[Главная страница][Оглавление]

ТАМБОВСКАЯ ОБЩИНА
ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН

С. П. Петров

По взглядам и обычаям наша община ближе всего к молоканам "постоянным", хотя постоянными мы не называемся. В центральной части России молокане не различаются названиями. О прыгунах многие даже не слышали, Евангельских духовных христиан ("сухих баптистов") тоже мало. Поэтому прибавка "постоянные", которая появилась, чтобы отделить названием тех, кто сохранил старый толк, в нашем районе лишена смысла.

Обычаям, обрядностям и порядку ведения собрания мы придаём мало значения. Внешняя форма не может быть основана на Слове Божьем, как пытаются представить некоторые, когда отстаивают свои порядки. Впрочем, обычаи полезно бережно хранить, если они разумны, основаны на духовном опыте, а не на закваске фарисейской. А ведь часто обычаи преподносятся как установленные Богом правила. Хорошо ещё, если за заботой о внешнем, не забывается о внутреннем. Иисус Христос не раз упрекал фарисеев, когда они, отстаивая форму, забывали о содержании. Он назвал их слепыми вождями, оцеживающими комара, а поглощающими верблюда (Матф.23.13-28). И нас Христос предупреждает: "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" (Лук.12.1).

С этой точки зрения я не могу сочувствовать стремлению установить во всех молоканских общинах единый порядок. Во-первых, это ни на шаг не приблизит общины друг другу, ибо объединяет нас отнюдь не общность обрядов и не одинаковый порядок ведения собраний. Во-вторых, стремление установить одинаковый порядок порождается тем, что этому вопросу придаётся слишком большое значение. В третьих, установить один порядок просто невозможно, а неизбежные споры, которые возникают при попытках осуществить эту утопию, лишь ещё больше разобщат и без того разрозненные общины. Поэтому, будем жить по тому правилу, до которого каждый достиг, не упрекая друг друга.

В этом кратком очерке я постарался дать описание внешней стороны жизни Тамбовской общины Духовных христиан. У меня не было цели рекламировать наши обычаи, ни критиковать их. В рамках краткого очерка я стремился дать читателю как можно более полное представление о Тамбовской общине и её традициях.

Потомков молокан в Тамбове много, но собрание небольшое, обычно присутствует 20-30 человек. Собираемся в помещении, которое нам дали взамен отобранного во время раскулачивания молитвенного дома. Проезд до места проведения собрания удобный, помещение почти рядом с остановкой, что немаловажно для пожилых.

Помещение для молитвенного собрания состоит из трёх комнат и кухни. В одной комнате - раздевалка, в другой проводится молитвенное собрание, в третьей - занятия с детьми. На кухне готовят пищу для стола во время общих обедов. Мебель в собрании обычная: стол, стулья, скамьи. Кафедры нет. На столе только Библия, Евангелие. Во время собрания книги держатся открытыми. Мужчины сидят около стола, женщины рядами, лицом к столу. На первых скамьях сидят те, кто лучше поют.

Собрание посещают в основном пожилые люди, но есть и молодые. Женщин значительно больше, чем мужчин. Ходят в собрание и дети. Специальных детских собраний нет, но с детьми проводятся занятия. Сначала дети присутствуют на общем собрании. Потом, после первой проповеди, они уходят в другую комнату и там с ними занимаются. Занятия проводятся по опыту баптистов. Общую молитву дети совершают вместе со взрослыми. Иногда дети активно участвуют в общем собрании.

В тамбовской общине не существует никакой иерархии, все абсолютно равны, никто не наделён особыми полномочиями. Есть пресвитер, но его мы не выбираем, это обычно старший по возрасту брат. Его основная обязанность - вести собрание. Остальные обязанности в церкви распределяются в зависимости от желания, ревности и талантов. Пением руководит либо пресвитер, либо старший по пению. Петь, молиться и проповедовать может любой, кому поручает пресвитер. При регистрации от нас потребовали, чтобы у нас был полномочный представитель, и поэтому пресвитер является лицом, представляющим общину.

Если кому-то надо решить вопрос, касающийся всего собрания, он не решает его самостоятельно, а выносит на общее обсуждение. Пресвитер - не исключение.

Собрание у нас бывает по воскресеньям с 9 до 12 дня. Кроме того, мы собираемся в праздничные дни и по каким-то случаям. Когда собираемся на обычное собрание, то темы бесед, пения и молитв выбирает каждый по своему усмотрению, а если собрание по случаю, то темы бесед, пения и молитв соответствуют случаю. В остальном порядок один.

Никаких особых одежд для собрания у нас нет. Просто стараются одеваться чисто, нарядно, но не броско. Раньше было принято, чтобы мужчины и женщины имели одежду с длинными рукавами, теперь это правило не всеми соблюдается. Никаких косовороток на выпуск, никаких фартуков и т. п. у нас нет. Женщины и девушки покрывают голову шарфами или платками. Цвет чёрный или белый, иногда другой, но не яркий. Особых правил, как повязывать платки, у нас нет. В молоканстве не принято было ни краситься, ни носить украшения. Большинство придерживаются этого правила.

Когда мужчины входят в комнату, где проходит молитвенное собрание, совершают краткую молитву вслух. При этом все присутствующие встают. Затем пришедший приветствует всех словами: "Мир дому!", на что присутствующие отвечают: "мир входу!". Однако это необязательно. Женщины входят в комнату просто с небольшим поклоном.

Во время собрания руки держат внизу порознь или вместе, впереди. Держать руки за спиной считается неприличным. Объясняют это тем, что коммунисты, чтобы показать, что они, присутствуя в собрании, не молятся, держали руки за спиной.

До открытия собрания присутствующие разговаривают между собой. Иногда беседуют на духовные темы, но чаще, к сожалению, на посторонние. Собрание открываем не строго в 9 часов. Иногда собрание задерживается на 5 минут, иногда на 20.

Открываем собрание краткой молитвой стоя, затем поём псалом, а дальше беседы (проповеди) чередуются с пением. В настоящее время проповедников мало, поэтому между беседами поём не один, а два псалма. Проповедуют в основном мужчины, но так как мужчин мало, беседуют и женщины. Запевают и мужчины и женщины. В молитвах, пении и проповедях используются только слова из Священного Писания. Сейчас некоторые молятся и избранными молитвами из молитвенника Анфимова.

Проповедники в наше время стали немощные, поэтому читают главу, и если могут, поясняют, а если нет, то просто прочитают и садятся. Раньше, а иногда и сейчас, беседуют не по главе, а по теме. По выбранной теме читается из одного или нескольких мест писания, и даются пояснения прочитанного. У нас не принято проводить беседы по дополнительной духовной литературе. Часто беседующие ссылаются на предыдущие проповеди и развивают темы, затронутые другими. Долго никто не беседует, 10 - 15 минут, не более. Поэтому за собрание прослушиваем 5 - 6 проповедей.

Мы стремимся, чтобы все желающие могли активно участвовать в собрании. Это относится как к новообращённым, так и к гостям. Гостям мы предлагаем беседовать и не ограничиваем их в выборе темы, даже если гость не принадлежит к молоканскому течению. К нам ходили адвентисты седьмого дня и проповедовали нам соблюдение субботы; к нам ходили баптисты, и некоторые старались внедрить нам водное крещение. Обычно мы не стремимся заострять внимания на спорных вопросах и считаем, что собрания не предназначены для споров. Но не все это понимают. Если гости из другого течения приходят к нам и проповедуют нам свои понятия, мы всё равно проявляем к ним гостеприимство, принимаем их и даём слово. Бывает, что разногласия несущественные. Тогда мы можем молча выслушать и не возражать. Но когда нам пытаются внедрить то, что по нашему мнению противоречит Евангелию, мы не молчим. Тот, кто беседует следом за гостём, говорит о нашем понимании вопроса.

При пении пресвитер предлагает одному из мужчин "сказывать", то есть вслух читать тексты псалмов перед пением. После того, как пропоем один стих, сказываем следующий и поём. Первый стих запеваем без сказывания. Даже если текст хорошо знаком, его всё равно сказывают. Если во время пения ведущий забыл слова, тот, кому поручено сказывать, подсказывает во время пения, поэтому он всё время следит за певцом, не забыл ли тот слова. Иногда певцы поправляют ведущего пением, но нередко при этом получается огорчение, когда вместо того, чтобы поправить, его сбивают. В последнее время многие пользуются Библией, Евангелием, или специальными песенниками с текстами псалмов, и во время пения смотрят в них.

Пение у нас общее, нет ни хорового, ни сольного пения. Музыкальных инструментов в пении не используем. Для того чтобы легче было петь, певцы стараются садиться ближе друг к другу. У того, кто постоянно ходит на собрание, появляется своё любимое место. Но я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь обиделся, если его место заняли.

Тот, кому пресвитер или старший певец предложил петь, выбирает текст Писания и запевает. Он же ведёт основную мелодию и расстановку слов. Остальные прислушиваются к нему и поют за ведущим голосом. Если есть псалом соответствующий предыдущей беседе, поют его. Сохранилось у нас несколько старых, сложных мотивов, а есть и мотивы простые, с простой мелодией. Раньше первый стих пели сидя, а на второй вставали. Сейчас запеваем сидя и сразу же встаём.

В конце собрания поём псалом на молитву. Псалом выбирается просительный. Потом тот, кому предложил пресвитер, молится вслух, а остальные присоединяются умом, сердцем и желаниями к молитвенным словам. Никакого установленного порядка текстов молитвы нет. Молящийся выбирает тексты, выражающие общие просьбы в зависимости от ситуации и желания. Во время молитвы совершаем одно коленопреклонение. При этом на коленях произносим наиболее просительные слова, слова покаяния и смирения.

Прежде у нас в Тамбове совершали три коленопреклонения. Когда мы собирались по домам, и помещения не позволяли совершать молитву с коленопреклонением, скамейки перед молитвой убирались. Сейчас мы не видим в этом необходимости, и скамейки во время молитвы остаются на местах. После молитвы поём псалом. Затем молимся "на расход" - это благодарственная молитва, молитва о благословении в путь домой, и о благословении в путь на следующую неделю. Часто после этого имеют желание ещё спеть псалом, тогда после следующего псалма читают ещё краткую молитву.

Бывают просьбы совершить специальную молитву (о больном, об умершем, о благословении в путь и т. п.). Тогда такую специальную молитву мы совершаем после общей. Перед этой молитвой поём псалом и совершаем молитву, обычно с коленопреклонением. Тот, кто предложил помолиться, никак в молитве внешне не отличается от остальных, никто не "выходит на круг".

Иногда у кого-нибудь возникает желание совершить благодарственное собрание. Когда мы собирались по домам, желающий приглашал к себе в дом, и там проходило собрание, а после собрания общий обед. В настоящее время из-за того, что многие бедны, часто ограничиваемся чаепитием в молитвенном доме. Там же нередко проходят и поминки. За общим обедом пение чередуется с приемом пищи, причём смена блюд происходит во время пения. За обедом обстановка более простая, чем во время молитвенного собрания. Задаются вопросы, допускаются разговоры. Когда же за столами все поют, естественно, все разговоры смолкают. Также считается неприличным запевать тогда, когда кто-то ещё ест или пьёт чай. Обед начинается и заканчивается молитвой. Иногда молитву "Отче наш" перед обедом не читаем, а поём.

Похороны совершаем не только своих братьев и сестёр, кто ходит на собрания. Когда нас приглашают похоронить по молоканскому обряду, мы совершаем похороны даже в том случае, если покойник никогда раньше не ходил на собрания. Иногда ропщем, особенно тогда, когда приходим в дом, а родственники занимаются своими делами, не проявляя никакого интереса к тому, что мы проповедуем и поём. Стараемся, чтобы родственники присутствовали на собрании. Бывает так, что родственники, православные или вовсе неверующие. Они не проявляют интереса к собранию и просят совершить похороны по молоканскому обряду, выполняя родственные обязанности. Мы и в этом случае стараемся, чтобы на собрании они всё же присутствовали. От родственников мы не требуем больше ничего. Не требуется, чтобы они сами обходили старцев с приглашением, не требуется, чтобы они просили у всех прощения.

Издавна у нас некоторые молятся, а некоторые не молятся за умерших. Но мы не спорим. Кто верит в молитву за умерших, пусть молится. Иногда получается даже так: похоронят без нас, а потом находят нас и просят совершить поминки. Но и в этом случае мы не отказываем.

На Пасху ходим на кладбище, как и православные в нашей местности, только православные ходят на кладбище с утра, а мы после собрания. На Пасху собрание с 7-ми или 8-ми утра. Потом обедаем и идём на кладбище. Там поём, молимся. Сейчас многие, как и православные, носят на кладбище пшено, яички, куличи и посыпают этими продуктами могилы. Язычества в этом не видят.

При молитве за новорождённого мы собираемся как на обычное собрание, но темы бесед, пение и молитвы соответственно случаю. Во время молитвы ребёнок обычно присутствует в комнате, но никакого видимого действия по отношению к нему нет. Просто совершаем молитву, чтобы Господь благословил его жизнь и благословил родителей наставить его в Господе.

Бракосочетание у нас в Тамбове совершалось так, как написано в молитвеннике Анфимова. Описать бракосочетание не могу, так как при мне в Тамбове не было ни одного бракосочетания. Неверующая молодёжь в молоканских семьях совершала свадьбы так, как принято у неверующих.

За исполнение похорон, поминок и других обрядов мы не берём никакой платы. Не берём платы ни для себя, ни "на нужды собрания". Денежные сборы раньше мы проводили только по специальному случаю, на помощь нуждающимся. Однако сейчас мы оплачиваем коммунальные услуги и на эти цели производим сборы. Сборы проводим не во время собрания, а после или до него. Кассу ведёт один человек. У него находятся все наличные деньги, и он ведёт тетрадь, в которой записывает весь приход, расход и остаток. На коммунальные услуги собираем со всех поровну, по одинаковой сумме. Желающие могут жертвовать дополнительно. Обо всех расходах после молитвенного собрания всем докладывается. Деньгами не вправе распоряжаться ни кассир, ни пресвитер. Только коммунальные услуги оплачиваются обычным порядком, все другие расходы обсуждаются после собрания и делаются только с общего согласия.

У нас нет понятия членства. Нет процедур принятия в общину и присоединения к церкви. Мы проповедуем покаяние, призываем к покаянию, и считаем, что покаяние нужно всем нам. Но мы не пытаемся уложить сложный процесс покаяния и возрождения в рамки догматических правил и внешних форм. Петь и читать Писание мы предлагаем независимо от того, сколько времени человек ходит на собрание. Мы не требуем, чтобы обещание Богу доброй совести человек давал в присутствии всего собрания. То же относится и к покаянию. Любой нравственный вопрос пытаемся решить путём увещевания и личным примером. Процедуры отлучения, как и процедуры принятия, у нас нет.

Февраль 1997 г. Город Тамбов.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz