[Главная страница][Оглавление]

Сотворите достойный плод покаяния.

Петров С.П.

Покаяние красной нитью проходит по книгам Библии, особенно Нового Завета. Однако, как многое другое, этот стержень спасения и очищения понимается христианами по-разному, нередко, к сожалению, превратно. Я не хочу акцентировать внимание на разном понимании этого процесса, который принят в догматике различных христианских течений. Здесь я намерен затронуть больше «практическую сторону», то есть, как мы на практике выполняем призыв Иоанна Крестителя, Господа Иисуса Христа и Апостолов.

А на практике получается, что даже этот духовный процесс христиане умудряются так «облагородить», что покаяние фактически подменяются ритуалами, разными по форме в разных течениях, но по сути ничего общего не имеющими с покаянием, к которому призывает нас слово Божие. Поистине: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук.12:1)!

Евангельское слово, переведенное с греческого русским словом «покаяние», означает перемену мыслей, раскаяние, покаяние. Это - духовный процесс, затрагивающий глубины человеческого сознания. Это не исповедь перед батюшкой, не публичная молитва в церкви, ни, тем более, выход под воздействием пламенной речи миссионера в центр для «принятия Христа, как своего личного спасителя». Это не «выход на круг», и не фраза: «братья, если я кого-нибудь, чем-нибудь обидел… », произнесенная в собрании. Я не утверждаю, что если человек покаялся, а форма была такая, то это - фарисейское покаяние. Нет! Как раз я утверждаю, что форма либо не имеет никакого значения, либо почти не имеет значения. А возвеличивание формы приводит к тому, что только она и остается. Характерный пример: когда многие фарисеи и саддукеи шли креститься к Иоанну (Матф.3:7), Иоанн обличил их, назвав порождением ехиднины, потому что из всей его деятельности, они восприняли лишь обряд очищения плоти в реке Иордане, попросту - купание, который они возвели в ранг священнодействия. В Иоанновом крещении, как и во всех обрядах Закона, они усматривали только форму, оставив за пределами своего сознания дух. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» - так характеризовал их Христос (Матф.23:24).

Нет, покаяние это не обряд, а коренное переосмысление, своего поступка или поведения, осуждение себя. Без этого то, что люди ставят на место покаяния, таковым не является.

Перемене мыслей (покаянию) обычно предшествует оценка и осуждение того, что было - осуждение своей прежней жизни, поступка, слова. Человек сожалеет, что поступил так, или жил так, и эта «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10).

Закваска фарисейская не так была бы опасна, если бы это учение ради людского одобрения не облекалось в овечьи одежды. «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия* одежд своих» (Матф.23:5). Так и христиане. Отстаивая свои ритуалы, и настаивая на обязательном их исполнении, они также «расширяют хранилища», ссылаясь на слова из Библии. Я заметил, что при желании любому обряду, любой доктрине даже самой несуразной, можно найти «подтверждение». А так как Библия для христиан является наиболее авторитетным источником знаний, часто «подтверждения» приводят из Библии. Этим они как бы «расширяют хранилища» со словами из закона. Не беда, что смысл слов искажается. Главное, чтобы люди, смотря на «хранилища» и «воскрилия» со словами из Закона (Библии), признали то учение, которое им преподносится, а заодно (а может быть - главное) - признали авторитет фарисея.

Итак, сам смысл покаяния не в форме, а в искреннем сожалении. Но, сожаление еще не плод. Человек может сожалеть и продолжать делать то, о чем сожалеет. Характерный пример - пьянство. Пьяница в запое чувствует себя плохо, сожалеет о своем состоянии, но, будучи рабом дурной привычки и находясь в зависимости от нее, он снова и снова ищет зеленого змея. Поэтому сожаление без твердой решимости оставить грех не приносит доброго плода.

Однако даже твердое желание оставить грех далеко не всегда приносит успех. Христос привел такой пример:

Матф.12:43-45.
43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Здесь видим, что решимость противостоять злу не спасла от зла по причине того, что человек не позаботился, чтобы дом его был занят. Кем же должен быть занят дом раскаявшегося человека? Откр.3.19-20: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Оказывается, совершенно необходимо, чтобы дом был занят Самим Христом, тогда злой дух не возвратится, он не сможет жить с Христом в одном доме и не сможет победить Его.

Но, чтобы Христос вошел в сердце, нужно «быть ревностным, покаяться», «услышать голос Его» и «отворить дверь». Многие, очень многие христиане считают, что услышать голос Христа надо тем грешникам, которые не знают Его. А мы знаем. Христос уже давно живет в нашем сердце, так как мы открыли Ему дверь. В подтверждение называют дату своего покаяния, «принятия Христа как своего личного спасителя». Если бы человек с того времени не согрешал, то так оно и было бы. Однако, вряд ли кто может сказать о себе, что не согрешает, не погрешив против истины. Приходится слышать, что до покаяния человек жил в грехе, будучи мертвым, не чувствовал, что грешит, а после покаяния он - дитя Божие и не находится во грехе, а иногда согрешает, а когда согрешает, то раскаивается, и Кровь Иисуса Христа очищает его от всякого греха. В принципе то, правильно. Но на практике такой взгляд порождает слишком благодушное отношение к греху. Грех - всегда грех, и согрешения верующего - более тяжкое преступление, чем неверующего. Мы не должны оправдывать грех, ссылаясь на то, что мы немощные, что все грешат, что у нас нет сил бороться с грехом. Все у нас есть, чтобы бороться, и нас Писание призывает, чтобы мы не согрешали. Но если согрешили, мы должны не оправдывать грех, а раскаяться, повернуться от него, осудить его, и впредь не грешить. То есть, к покаянию призывает Бог не только неверующих, но верующих не в меньшей мере.

Вспомним первых царей израильских - Саула и Давида. Как Саул, так и Давид согрешали пред Господом? И того, и другого Господь строго наказал за их грехи, но есть большая разница. Царство не отошло от Давида, но укрепилось, а от Саула отошло, и он окончил свою жизнь в поражении. Почему? Существенная разница была как раз в том, как Саул и Давид относились к грехам своим. Когда Саулу надо было сражаться с филистимлянами, а Самуила долго не было для принесения жертвы, то народ стал разбегаться, и Саул, не дожидаясь Самуила, сам принес жертву. Когда Самуил обличил Саула, тот не осудил свой грех, а стал оправдываться обстоятельствами (1Цар.8-14). Также, когда Господь повелел Саулу поразить амаликитян, он поразил, но пощадил царя Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, что Господь не повелел ему. Когда пришел Самуил, то Саул сказал: «я исполнил слово Господа». Он не признал за собой вины даже после того, как Самуил явно указал ему на грех, а сделал попытку свалить вину на народ. Когда все же признал грех, то лишь для того, чтобы восстановить свое положение и отношения с Самуилом и Богом (1Цар.15гл.).

Не так Давид. Когда он согрешил, исчислив народ, чего Господь не повелевал ему (2Цар.1-14), и когда взял Вирсавию и убил мечом Аммонитян Урию, мужа ее (2Цар.11-12), то горько раскаялся, не оправдывал свои грехи, хотя и молил Бога о прощении. Наказания же Божьи принял как должное и заслуженное.

Так и христианин не должен быть благодушным к своим согрешениям. Зло, сделанное нами, мы должны осуждать строже, чем зло, совершенное другими, но не наоборот.

Пред Богом все согрешили (Рим.3.23,5.12). Но грех, осужденный самим согрешившим, и от которого он уходит, раскаявшись, прощается по благодати.

Есть еще библейский пример - Енох. Его пример уникален: «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, - ибо он был восхищен от земли» (Сир.49:16). Почему был восхищен Енох? Потому что не согрешал? (Ибо возмездие за грех - смерть). Библия не говорит об этом. Но о Енохе написано, что он «ходил пред Богом»: «Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5.22-24). Описывая жизнь всех патриархов, Библия применяет термин «жил». Этот же термин применен и к Еноху до рождения Мафусала. Но по рождении Мафусала к Еноху применяется термин не «жил» а «ходил пред Богом». В Бытие пишется не очень определенно: «не стало его, потому что Бог взял его». Как взял? Может быть, опять же посредством смерти. Но Апостол Павел пишет уже более определенно: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5). Здесь ясно, что не смерть, а переселение. И причину Апостол Павел указывает более определенно: Енох «угодил Богу».

Можно пофантазировать на тему, как Енох угодил Богу, и в чем заключается его «хождение пред Богом», но вряд ли в этом есть смысл, так как Иисус сын Сирахов говорит по этому поводу определенно: «Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов» (Сир.44:15). Оказывается, Енох угодил Богу не тем, что не согрешал, а тем, что дал образ покаяния для всех родов. Значит, ходить пред Богом это не кичиться своей безгрешностью и праведностью, не показывать пальцами на других, как делали фарисеи, а осознавать Божию святость и наше ничтожество. Но, осознавая свое ничтожество, мы не должны жить по плоти и оправдывать себя этим. Мы должны жить духом и поступать по духу в Христовой, но не своей праведности и святости.

Как это может быть практически? Духовные вещи трудно осознавать, и «раскладывать по полочкам». Но мы знаем, что праведный верою жив будет (Рим.1.17;Гал.3.11;Евр.10.38).

Вера в Христа, в Его обетования, в Его искупление и освящение, вера в Его силу возбуждает любовь к Нему и к людям, и дает твердое основание для того, чтобы поступать так, как Он поступал (1Иоан.2:6). В своей жизни христианин сверяет свою жизнь с жизнью Христа и Его учением. А когда видит, что жизнь расходится с тем, чему учил Христос, то раскаивается и исправляется.

Часто, когда говорят о покаянии, приводят пример Закхея, начальника мытарей, который по причине малого роста залез на смоковницу, чтобы видеть Иисуса, и, возможно, надеялся, что и Иисус увидит его. Пример Закхея, действительно, поучительный, ибо он дал нам пример действенного покаяния, сотворения достойного плода покаяния. В то время как все роптали на Иисуса, что Тот зашел к грешному человеку, Закхей, став, сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лук.19.8-9).

Закхей не просто осудил свою прежнюю жизнь, не просто осудил то, что обижал других, но круто повернул жизнь в другую сторону, обещав, что тем, кого обидел, воздаст вчетверо. Вот это и есть достойный плод покаяния. Как убого выглядят на этом фоне искреннего душевного порыва наши «благочестивые» ритуалы, которые мы выдаем за покаяние!

* Хранилища - маленькие коробочки или повязки со стихами из закона Моисеева, носимые на лбу, руках и на груди.

Воскрилия - 1. край; 2. кайма, кисточка (украшение), воскрилия; согласно Чис.15:38, каждый еврей должен был носить кайму на четырех углах своих верхних одежд.

Тамбов. 2004год.

[Главная страница][Оглавление]

сувениры для медиков
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]