[Главная страница][Оглавление]

Нилантий Димрюков

 

САБЫТИЯ

СТРАДАНИЯ ДЛЯ ИСТИНАЙ ВЕРЫ

ПАМИТНАЯ КНИШКА

Окончание. Начало в №13,14.

Мы долго колебались: публиковать ли окончание этой повести. С одной стороны, повесть Нилантия, в том числе часть, описывающая Бакинский период, ценна как история. С другой стороны, Нилантий описывает период разногласий, расколов и раздоров в среде молокан. На мой взгляд, закрывать глаза и скрывать негативные стороны нашей истории нельзя, хотя бы потому, чтобы знать повадки дьявола, чтобы уметь противостоять ему. Но, к сожалению, предыдущий опыт показывает, что далеко не все способны нормально воспринимать исторический материал, особенно, негативные факты. К тому же, наш журнал не предназначен для обличения кого-либо. В результате мы решили все же опубликовать конец повести с сокращениями. Мы не стали печатать описание ссор, довольно резкую критику других течений молоканства, мормон, и т.п. Впрочем, кому нужен полный текст повести, тот может получить его, написав в адрес редакции.

 

Поприхотки в Баку у Наума Федравича был дом у молаканаскаго сада. Дом в то время  собирались в сабрания все наши ятапнаи. Время долгаю нарот очинь гарел духовна. Всю ниделю день работають, а вечирам в сабранию. Народу многа, пения, биседы, маления, плач, крик ужаснай. Ревнасть была. Но дух тьмы в эта время не спал, имел цель уязвить пряма в сердца у людей. Между сабой какая была свясь. Межьд сабой думали духовная царства, но ни савсем долга потянулась, не боли 5-ти лет. Дела в том, у Наума Фе жил еще да нас и при нас сосланай старик и  из Наузенаскаго горада, имя яму Григори Ивановичь, фамилия Вирещагин, лет ат роду 50. Жил на квартери у Наума Фе безплатна. Все время сабирались, он малчал. Патом видить в сабрани типлата усилилась, он, Вирещагин, заварочилси. Стал гварить людям пра сибе: я бывал какия чудеса делал! Как захачу, скажу слава, так и будить. А люди  спросють: «Григорий Иванович, а почему жа типерь этава нету?» Он: «Потаму, что у вас веры нету, вы хатитя без веры увидать. Нет, очинь лехко получить эта нельзя»

 

Та было так: как памолюца в сабрани и адин поднаму наплавину уйдуть на кварьтеру Григорию Иванавичу. Он им точить, что хочить. Дела раздулась к делешки. В эта время усеискава чилавека, он жил на кварьтери Стара Полицейскай улецы, а хадил к нам в сабрания. Эта чилавек у ниво мальчик 5 лет захварал. Он пришел звать малица Богу. Григорий Ива сказал сваим, хто к нему, тихонькя: «Вот сматритя, вечирам пайдем малица, если Наум будить малица, мальчик умреть. Ево веруйши сказали: «Мались ты, Гри Ива.» Он сказал: «Вот пасмотрим, каво заставуть. Блиски люди тихонькя пиредали эти слава Науму Фе.  Он сказал мне: «Паэтаму я не стану малица, ево заставить нада, а то я памалюсь, тада он скажить: вот, я сказал: Наум помолица, памроть. Тада люди боли прилепюца к нему. Вечирам пашли малица. Стали на места. Григорий Ива сказал: «Наум, мались». Наум сыказал: «Нит, пажаласта, мались, Григорий Ива, ты». Он павтарил: «Мались, мались, Наум». Он сказал: «Мались, Григор. Ива». Григори Ива начил малица. Помалились. Пашли дамой. Дарогай я, Нил, спрасил: «Григори Иванавич, скажи, как ты чустваишь, будить мальчик жив, или памроть?» Он умалчал.

 

я повтарил этими славами. Он сказал аб нем на неби сут идет, как асудють?» Я типерь ничево ни скажу. Ночь прашла. Утрам атец пришел, сказал сынок наш сканчалси, умир. Вот  какия сабыти были эти лавушки, каких умных разумных совращали, аслепляли глаза. И ныня таких многа вераломав. Толька адну сторану, а другуя сторану ни разбирають. Запутались, не магуть разабраца, а толька научились: я и мне и делица. Быть я и мне и мине.

Типерь начинаю тожа самая сабытия. Ни чужия пиреказы. Сваими глазами и ушами и езыком видал и слыхал и гварил. Что знал и знаю, то раскажу ни лишния духовная барьба, духовная вайна. 2 духа: Дух Божий, дух заблуждения. Хто очи – зри, хто имеить уши, слыш, хто имеить разум, разумей, каким путем дастигнуть истину Божию.

Вот начину далии итить впирет.

…тя время начелась духовная барьба и делеш. Григори Ива от Наума Фе ушол на Шимахи. Прилепиввшися к нему стали хадить …да к нему.

Я начил, что я имею, то скажу. Мы жили в Расеи между сабою дружна и мирна, адин а другом скучали. Певцы у нас были как адин чилавек. Малелишник у нас был Федар Алексевичь. С этим направлени и духи мы все шли суды. Помирать, да всем вмести.

 

Прашло время месиц. Вышал слух, чта Иен Васил. погаваривають притить к Науму Фе в сабранию. Эта нам было дивна. Так и случилась. Воскрисения приходють вся семья. Входють в сабрания: атец впирет, патом Иен, жана, сын, дочь. Памалились Богу, все повидались, сели на места. К малению спели. Ани сказали: «В начали всево нам жалатильна прастица. Мн… …ога. Мы кои что между сабой делали». Стали парядакам. Ани пашли пращаца. Ани и мы сильна плакали навзрыт. Иен Васильвич дашел да мине, ухватил абеми руками за шею, и в крики сцаплемши кричали мы оба. Стаяли минут 10. Он в голаси сказал: «Ниланти Петр, хто эта знал, хта нас разлучил между сабой? Грех нас растроил. Многа я баролси и абижал вас и тибе. Прасти мине Бога ради ва всем виновны мы боли абаюдна!» Так гварили и поцылавали друг друга. Ужаснай был стон. Посьли дела уладились храшо.

Сабыти эти аписаны верна. Я, Нил, сваими ачами видил и сваими ушами слышил, сваим езыком кушал. Я тожа не оправдываю сибе, не ставлю лучи всех, а что было, то и гварю, на опти.

В 1878 гаду Григори Иванавичь с сьмьями ушли в Батум, там памерьли. Канечна, если все падробнасти, чьто было, и эта аписать, еще в три раза столькя будить, колькя тут написана. И эта вся была духовная вайна, но аньтиресна знать, чьто было с какой стараны и на что вышила в канце канцов. Невольна абнаружилась.

Писал … Нил Петрович

Демрюков.

 

[Главная страница][Оглавление]

вечерние курсы английского языка . Торгуем шиномонтажное оборудование продам. Платная доставка по Москве. . SarkKo подберет няню для любого клиента.
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]