковое отношение к "Священному Писанию" - в качестве источника веры они признавали Библию.

Естественно, что моноконфессиональное расселение больше привлекало сектантов, так как позволяло им полностью придерживаться своих обрядов и норм религиозной жизни. Кроме этого, в определённой степени религиозное единомыслие способствовало укреплению сельской общины. Поселение сектантов по принадлежности к той или иной конфессии устраивало и местные власти, поскольку облегчало управление и контроль за ними.

По сравнению с внутренними губерниями вольная жизнь сектантских общин Закавказья способствовала распространению среди некоторых сект новых религиозных направлений. Так, в 1840 - 1850 гг., среди молокан выделились последователи учения Общих - с. Николаевка, Андреевка Ленкоранского уезда Шемахинской губ. [*****] В это же время начал свои проповеди житель с. Никитино Эриванской губ. Максим Рудомёткин, возглавивший новый толк в молоканстве - прыгунство.

Активизация религиозной жизни сектантов в Закавказье вызвала определённые опасения администрации, и чиновникам особых поручений по части русских поселений вменялось в обязанности "соблюдать строго, чтобы между поселенцами не было распространяемо новых сект более вредных ересей..."

* АКАК, т. X, док. №95, с. 118 В документах "раскольниками" называли как сектантов, так и старообрядцев.[в точку вызова]
**АКАК, т. X, док. №99, с. 124.[в точку вызова]
***ЦГИА Грузии ф4, оп.2, д140, л.252.[в точку вызова]
****Посчитано нами на основе статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886г. Тифлис, 1895.[в точку вызова]
****Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIXв - 1917 г.). М., 1965, с.141.[в точку вызова]

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz