[Главная страница][Оглавление]

Иоанн Креститель и Иисус Христос

В.А. Тикунов

"Был человек посланный от Бога: имя ему Иоанн", - такими словами начинает евангелист Иоанн повествование об Иоанне Крестителе, необыкновенной библейской личности, имя и судьба которого так тесно связались с именем Иисуса Христа. "Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете". И в своём свидетельстве о Христе Иоанн Креститель говорит: "Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа".

Странным было само рождение Иоанна Крестителя: он родился от престарелого священника Захарии и жены его Елизаветы, которая к тому же была неплодной. По своему происхождению Иоанн был из колена Левия и рода Ааронова, и следовательно, по закону Моисееву он принадлежал к сословию священников. Когда же ему исполнилось 30 лет, то он, как и все священники, приступил к служению пред Господом. Формой служения своего Иоанн избрал проповедь крещения покаяния для прощения грехов.

Евангелист Марк говорит о нём, как об Ангеле Господнем, который, согласно древнего пророчества, должен приготовить путь Христу и прямыми сделать стези Ему (Мар.1:2-4). Сам же Иоанн говорит о Христе: "Я не знал Его, но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Ин.1:31). Какая великая и важная роль была отведена Иоанну Крестителю - устроить встречу Израильского народа со Христом и устроить эту встречу должен был именно представитель священства, наизначительнейшей части Израильского народа, личностно представлявших Закон, как неотъемлемую сущность этого народа.

Апостол Павел говорит: "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3:24), и ещё: "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим.10:4). Поэтому и Иоанн Креститель, как представитель Ветхого Завета и закона, приходит путём законной праведности (Мф.21:32) и выводит народ Израильский из Ветхого Завета на встречу со Христом посредством водного крещения (омовения), которое было понятно народу как законное постановление Моисея об очищении и омовении. Народ откликнулся на призыв Иоанна, крестившего при реке Иордане, но приходя креститься, услышали требование покаяться. Ибо для встречи с Господом первым условием должно быть покаяние. "Я крещу вас в воде в покаяние, - говорил Иоанн народу, - но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Мф.3:11).

Евангельские события развивались стремительно. Трёхлетний срок, отведённый Иисусу Христу для совершения служения искупления, был насыщен путешествиями, проповедью, исцелениями и воскрешением умерших. Господь ценил время, ибо "дни лукавы" и вот уже на следующий день после проповеди Иоанна Крестителя мы видим идущего к нему Иисуса. Несомненно, что тем самым Христос засвидетельствовал Своё признание роли Иоанна Крестителя, и Иоанн Креститель увидев идущего к нему Иисуса, говорит народу: "вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира" (Ин.1:29). Двое учеников Иоанновых услышав такое свидетельство, пошли за Иисусом. С этого момента мы видим рядом с Иисусом не только учеников Иоанновых, но и множество народа.

Таким образом Иоанн исполнил порученное ему Богом дело - вывел народ Израильский посредством покаяния на встречу со Христом и явил Его им, говоря: "вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира", и свидетельствуя, что теперь Христос будет всех верующих в Него крестить Духом Святым и огнём, и всякий принимающий это крещение войдёт в Новый Завет с Богом для жизни вечной. Сознавая величие и значение Иисуса Христа, Иоанн говорит, что "Ему надлежит расти, а мне умаляться. (Ин.3:30).

Мы видим, что вскоре Иоанн действительно "умалился" - царь Ирод посадил его в темницу, где он и был умерщвлён. Светильник, горевший на малое время, погас, потому что взошло Солнце правды - Христос, а при солнечном свете пламя светильника теряет своё значение. И тем не менее, Иоанн Креститель, навечно остался великим пред Богом, как и сказал о нём Ангел Гавриил, что "он будет велик пред Господом" (Лук.1:15), также и Христос сказал о нём: " Истинно говорю вам, из рождённых жёнами не восставал больший Иоанны Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф.11:11).

Значение Иоанна Крестителя, как представителя Ветхого Завета, хорошо иллюстрирует сравнительная таблица, составленная Тикуновым Василием Алексеевичем. Изучив её, многое становится на свои места, в том числе и значение крещения Иоанна.

 

    ИОАНН  КРЕСТИТЕЛЬ

            ИИСУС  ХРИСТОС

1

Об Иоанне было предвозвещено пророками : "Вот, Я посылаю Ангела Моего, пред лицем Твоим, который приготовит  путь Твой пред Тобою" (Мал.3:1, Мф.11:10)

Об Иисусе было предвозвещено пророками: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Ис.7:14, Мф.1:22-23)

2

Ангел явился Захарии в храме и сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн, что значит: "Господь милостив" (Лук.1:13).

Здесь Ангел является мужу Захарии.

Ангел вошёл к Марии и сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами... и сказал ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; вот зачнёшь во чреве и родишь сына, и наречёшь Ему имя Иисус, то есть Спаситель. (Лук.1:28-31, Мф.1:21).

Здесь Ангел возвещает Деве.

3

Захария не верит Ангелу: "И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных... Ангел сказал ему в ответ: вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что не поверил словам моим" (Лук.1:18).

Захария становится немым и молчит.

Мария в смирении уверовала. Ангел говорит Марии: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему. И отошёл от Неё Ангел.

Мария в радости идёт к Елизавете и начинает славословить Господа. (Лук.1:39-41).

4

Иоанн рождается от престарелых родителей и неплодной матери. Иоанн своим рождением разрешил неплодие матери и немоту отца.

Престарелые и неплодные родители Иоанна есть прообраз Ветхого Завета, который не мог рождать плодов Духа.

Рождение Иоанна разрешает неплодие наших сердец и даёт новые уста посредством покаяния.

Иисус рождается от Девы не познавшей мужа плотского и от Духа. Он является образом духовного явления новой жизни. Только после рождения Иоанна рождается Иисус.

После покаяния приготовляется место и путь Иисусу.

5

Крещение Иоанново было в воде покаяния. Нужно человеку верою войти в духовные воды слова Божия и в чистых слезах покаяния оставить грехи свои, и таким образом войти в новую жизнь Духа.

Крещение Христово в огне Духа Любви, которое есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, которое спасает воскресением Иисуса Христа в нашем сердце. Духовное крещение - есть крещение совести человека в купели Духа Любви.

6

Иоанн был гласом вопиющего в пустыне. Он был гласом Слова. Когда-то Адам услышал голос Бога в раю и был изгнан, а здесь голос в пустыне, призывающий к покаянию и встрече Христа и Его Царства Небесного.

Пустыня - есть народ Израильский, а неровности её - есть грехи.

Христос есть Слово. "В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как единородного от Отца" (Ин.1:1-14)

7

Иоанн был светильником (Ин.5:35). Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете. (Ин.1:8)

Христос есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин.1:9). Христос есть Солнце Правды, при свете Которого всё становится светом.

8

Иоанн сущий от земли, земной и есть, и говорит , как сущий от земли. (Ин.3:31). Иоанн, как представитель Ветхого Закона и мог говорить только от закона. А закон был дан для плоти /земли/.

Христос пришёл с небес, и потому есть выше всех, и что Он видел и слышал на небе у Отца, о том и свидетельствует. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит Слова Божии. (Ин.3:32-34)

9

Иоанн друг Жениха (Ин.3:29). Иоанн был послан, чтобы приготовить народ /невесту/ для жениха /Христа/ и явить Жениха невесте. После этого он должен был отойти в стороны и радоваться, ибо дело порученное ему он исполнил.

Христос есть Жених (Ин.3:29). Он возлюбил Церковь и предал Себя за Неё, чтобы освятить Её, очистив банею водною посредством слова, и представить Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока... (Еф.5:25-27)

10

Иоанну должно умаляться. Зачатие Иоанна, который был 6-ю месяцами старше Иисуса, было 24 сентября - во время осеннего равноденствия, и рождение его - 24 июня - во время солнечного поворота, когда дни начинают уменьшаться.

Христу должно расти (Ин.3:30). Даже день рождения Христа имеет символическое значение. Зачатие Христа /благовещение/ было 25 марта, во время весеннего равноденствия, и рождение Его - 25 декабря, когда день начинает расти, а ночь уменьшаться.

11

Иоанн умер в день нечестивого празднования дня рождения царя Ирода.

Христос умер в торжественные дни праздника Пасхи.

12

Смерть Иоанна произошла во исполнение просьбы танцовщицы - дочери Иродиады.

Христос умер по пророческому возвещению первосвященника Иудейского, решению синедриона и народа.

13

Иоанн умер в мрачной темнице, быв обезглавлен и как бы сократился на целую голову.

Христос умер под открытым небом, пред лицем всего мира. Христос был вознесён и распростёрт на кресте, четыре конца которого как бы показывали, что Он привлекает к Себе весь мир.

14

Иоанн был образом закона и пророков, которые должны были умаляться, ибо стареющее и ветшающее близко к уничтожению.

Христос есть Новый Завет (закон Духа) и Евангелие, Которое должно возрастать в жизнь вечную.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz