[Главная страница][Оглавление]

Петров Александр Николаевич (1897-1965)

 

Подпись: ИОВИов: «Невинен я» (Иов.9.21) … «Объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (Иов.10.2).

Софар Наамитянин: «Знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов.11.6).

Елифаз Феманитянин: «Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых» (Иов.15.4-5).

Долгое время книга Иова составляла для меня тайну, которую я не мог переступить своим разумом. Четыре раза за свою жизнь я прочитывал Библию от начала и до конца, четыре раза я прочитывал книгу Иова и, по крайней мере, прочитывая третий раз, я все еще не понимал ее; для меня были еще непонятными действия, развертывающиеся в ней. Возникал ряд вопросов, на которые я никак не мог ответить, например:

1.            Для чего потребовалось, чтобы сатана явился предстать пред Господом вместе с сынами Божиими, как равный им?

2.            Почему Бог обратил внимание сатаны на Иова, а не на кого-либо другого?

3.            С какою целью Бог, зная благочестивую жизнь Иова и похвально отзываясь о ней, отдает его на двукратное истязание в руки сатаны?

4.            Почему три друга Иова, пришедшие навестить его в болезни, вступили с ним в долгий и ожесточенный спор?

5.            Что доказывал им Иов, и что хотели сказать эти три друга Иову?

6.            Кто такой был Елиуй?

И другие вопросы.

Я много слышал проповедников, которые говорили хорошие проповеди, но все их утверждения сводились к одному: что Бог испытывал Иова, испытывал его веру, его твердость в вере. Конечно, этого отвергать нельзя. Иов прошел великое испытание на терпение, которое он проявил в своих страданиях; на это указывает и Апостол Иаков, как на пример,  достойный подражания.

Но, испытание ли было единственной причиной таких невероятных страданий, которые пришлось перенести Иову? Не было ли здесь другой причины, более серьезной и важной, нежели испытание одного человека?

Я размышлял над этими вопросами и молился Господу, чтобы Он открыл мне разумение к познанию Его Слова, и особенно значение книги Иова. И в одно время меня вдруг осенила мысль, которая открыла мне подлинную причину, в силу которой Иов был безжалостно отдан Богом на истязание в руки сатаны. Об этом я и хочу поделиться на страницах этого небольшого труда.

Глава 1.

 


Чтобы понять этот вопрос, необходимо знать, какое взаимоотношение сложилось у двух величайших сил, от которых зависят многие явления, не только на земле, но и во вселенной. Эти силы – Сила Добра и сила зла.

Силой добра, или вернее, Источником силы добра является Бог, а сила зла исходит от сатаны. Из короткого описания Слова Божия видно, что в бесконечном бытии такого разделения сил не было, но была одна сила, сила Добра, то есть, был только Единый Бог, а поэтому и было все едино и подчинялось, и было зависимо от Единой Силы – Вечного Бога.

Но вдруг, все изменилось; один из архангелов возгордился, не захотел признать над собою власть Бога, но зависть, поразившая его, заставляла его добиваться равноправия с Богом, и он отказался подчиняться Богу. Он увлек за собою очень много ангелов, и таким образом они составили противоборствующую силу против Бога и начали против Него борьбу.

Конечно, силе Божией было возможно, и эта возможность всегда была, уничтожить дьявола и всех последователей его, но воле Божией было угодно другое. Он не уничтожил их, а оставил действовать до определенного времени. Именно об этом повествует Апостол Иуда в своем послании, говоря: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуды 1.6). И Апостол Петр подтверждает: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…» (2 Петра 2.4).

Таким образом, с появлением второй силы, силы зла, между этими двумя силами идет вечная борьба. Диавол во всех творениях Божиих старается, со своей стороны, натворить как можно больше зла. Так ЧЕЛОВЕК, это разумное и чистое создание Божие, поселенное в саду Едемском, в конце концов, стал жертвой коварства диавола и пал с высоты своего ве­личия. За все бесчисленные злодеяния, ко­торые сатана делает наперекор  творческой созидательной силе Божией, Бог не наказывает его, но терпит и до времени не уничтожает. Мне кажется, что и здесь проявляется великое милосердие Божие, Который Своим долготерпением дает диаволу, этому когда-то высокому херувиму, время одуматься и раскаяться пред Богом, хотя Все­видящий Бог знает и говорит об этом через Свое Слово, что диавол по своей неизмеримой гордости, злопамятности и мстительности ни­когда не обратится к Господу. Но, тем не ме­нее, Бог продолжает Свое долготерпение к не­му, дабы лишить его возможности упрекать Бога, что Он был к нему жесток я несправед­лив. Именно поэтому Бог и содержит до време­ни вражью силу "в узах мрака", чтобы в наз­наченный день совершить над ней окончатель­ный суд!

Но теперь суд над диаволом еще не совершился, ибо «даны ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13:5), то есть, милосер­дие Божие еще не иссякло к нему, несмотря на его богохульство и гордость, он еще на свободе. Он делает свое сатанинское дело "ибо теперь, – как сказал Христос, – его время и власть тьмы" (Лук. 22.53). Наперекор воле Божией, излучающей свет, он сеет тьму; борьба Силы Добра, Правды, и Мира продолжается против силы зла, лжи и вражды! Эта борьба была от начала, была она и во времена Иова.

Вникая в повествование книги Иова, мы видим, что Сыны Божии пришли, чтобы «предстать пред Господа». Сыны Божии пришли, чтобы отчитаться пред Богом в исполнении воли Его, порученной им, а сатана зачем пришел? Что он, разве исполнитель воли Божией? Или друг Его? С какою целью сатана пришел пред лице Божие? Конечно, не с покорностью явился он, но с ложью; он пришел, чтобы клеветать на святых Его, ибо он «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12.10). Для сего-то он и обошел всю землю и знал, где и в каком состоянии находятся верующие дети Божии, чтобы соблазнами и всевозможными ухищрениями совратить их с пути веры и завербовать в темное царство лжи; и, предстоя пред престолом Бога, он ведет себя вызывающе, на вопрос Господа: «Откуда ты пришел?» надменно отвечает: «Я ходил по земле и обошел ее» и этим ответом он как бы хочет подчеркнуть, что он обходил свое царство и осмотрел его, что его царство нисколько не меньше царства Бога, а наоборот – больше, что «весь мир лежит во зле» (1 Иоанн.5.19), что все эти царства мира принадлежат ему и служат ему (Матф.4.8-9). Этим он хочет сказать Богу, что сила его очень велика, что он перетянул на свою сторону большую часть мира, а поэтому напрасно Бог не признает его равным Себе; напрасно Он продолжает борьбу против зла, против лжи, вражду против того, что он посеял и что дает всходы гораздо быстрее, нежели то, что сеет Бог. Другими словами, он предлагает Богу, как побежденному, сложить оружие! И от всеведущего Бога не ускользнул этот дерзкий намек сатаны, поэтому Он тотчас же решил показать диаволу его ничтожество. Средством для этого Он избирает Иова. Он сразу же обращает внимание сатаны на Иова: «обратил ли ты внимание твое, – говорит Он, – на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1.8).  Этими словами Бог хочет сказать сатане: «Ты борешься со Мною и хвалишься, что тебе удалось покорить мир и совратить его в пучину зла, но знаешь ли ты, что Мое долготерпение дает тебе возможность еще существовать, и ты, вместо того, чтобы, воспользовавшись этим долготерпением, подумать о себе, что ты делаешь? Против Кого ты затеял борьбу, и что ожидает тебя? Окрыленный своими успехами, ты уже возомнил о себе, что ты непобедим! Ничтожный раб, не Я буду бороться с тобою сейчас, Я уже определил твою погибель на некоторый день, но сейчас Я отдаю тебе на единоборство Мое творение – человека, по имени Иов; иди, победи его! Если же ты его не победишь, то как же ты дерзаешь выступать против Меня?

Сатана сразу почувствовал свое бессилие, и чтобы надежнее обеспечить себе победу над Иовом, он говорит Богу: «Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него,  БЛАГОСЛОВИТ ли он Тебя?» И Бог, зная великую, живую и действенную силу Иова, снимает Свою ограждающую руку со всего, что есть у Иова и ДОПУСКАЕТ сатану действовать с Иовом по своему усмотрению, как он найдет нужным  по своей сатанинской злобе.

Таким образом, в то время, когда Бог по воле Своей оказывал Иову такое великое доверие, Он избрал его как ВОИНА на поединок с сатаною, чтобы в ужасной схватке победить лукавого и доказать ему, как он ничтожен и мерзок; доказать, что он бессилен победить даже ТВОРЕНИЕ Божие – человека, и притом при таком положении, когда Бог снял с человека Свою покровительствующую руку и человек остался один, без ПОМОЩИ Божией, и только с тем оружием, которым он от начала наделен, которое получил в ДАР от Господа. Оружие, которым он обладает, состоит из следующих доспехов:

1.       Прежде всего, он ПРЕПОЯСАН ИСТИНОЮ.

2.       Одет в БРОНЮ ПРАВЕДНОСТИ.

3.       Ноги обуты в ГОТОВНОСТЬ БЛАГОВЕСТВОВАТЬ МИР.

4.       Но самое надежное предохранение от стрел лукавого – это ЩИТ ВЕРЫ.

5.       ШЛЕМ СПАСЕНИЯ.

6.       Далее, он вооружен МЕЧЕМ ДУХОВНЫМ, который есть СЛОВО Божие.

7.       А особенно важное оружие – МОЛИТВА.

В эти воинские доспехи и был облечен Иов, и Бог был вполне спокоен за него, уверен, что он победит.

Но сатана думал иначе, он не обращал внимания на всеоружие, которым Иов был вооружен, он думал, что при первом же натиске его, Иов побросает оружие и, подняв руки, тотчас же сдастся. Так мало диавол придавал значение всеоружию Божию, которым был наделен человек. Поэтому, он с удовлетворением удалился от Бога, будучи уверен в своей победе.


 


Глава 2 Борьба.


А Иов и не подозревал, что он избран Богом для такого почетного дела, как победить сатану. Он не подозревал того, что диавол с самодовольством спешил к нему, чтобы сразу обрушиться на него всею своею силою. Он продолжал свое скромное дело: молитвой начинался его день, спокойно, без крика и шума делал он свои дела, отдавал распоряжения по хозяйству, принимал посетителей, помогал нищим и бедным, заступался за притесняемых, не допускал обижать правых и осуждал виновных, молился за детей. Одним словом, можно предполагать, что у Иова, как человека, очень богатого, знатного и притом всеми уважаемого, дел было очень много, но он умел делать их тихо, спокойно, и все у него спорилось, и все совершалось в свое время. Так начался и тот день, когда разразилось над ним несчастье, которое Библия описывает нам:

Иов 1.13-19:

13  И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14  И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18  Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19  и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

И вот, сатана начал битву против Иова; он напал врасплох, когда Иов менее всего ожидал этого. Притом он использовал весьма сильные оружия одновременно: он вошел в Савеян, возбудил их ограбить Иова, и  они это совершили, угнали волов и ослиц; он воспользовался силами природы и, как мы видим, по его велению собралась страшная туча, и молния с неба ударила в пасущееся стадо овец и побила всех, даже пастухов; он возбудил и Халдеев напасть на верблюдов и угнать их, а отроков погубить. И, наконец, особенно большое горе и сердечную боль причинило Иову, когда ему принесли весть, что дети его, сем сыновей  с женами своими и детьми своими, и три дочери, также с мужьями и детьми собрались на пир к старшему брату, и вот, поднялся страшный ураган, и  дом, в котором они находились, не выдержал напора урагана, рухнул и похоронил под своими обломками всех, кто в нем был. И все это в один день! Представьте себе, что утром Иов был богат и счастлив, и вот, в один час, четыре гонца принесли ему страшную весть: все, что он имел, все многочисленные стада, были или уничтожены, или угнаны, и все его многочисленное семейство, его дети, мгновенно погибли! Он сразу лишился всего и сделался и нищим и одиноким!

Удар, нанесенный диаволом, был сверх человеческих сил, это был невыносимый удар. На это именно и рассчитывал сатана: «Я поражу его мгновенно, сразу отниму у него все богатство и лишу его всех детей, и он… он не выдержит такого удара; от неожиданности он начнет роптать на Бога; мало того, он станет проклинать Его». И сатана торжествующе ожидал, как Иов, убитый уничтоженный, повергнутый в прах, преклонится пред ним и выполнит его желание, а именно и он возненавидит Бога, станет хулить Его, ругать, одним словом – присоединится к сатане и будет слугою его.

А как поступил Иов? Преклонился ли он пред диаволом? Стал ли его слугою? Исполнил ли его желания? Нет! Правда, удар был нанесен сверх сил и неожиданно, но именно тут-то и пригодилось то оружие, которое называется «ЩИТ ВЕРЫ». Беда была велика, плотская сущность Иова содрогнулась под тяжестью ее, еще один момент, и он готов был возроптать, но он взял ЩИТ ВЕРЫ и противопоставил его ужасной стреле – бедствию. И вера спасла его. Это она заставила его, падшего, распростертого на земле, сказать: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»; и добавлено: «Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге».

Диавол ошибся; он всего ждал от Иова, только не этого; он ждал, что Иов в страшном отчаянии станет кричать, рвать на себе волосы, бесноваться, роптать на Бога, осыпать Его упреками. И вдруг, вместо крика, плача и вопля он разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал не землю и ПОКЛОНИЛСЯ! Да, поклонился, но не пред сатаною, как он этого ожидал, а поклонился Богу и сказал: «ДА БУДЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ ЛАГОСЛОВЕННО!» Сатана ждал проклятия из уст Иова, но уста Иова изрекли БЛАГОСЛОВЕНИЕ! Это был удар для сатаны, это было полное поражение его, это была ПОБЕДА ИОВА!

 


Глава 3
Диавол готовится ко второй битве.


 


Опозорившийся и побитый, но еще более ожесточенный в своей злобе и ненасытный в мщении, возвращался сатана с поля сражения. Страшною ненавистью ненавидел он Иова после своего поражения и пылал одним желанием: отомстить Иову, сломить его твердость и покорить себе.

Для этого он возвращался к Богу и также, как в первый раз, предстал пред лице Его вместе с сынами Божьими. Диавол везде старался ходить именно с СЫНАМИ Божиими, чтобы прикрыть свою наготу их благообразием. Когда он ходит сам собою, не прикрываясь, он слишком безобразен, и это безобразие бросается в глаза, слишком наглядна, поэтому он всегда старается прикрыться чужим благообразием. Конечно, это говориться не о безобразии личности, а о безобразии поступков, деяний, о безобразии жизни, какая присуща диаволу и сынам его.

Итак, диавол вновь предстал пред Богом и Господь повторяет Свой вопрос к сатане и опять указывает на Иова: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов.2.3). «Ты посмотри, что сделал ты с этим праведником. Ты сделал его нищим, ты все отнял у него, ты не пощадил даже детей его, отнял у него самое дорогое и любимое, и все же вера Иова осталась тверда; ты не покорил его, ты побежден им. Неужели и из этого урока ты не постигнешь, как ты ничтожен, низок и бессилен!»

Но сатана не хочет покориться, «гордость, как ожерелье, обложила его, и дерзость, как наряд одевает его» (Пс.72.6). Поэтому он считает: все, что он причинил Иову, мало для него: «кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?» Но Господь был уверен в твердости Иова, ибо знал, что за веру в Господа Иов готов положить свою жизнь. Поэтому Он отдает Иова в полную власть сатане: «вот, он в руке твоей, только ДУШУ его СБЕРЕГИ» (Иов.2.6), то есть, делай с Иовом, что хочешь, только ЖИЗНЬ его сохрани. Заручившись таким разрешением, сатана поразил Иова страшной болезнью – проказою. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]» (Иов.2.8).

Ужасное положение Иова не поддается описанию, все краски бледнеют против того, что пережил Иов, в каком состоянии он находился. Болезнь была неизлечимой, и по обычаям востока, и по закону, прокаженный не имел права жить дома, он должен был удалиться в особое для этого отведенное место за городом или за селением. Иову пришлось подчиниться этому правилу, и он удалился за город, в пустынное место, и находился вместе с такими же прокаженными.

Жена его, которая была единственной из оставшихся в живых членов его семьи, приносила ему пищу, оставляла ее на песке и уходила. Близко приближаться к прокаженному воспрещалось. Так делала она каждый день, причем, скудные средства для пропитания как себя, так и мужа, она зарабатывала, ходя по дворам, ища временную работу. Наконец, терпения продолжать такую ужасную жизнь у нее не стало, ведь она едва смогла заработать даже для того, чтобы прокормить себя. А тут еще и муж на ее иждивении, и притом больной такой страшной болезнью. Моральные силы оставили ее, и она, принесши как-то пищу Иову, поставила ее и издали громко закричала ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Этот стих по переводу 70-ти: «По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова; а я скитаюсь и служу, перехожу с место на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтоб успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу и умри».

Положение жены Иова было тоже не легким. Ведь первую часть несчастья, то есть лишение всего богатства, а особенно – лишение всех детей, она разделила вместе с  ним, и как матери, ей особенно тяжело было переносить гибель ее детей. Это потрясло ее до состояния, которое трудно себе даже представить. Вообразите себе, друзья мои, женщину, никогда ничего не делавшую, жившую в роскоши и неге. По характеру этой женщины чувствуется, что это было так. Она как сама ничего не  делала, так и воспитала своих детей: они тоже не занимались полезным трудом, и все их времяпрепровождение было в пирах. И вдруг, в один день, или даже в один час, Иов, а вместе с ним и она, лишились всего:  и богатства, и детей. Но, когда Иов был здоров, ей все же было легче, все заботы о пропитании, о средствах жизни нес он. А теперь и это исчезло. Муж заболел страшной болезнью, его удалили из среды людей и она осталась одна. На ее плечи легла теперь тяжелая забота: как прокормить себя, а кроме того – мужа? Да. Ей было так же тяжело, как и ему. У нее было лишь преимущество в том, что она была здорова, а Иов в дополнение ко всем переживаниям был еще и болен. Он чувствовал нестерпимую боль во всем своем теле от головы и до пят. Все тело его представляло собою сплошную язву, гной сочился ото всюду, черви копошились по всей поверхности тела, и он вынужден был счищать их черепицей. На эту картину нельзя было смотреть без содрогания. И все же он крепился, молчал и взор его был устремлен к единственной надежде, к Вечному Отцу!

Но, жена его, как видно, не обладала такою твердою верою, или, быть может, как женщина, существо более слабое, нежели мужчина, она не выдержала столь непосильного несчастья. С ропотом пришла она к мужу и его сбивала к тому же. Но Иов и здесь остался на высоте своего морального положения. Несмотря на свои невыносимые страдания, и видя, как страдает его подруга жизни, сознавая, что она доведена до отчаяния тем ужасом, пред которым он сам приходит в содрогание, он, тем не менее, имел силу сравнительно  спокойно сказать своей жене слова здравого смысла: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом не согрешил Иов устами своими. (Иов.2.10).

А диавол? Как он ждал, что теперь-то Иов уж обрушится с ропотом на Бога, что он вынужден будет стать на его сторону и вместе с ним будет разделять недовольство Богом. Но Иов опять вышел победителем из второй схватки – моральной схватки с сатаною и победил его!

 


Глава 4
Друзья Иова

 


Слухи о страшном несчастье, разразившемся над Иовом, о его разорении и его болезни, как о человеке, пользовавшемся большой известностью, молниеносно разнеслась далеко за пределами округа, дошла и до его друзей, живших в разных местах. О них Библия говорит, что они «пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его», то есть Иова. Еще когда услышали они о болезни Иова, они уже представляли себе, насколько ужасна эта болезнь, ибо она очень распространена в восточных странах. Но, когда они пришли к месту, где сидел Иов и увидели его, то от ужаса они зарыдали в страшном вопле. Они все ожидали, но только не того, что они увидели: они увидели подобие человека, покрытого гноем и червями. Такого ужаса они не видели никогда, хотя как жителям востока, им приходилось видеть многое. Они невольно разодрали верхние одежды свои и в онемении сидели семь дней и семь ночей, языки их как бы прилипли к нёбу, слова утешения, которыми они думали утешать его, отлетели от них, ибо они своими глазами видели, что «СТРАДАНИЕ ЕГО ВЕСЬМА ВЕЛИКО» (Иов.2.13).

Молчание нарушил Иов. Он долго крепился, долго напрягал все усилия своей воли, чтобы сдержать стон, чтобы не выдать ужасной боли, которую он ощущал, но видно, и его силы иссякли, видно, и в его душе появились сомнения, и он не выдержал и ПРОКЛЯЛ ДЕНЬ СВОЙ, В КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ и сказал: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» В своей речи Иов излил все отчаяние своей души, всю скорбь, все несчастье, которое постигло его. И за что? «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно» (Иов.3.11-13).

Из уст Иова вырвался крик души, доведенной до отчаяния. Он долгое время страдая размышлял, он много раз исследовал свою жизнь, много раз возвращался ко дням юности своей, обыскивал себя, проверял, не совершил ли он когда-либо грех, не забыл ли его, или, быть может, не заметил. Он тщательно, год за годом проследил свою жизнь и ни нашел в ней ничего, что заслуживало бы такого ужаса, таких страданий! Поэтому, начав говорить, он высказался так резко, и так уверенно, что друзья его, слышавшие это, пришли в еще больший ужас от его слов, нежели от его болезни. Им показалось это богохульством, и поэтому у них создалось впечатление об Иове, что страдания, какие он переносит, постигли его не иначе, как за грех! Что за ним есть какой-то грех, который он тщательно скрывал от людей, и грех очень большой, за что и постигло соответственно этому греху столь большое наказание.

С возражением на его речь, первым выступил Елифаз Феманитянин. Он осторожно начал говорить так: «если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!» (Иов.4.2). Сперва пожалел Иова, что они к его телесным страданиям могут прибавить еще и страдания внутренние, моральные, если будут  возражать ему, но потом прямо заявил, что на такое богохульство, которое он слышит, никто не запретит говорить правду!

Прежде всего, он упрекнул его за то, что Иов раньше поддерживал других, а теперь сам пал духом: «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом», – говорит он, а далее делает намек на то, что без причины не бывает наказания и спрашивает Иова: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов.4.7-8). Хотя он и не указал прямо на Иова, что это он, но последний понял, что он хочет сказать, что Иов за нечестие свое пожинает зло. О, какую, действительно, боль причинили Иову эти слова, как тяжело ему было незаслуженно выслушивать такое необоснованное обвинение и оскорбление, как обидно, когда он прямо назвал его глупцом (Иов.5.2-3). Иов выступает с защитной речью. Он не признает за собой вины, а друзей, пришедших с таким «утешением» он обвинил в неверности за их недоверие к нему и назвал их неверными и настойчиво потребовал, что если они замечали за ним какой грех, то пусть укажут, в чем он согрешил (Иов.6.24).

С ответом выступает второй друг, Вилдад Савхеянин. Он продолжает обвинять Иова, называя слова его бурным ветром (Иов.8.2). Он в лицо сказал Иову: «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду» (Иов.22.5-6). Другими словами: ты и имение то свое  нажил грабежом, беспощадно обирая нищих.

С еще большей горечью выслушав обвинение и второго друга, Иов еще энергичнее оправдывает себя и, чувствуя, что эта болезнь невозвратно приближает его к могиле, он с отчаянием восклицает: «Невинен я, (но если и в невинности своей страдаю также, как нечестивые, то) не хочу знать души моей, презираю жизнь мою» (Иов.9.21). «Опротивела души моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что ты со мною борешься?» (Иов.10.1-2). Такой отчаянный вызов Богу заставил выступить третьего друга, Софара Наамитянина, который начинает так: «Пустословие твое заставляет молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?» (Иов.11.3), и обвинив его так в нечестии он говорит: «Итак знай, что Бог для тебя некоторыя из беззаконий твоих предал забвению» (Иов.11.6), то есть, что Бог многие грехи твои не вспоминает, а значит, на тебя нужно было бы наложить еще большее наказание.

После этого ответа Иов, смертельно убитый несчастьем, болезнью, а более всего словами своих друзей, просит пощады у них, чтобы они хоть словами не били его. Он обращается к их сознанию и говорит: «Друзья мои, у меня есть сердце, как и у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? (Иов.11. 3); неужели вы не чувствуете, какую боль наносите вы моему больному сердцу, неужели в вас нет ни сострадания, ни жалости? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный (Иов.12.4). Посмешищем стал я для вас, друзей моих, я не хочу говорить с вами, но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи (Иов.13.3-4). Пришли лечить и еще более растравляете рану, утешать, а сами издеваетесь. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» (Иов.13.5). И далее он хочет сказать им, что они подлинно знают, что за ним нет никакого греха, но стараются обвинить его из лицеприятия к Богу. «Но надлежало ли вам ради Бога говорить неправду на меня и для Него говорить ложь и клеветать на меня? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите (Иов.13.9-10). Я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!» (Иов.13.15-16). Этими словами Иов хотел сказать, что он не говорил бы так смело, если бы чувствовал за собою какой-либо грех, ибо лицемер не пойдет так открыто к Богу!

Итак, вся полемика между Иовом и друзьями происходила потому, что друзья старались обвинить Иова в беззаконии и доказывали, что страдания, постигшие его, вполне им заслужены, что он пожинает то, что посеял. Елифаз во второй речи к Иову так прямо и сказал: «Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых» (Иов.15.4-5).

А Иов, не зная за собою ничего плохого, оправдывал себя; он доказывал «многочисленным друзьям своим» (Иов.16.20), называя их «жалкими утешителями», что «нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста» (Иов.16.17). «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!» (Иов.16.19).

Но кто же прав из них: Иов, или друзья его?

Для нас, верующих, Дух Святой открыл чрез книгу Иова ТАЙНУ, которая явилась причиной трагедии, совершившейся с Иовом и домом его. Ни Иов сам, ни друзья его не знали, и не подозревали даже, что этот маленький, почти не заметный и ничтожный гнойный комочек, каким представлял себя Иов в сравнении с мировым пространством и огромными небесными телами, носящимися в пространстве вселенной и являющимися творением ВЕЛИКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ, именуемой Богом, что он, этот комочек, является жертвой борьбы двух сил: СИЛЫ ДОБРА И СИЛЫ ЗЛА! Иов действительно в жизни своей был чист и не сделал никакого греха, достойного наказания; поэтому вполне понятно состояние Иова, когда он мучился,  стараясь понять: за что он наказан! Мысль его работала с неимоверной быстротой, стараясь разгадать тайну развивавшихся над ним бедствий. Он где-то в глубине души чувствовал, что не грех был причиной, ибо совесть его была спокойна, но какая-то другая, недосягаемая для его разума тайна является причиной этой катастрофы, но что это за ТАЙНА, он не знал!

Он слышал, как его друзья настойчиво доказывали, что только ГРЕХ человека приводит его к такому возмездию. Но, зная себя, свою жизнь, он с негодованием отверг это обвинение, а доказать, за что же посланы бедствия, он не мог, и это бессилие приводило его отчаяние. Ошибочное обвинение его друзьями происходило по одной причине: они НЕ ЗНАЛИ ВОЛИ Божией! Они не знали, что совершается пред престолом Божиим, не знали, что там совершается ВЕЛИКАЯ БОРЬБА ДВУХ ДУХОВ, ДВУХ СИЛ – ДОБРА И ЗЛА. Они не знали, что падший херувим домогается разделения власти, что он домогается ПОБЕДЫ над силой ДОБРА! Но непревзойденная и непобедимая ПРАВДА только посмеивается над потугами сатаны! И в этом сражении Бог выдвинул Иова, как человека, обладающего глубокой ВЕРОЙ в своего Творца, как человека, облекшегося во все виды оружия Божия и потому могущего ПРОИТВОСТАТЬ диаволу (Иак.4.7, 1-е Петр.5.9). Вот почему именно Иова Бог выдвинул на борьбу с диаволом. И когда сатана обрушил на Иова страшные бедствия, от которых слабый человек моментально ожесточился бы, Иов встал, как КОЛЛОС, как богатырь. Нравственные силы его были настолько крепки, вера действенна и ТЕРПЕНИЕ непреодолимо, что диавол отступил от него с позором!

В лице Иова Бог показывает нам ПРООБРАЗ БОРЦА – ХРИСТИАНИНА. Он показал, как должен бороться Христианин с черными силами зла и побеждать их. Именно поэтому Апостол Иаков советует нам ВЗИРАТЬ на ТЕРПЕНИЕ Иова (Иак.5.11).

Правда, в этой борьбе с сатаною и в споре с друзьями Иов допустил и ошибки. Поэтому Бог не оправдывает его всецело, но говорит друзьям Иова, что ОНИ ГОВОРИЛИ О БОГЕ НЕ ТАК ВЕРНО, КАК ИОВ; не говорится, что Иов говорил о Боге абсолютно верно, но ВЕРНЕЕ, нежели друзья его, поэтому и поручил Иову молиться о друзьях своих.

В чем же заключалась ошибка Иова?

1.    В том, что Иов думал, что наказание, которое он терпит, разорение, умерщвление детей и его болезнь были посланы Самим Богом. Он даже не предполагал, что все эти несчастья исходили от диавола.

2.    В том, что не зная промысла Божия, и думая только о своей праведности, он ОБВИНИЛ Бога И СЧЕЛ НЕПРАВЕДНЫМ СУД Его по отношению к себе (Иов.40.3).

3.    В том, что в самонадеянности на свою праведность Иов забыл, что он все-таки человек слабый и немощный, предрасположенный к ошибкам, и уже ошибся, думая так же, как и его друзья, что наказание приходит только за грех. Удивительно для него было только то, за что наказывает Бог.

Поэтому Бог назвал ему столько чудес, совершающихся беспрерывно вокруг него, которые он видит, многими пользуется, но не в состоянии постигнуть. Кто всему этому дал такие чудные свойства, по каким законам они действуют и кто установил эти законы?

И когда Иов вникнул во все откровения Божии, когда познал Его величие и Премудрость, Его тайны СУДЕБ и ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЙ, тогда он в смирении склонился пред Ним и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.5-6). Только теперь пред взором Иова открылись НЕПОСТИЖИМЫЕ ПУТИ Божии, только теперь он познал, какое великое дело доверил Бог ему. О, если бы он знал это вперед, то не сетовать на Бога нужно было бы ему, а БЛАГОДАРИТЬ! Ибо ему доверил Бог  морально, терпением, без ропота победить сатану, показать ему его ничтожество, его слабость и бессилие, а он имеет дерзость бороться с Богом и надеется на победу, когда не может победить ТВОРЕНИЕ Божие – ЧЕЛОВЕКА.

Конечно, в этой борьбе Иов выдержал великое испытание. Испытывались и твердость его ВЕРЫ, и сила НАДЕЖДЫ, и крепость ЛЮБВИ к Богу – все морально-нравственные силы Иова подверглись испытанию, и одни из них оказались твердыми и несокрушимыми, другие он исправил и привел в надлежащее состояние во время и после борьбы. Вера его в своего Творца после борьбы стала еще сильнее, еще действеннее. Он молитвенно преклонился перед своим Создателем и уверенно сказал: «А я знаю, что искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не  глаза другого, увидят Его» (Иов.19.25-27).

Я не сказал еще о Елиуе. Это, по всей вероятности, постороннее лицо, случайно оказавшееся здесь, человек, который слышал весь спор Иова с друзьями. Елиуй, как видно из речи, был преисполнен ПРЕМУДРОСТЬЮ Божией, ибо в своей речи  он не говорил, что за грехи Иова Бог наказал его, но он со всей строгостью обличает Иова  за выступление против Бога, за его утверждение, что Бог несправедлив по отношению к нему. Но в то же время он не пощадил и друзей Иова за то, что они все время обвиняли Иова и не остановили его в его обвинении Бога.

Здесь возникает вопрос: если друзья Иова были не правы, то неужели все слова, которые они сказали, были пустыми, и нельзя руководствоваться ими нам, верующим? Нет! Это будет ошибочно! Ошибочно потому, что они были не правы только к Иову, потому что их обвинения не были верны и не были применимы к Иову. Но по отношению вообще НЕЧЕСТИВЫХ, слова их был вполне верны, вот почему Бог, осуждая их, не сказал, что они говорили абсолютно неверно, но сказал: «вы говорили о Мне не так верно, как Иов». Поэтому нам, верующим, необходимо обращать внимание на слова друзей Иова и извлекать из них мудрость.

Книга Иова насыщена великою тайною и премудростью. Нам необходимо вникать в тайну ее повествований и извлекать для себя урок, и всегда помнить, что беды и несчастья, иногда переживаемые нами, мы должны, во-первых, принимать со смирением, всецело подчиняясь воли Божией, и отнюдь не держать себя так вызывающе, как делал Иов, но со смирением сказать: «Да будет воля Твоя!». Во-вторых, мы не знаем, по каким причинам Бог допустил к нам несчастья, ибо и в наше время диавол тот же. Он рыкает, как лев, ища, кого поглотить, поэтому, может быть, что нашей верой, нашим терпением Бог также хочет показать бессилие сатаны. Поэтому, по примеру Сына Его, нашего Спасителя, мы с еще большим смирением, терпением и с благодарением должны  сказать: «Отче, да будет Твоя воля, а не как мы хотим!»

Да будет Ему вечная слава! Аминь!


Воронеж. Сентябрь 1953 год.


 

[Главная страница][Оглавление]

Банки Уфы кредит . А/м и техника ГАЗ Заводские цены - вакуумная техника. вакуумная техника. Заказать.
Хостинг от uCoz