[Главная страница][Оглавление]

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА

УИЛЬЯМ БАРКЛИ

Введение к Евангелию от Марка
Синоптические Евангелия.

Первые три Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки - известны как синоптические Евангелия. Слово синоптический происходит от двух греческих слов, означающие видеть общее, ибо их можно упорядочить параллельно и увидеть общие для них места. Несомненно, самым важным из них является Евангелие от Марка. Можно даже сказать, что это самая важная книга в мире, потому что почти все согласны с тем, что это Евангелие было написано раньше всех и, следовательно, оно - первое из дошедших до нас жизнеописаний Иисуса. Вероятно, и до этого пытались записать историю жизни Иисуса, но, вне всякого сомнения, Евангелие от Марка - самое раннее из сохранившихся и дошедших до нас жизнеописаний Иисуса.

Захватывает дыхание, когда подумаешь, что, читая Евангелие от Марка, читаешь первое жизнеописание Иисуса, на которое опирались авторы всех последующих Его жизнеописаний.

Марк, автор Евангелия.

А кто такой, собственно, Марк, написавший Евангелие? В Новом Завете о нём сказано довольно много. Он был сыном состоятельной жительницы Иерусалима по имени Мария, дом которой служил местом сбора и молитв раннехристианской церкви /Деян.12,12/. Марк с самого начала воспитывался в самом центре христианского братства.

Кроме того, Марк был племянником Варнавы, и когда Павел и Варнава отправились в своё первое миссионерское путешествие, они брали с собой Марка в качестве секретаря и помощника /Деян.12,25/. Это путешествие оказалось крайне неудачным для Марка. Прибыв с Варнавой и Марком в Пергию, Павел предложил отправиться вглубь Малой Азии и тут, по какой-то причине, Марк покинул Варнаву и Павла и вернулся домой в Иерусалим /Деян.13,13/.

Может быть, он повернул назад потому, что хотел избежать опасностей дороги, которая была одной из самых трудных и опасных в мире, по которой трудно путешествовать и на которой было много разбойников. Может быть, он вернулся, потому что руководство экспедицией всё больше переходило к Павлу, и Марку не понравилось, что его дядя, Варнава, оттеснялся на второй план. Может быть, он вернулся, потому что не одобрял того, что делал Павел. Иоанн Златоуст - может быть в проблеске озарения сказал, что Марк отправился домой потому, что хотел жить у матери.

Закончив своё первое миссионерское путешествие, Павел и Варнава собирались отправиться во второе. Варнава снова хотел взять с собой Марка. Но Павел отказался иметь что-нибудь с человеком, "отставшего от них в Памфилии" /Деян.15,37-40/. Разногласия между Павлом и Варнавой были столь значительны, что они расстались и, насколько нам известно, никогда больше не трудились вместе.

На несколько лет Марк исчез из нашего поля зрения. По преданию он отправился в Египет и основал церковь в Александрии. Мы, однако, не знаем правду, но знаем, что он самым странным образом вновь появился. К нашему удивлению мы узнаём, что Марк находился в тюрьме в Риме, когда Павел писал своё Послание к Колоссянам /Кол.4,10/. В другом написанном в тюрьме Послании к Филимону /ст.23/ Павел называет Марка в числе своих сотрудников. А в ожидании своей смерти и уже очень близкий к своему концу, Павел пишет Тимофею, бывшему его правой рукой: "Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения" /2Тим.4,11/. Какая разница произошла с тех пор, как Павел заклеймил Марка человеком без выдержки. Что бы там ни произошло, Марк исправил свою ошибку. Он был нужен Павлу, когда близился его конец.

Источники информации.

Ценность написанного зависит от источников, из которых взята информация. Где же брал Марк информацию о жизни и свершениях Иисуса? Мы уже видели, что его дом был с самого начала центром христиан в Иерусалиме. Он, должно быть, часто слышал людей с личными воспоминаниями об Иисусе.

Где-то при конце второго столетия жил человек по имени Папия, епископ церкви города Иераполя, любивший собирать и передавать факты о ранних днях Церкви; он говорил, что Евангелие от Марка - не что иное, как запись проповедей апостола Петра. Вне всякого сомнения, Марк стоял так близко к Петру и был так близок его сердцу, что он мог называть его "Марк, сын мой" /1Пет.5,13/. Таким образом, мы можем считать, что в Евангелии от Марка до нас дошло то, что он запомнил из проповедей самого апостола Петра.

ОТ МАРКА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

Мар.1, 1-4 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

Как написано у пророков: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою".

"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему"..

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Марк начинает своё повествование об Иисусе очень издалека - не с рождения Иисуса, даже не с Иоанна Крестителя в пустыне. Он начинает повествование с видений древних пророков, другими словами, он начинает с глубокой древности, с предначертаний Божиих.

Стоики тоже верили в установленный Богом план. "Всё божественное, - говорил Марк Аврелий, - пронизано провидением. Всё исходит от неба". Из этого мы тоже можем научиться чему-то.

1) Говорят, юность "заглядывает далеко вперёд", планы Божии тоже идут далеко вперёд. Бог разрабатывает Свои планы и реализует их. История - не случайный калейдоскоп не связанных между собой событий, а развивающийся процесс, где Бог уже в самом начале видит конечную цель.

2) Мы находимся внутри этого развивающегося процесса и потому можем помочь ему или помешать. В определённом смысле это великая честь - помогать в большом деле, но и видеть конечную цель - это тоже большая привилегия. Жизнь намного изменилась бы, если бы мы, вместо того чтобы томиться по какой-то далёкой и настоящей, недостижимой цели, делали всё, что в наших силах, чтобы приблизить эту цель.

В юности, потому что я сам не пел,

Я даже не пытался писать песни,

Я не сажал молодых деревьев вдоль дорог,

Потому что я знал - они растут очень медленно.

Но теперь, умудрённый годами

Я знаю, что благородное, святое дело -

Посадить дерево, которое будут поливать другие

Или сложить песню, которую споёт другой.

Цель никогда не будет достигнута, если никто не будет трудиться для её достижения.

Приведённая Марком цитата из пророков многозначительна. "Я посылаю Ангела пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". Это цитата из Мал.3,1. В книге Малахии это угроза. Во времена Малахии священники плохо исполняли свои обязанности: приносили в жертву животных с физическими недостатками и негодных второсортных, и смотрели на службу в храме как на скучную обязанность.

Посланник Божий должен был очистить богослужение в храме, прежде чем на землю придёт Помазанник Божий. Таким образом, приход Христа был очищением жизни. А миру необходимо было такое очищение. Сенека называл Рим "выгребной ямой всех пороков". Ювенал говорил о Риме как о "грязной водосточной трубе, в которую стекаются отвратительные отбросы всех сирийских и ахайских пороков". Куда приходит христианство, оно приносит с собою очищение.

Это можно показать на фактах. Брюс Бартон рассказывает, как ему пришлось, в ходе выполнения первого важного задания на поприще журналистики, писать серию статей о евангелисте Билли Санди. Были выбраны три города. "Я говорил с торговцами, - пишет Брюс Бартон, - и мне рассказывали, что во время собраний и после них люди подходили и платили по счетам столь старым, что их давно уже списали". Потом Бартон посетил председателя торговой палаты города, в котором за три года до того побывал Билли Санди. "Я не принадлежу ни к какой церкви, - сказал председатель торговой палаты, - и я никогда не ходил в церковь, но вот что я вам скажу. Если бы сейчас предложили пригласить в этот город Билли Санди, и если бы я вперёд знал о его деятельности то, что я знаю сейчас, и если бы церковь не смогла достать необходимые для этого деньги, я бы в полдня достал эти деньги у людей, которые вообще в церковь не ходят. Билли Санди увёз отсюда одиннадцать тысяч долларов, но сюда приезжает цирк и увозит столько же за один день и не оставляет ничего, Он же оставил после себя иную моральную атмосферу". Брюс Бартон собирался разоблачать, но ему пришлось в своих статьях отдать дань очищающей силе христианского благовествования.

Одним из великих примеров действенности христианства является случай с мятежом на корабле "Баунти". Мятежников высадили на острове Питкерн, Их было девять человек, да на острове жили аборигены - шестеро мужчин, десять женщин и девочка пятнадцати лет. После того, как один из мятежников преуспел в изготовлении спирта-сырца, их постигла трагедия - мятежники умерли все кроме одного, Александра Смита. Смит случайно натолкнулся на Библию, прочитал её и решил создать с аборигенами острова общество, основанное прямо на библейском учении. Подошедший через двадцать лет к острову американский военный корабль обнаружил на острове в полном смысле слова христианскую общину. На острове не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных, не было сумасшедшего дома, потому что не было сумасшедших; не было там также и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности как там. Христианство очистило общество.

Там, куда позволяется прийти Христу, противогнилостное действие христианской веры очищает общество от морального яда и делает его чистым.

Иоанн Креститель пришёл, проповедуя крещение покаяния. Иудеи были знакомы с ритуальными омовениями. Они подробно описаны в Лев.11-15, "Иудей, - говорил Тертуллиан, - омывается каждый день, потому что он оскверняется каждый день". Символические омывание и очищение составляли неотделимую часть иудейского ритуала. Язычник считался нечистым, потому что он никогда не соблюдал ни одного правила иудейского закона. Потому, когда язычник становился прозелитом, то есть обращался в иудейскую религию, он должен был пройти три ритуала. Во-первых, подвергнуться обрезанию, ибо это было отличительной приметой избранного народа; во-вторых, за него должна была быть принесена жертва, ибо считалось, что ему нужно очиститься и лишь кровь могла очистить грех; и в третьих, он должен был подвергнуться обряду крещения, что символизировало очищение его от всякой скверны прошлой жизни. Совершенно естественно, поэтому, что крещение не было просто окроплением водой, а погружением всего тела в воду.

Крещение было известно иудеям, но удивительным в крещении Иоанна Крестителя было то, что Иоанн, будучи иудеем, предлагал иудеям подвергнуться обряду, которому, казалось бы, должны были подвергаться только язычники. Иоанн Креститель сделал грандиозное открытие: быть иудеем по происхождению ещё не значит быть членом избранного Богом народа; иудей может оказаться как раз в том же положении, как и язычник; Богу нужен не иудейский образ жизни, а очищенная жизнь. Крещение всегда связывалось с исповеданием. При каждом обращении к Богу человек должен исповедовать свою веру трём разным личностям.

1) Человек должен сознаться пред собою. Такова уж природа человека, что мы закрываем глаза на то, чего не хотим видеть, и прежде всего, на свои грехи. Кто-то рассказывал о первом шаге одного человека к благодати. Посмотрев однажды утром во время бритья в зеркало на своё лицо, он вдруг сказал: "Ты, грязная маленькая крыса!". И с того дня он начал становиться другим человеком. Покидая дом свой, блудный сын, конечно, считал, что у него прекрасный и предприимчивый характер. Но перед тем, как сделать первый шаг на обратном пути, ему пришлось хорошенько взглянуть в себя и сказать: "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче! Я уже недостоин называться сыном твоим" /Лук.15,18.19/.

Труднее всего в мире посмотреть в лицо самому себе; а сделать первый шаг к раскаянию и к правильным отношениям с Богом - значит самому признать свой грех.

2) Человек должен исповедоваться тем, кому он причинил зло. Недостаточно сказать Богу, что мы раскаиваемся, если мы не признаём свою вину перед теми, кого мы обидели и огорчили. Прежде чем могут быть убраны небесные барьеры, должны быть убраны человеческие.

Однажды к священнику одной общины Восточно-африканской церкви пришла прихожанка и исповедалась, что она поссорилась со своим мужем, тоже членом этой общины. "Не надо было сразу приходить и исповедываться в этой ссоре; нужно было сперва помириться и уже потом прийти и исповедаться в ней", - ответил ей священник. Очень часто бывает даже так, что исповедаться перед Богом легче, чем пред людьми. Но кто не унизится, не может быть прощён.

3) Человек должен исповедаться Богу. Конец гордыни - начало прощения. Только когда человек говорит: "Я согрешил", Бог может сказать: "Я прощаю". Прощение получает не тот, кто хочет говорить с Богом на равных, а тот, кто преклоняет свои колена в робком раскаянии и произносит, преодолевая свой стыд: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику".

ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК Мар.1,5-8

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд.

И проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его;

Я крестил вас водою, а ОН будет крестить вас Духом Святым.

Совершенно очевидно, что проповедь Иоанна Крестителя оказала большое воздействие на иудеев, потому что они приходили толпами слушать его и принять от него крещение. Почему же Иоанн оказал такое воздействие на свой народ?

1) Это был человек, живший так, как он вещал. Не только его слова, но и вся его жизнь была протестом. Этот протест против современного ему образа жизни выражен тремя пунктами.

а/ Он жил не как другие - он жил в пустыне. Между центром Иудеи и Мёртвым морем лежит одна из самых страшных пустынь в мире. Это была известняковая пустыня; искривлённая и покореженная, мерцавшая в дымке зноя; горячие скалы гудели под ногами, как будто под ними была огромная раскалённая печь. Эта пустыня простирается до Мёртвого моря и потом опускается ужасными отвесными уступами к морю. В Ветхом Завете её иногда называют Иешиммон, что значит Опустошение. Иоанн не был городским жителем. Он был человеком, привыкшим к пустыне, к её одиночеству и запустению. Он был тем человеком, кому предоставилась возможность услышать голос Божий.

б/ Он одевался не как другие - он носил особую одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. Такую же одежду носил Илия /4Цар.1,8/ - в английском переводе стих звучит так: "Человек тот носит власяницу и кожаный пояс вокруг чресел своих". При взгляде на Иоанна люди должны были думать не о современных им модных ораторах-краснобаях, а вспоминать пророков далёкого прошлого, живших очень просто и избегавших мягкой и изнеживающей роскоши, которая убивает душу.

в/ Он ел не как другие - он ел акриды и дикий мёд. Интересно, что оба слова можно двояко интерпретировать: акриды - это могут быть насекомые /саранча/, которых закон разрешал есть /Лев.11,22.23/, но это может быть и сорт бобов или орехов, которыми питались самые бедные.

Мёд - это может быть мёд, который собирают дикие пчёлы, но это может быть и какая-нибудь сладкая древесная живица, древесный сок, который получали из коры некоторых деревьев. Неважно, что эти слова обозначают, но питался Иоанн очень просто.

Таким был Иоанн Креститель, и люди прислушивались к словам такого человека. О Карлайте кто-то сказал, что он в двадцати томах проповедовал Евангелие молчания. Многие люди провозглашают то, что они своей жизнью отрицают; имеющие приличные банковские счета, проповедуют о том, что не нужно накапливать земных сокровищ. Другие, живя в роскошных домах, проповедуют блаженство бедности. Но Иоанн жизнью своей проповедовал то же, что и на словах, и поэтому люди слушали его.

2) Его проповедь была действенной ещё и потому, что он говорил людям то, что они в глубине сердца знали и чего они ожидали душой.

а/ У иудеев была поговорка: если Израиль хоть один день будет совершенно точно соблюдать закон Божий, наступит Царствие Божие. Призывая людей к покаянию, и Иоанн Креститель попросту подводил их к выводу, который они давно уже должны были сделать, о чём они думали в глубине души. Когда-то Платон сказал, что образование заключается не в сообщении людям новых вещей, оно заключается в том, чтобы удалить из их памяти то, что они уже знают. Сильнее всего на человека действует такая весть и такая проповедь, которые обращены к его сознанию; и такая проповедь становится неотразимой, если её произносит человек, имеющий на это моральное право.

б/ Народ Израиля хорошо знал, что уже в течении трёхсот лет голос пророчества молчал. Иудеи ждали подлинного слова Божия, и они услышали его в проповеди Иоанна Крестителя. В каждой профессии чувствуется специалист. Знаменитый скрипач рассказывает, что едва Тосканини подошёл к дирижёрскому пульту, как оркестр почувствовал, как на него изливается авторитет дирижёра. Мы сами сразу узнаём действительно опытного врача. Мы сразу узнаём действительно опытного врача. Мы сразу чувствуем оратора, который хорошо знает свой предмет. Иоанн пришёл от Бога, и слышавшие его сразу понимали это.

3/. Проповедь Иоанна была действенной ещё и потому, что он сам был крайне скромным и смиренным. О себе он сам судил, что недостоин быть даже рабом, недостойным развязать ремень сандалий Мессии. Сандалии представляли собой обыкновенные кожаные подмётки, закреплявшиеся на ноге лентами, проходившими между пальцами. Дороги в то время не были покрыты асфальтом и в сухую погоду представляли собой кучи пыли, а в дождливую - реки грязи. Снимать сандалии было делом раба. Иоанн ничего не требовал для себя, а всё для Христа, приход Которого он провозгласил. Его самозабвенность, его смиренная погруженность в проповедь заставляли людей слушать его.

4/ Его проповеди и его послание оказывали действие ещё и потому, что он указывал на Нечто и на Кого-то, Которые были выше его. Он говорил людям, что крестит их водой, но что придёт Тот, Кто будет крестить их Духом Святым, и причём вода может очистить лишь тело человека, а Дух Святой - его жизнь, его самого и его сердце.

* Продолжение следует

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz