[Главная страница][Оглавление]

Петров Петр Александрович


ЗАКОН И ХРИСТОС.

В ответ на замечание редактора к статье: "Две печати", "Добрый Домостроитель Благодати", №13, стр.6.

Автор:
"Об Иисусе Христе написано: "Он не только нарушал субботу:" (Иоанн.5:18)". В ответ на замечание редактора к статье: "Две печати", "Добрый Домостроитель Благодати", №13, стр.6.

Редактор:
"Впрочем, здесь дается ссылка, которую можно рассматривать как мнение фарисеев, а не как фактическое нарушение Иисусом субботы. Христос, по моему мнению, не нарушал субботу, потому что Он, как справедливо отмечает автор, есть господин субботы. Поэтому Он имел право делать дела" (Иоан.5:17).

Рассматривать так указанную ссылку (Иоан.5:17-18), безусловно, можно, если не учитывать всего повествования, предшествующего этой ссылке. А для того, чтобы судить, относится ли то или другое действие Иисуса к нарушению субботы и, следовательно, к нарушению закона, необходимо рассмотреть, что входило ко времени рождения Иисуса у Евреев в понятие "закон"?

В соответствии с Библией в закон входили: заповеди (Исход.24:12), уставы (Исход.15:25), постановления (Второзак.6:1) и повеления (Числ.9:18). Источником всего этого являлся Сам Бог, ибо "изрек Бог все слова сии" (Исход 20:1), т.е. десять заповедей, которые Сам Бог изрек вслух всего народа Израильского. Кроме того, источниками закона были Моисей и пророки (Лук.16:29). О Моисее Иисус Христос сказал: "по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь" (Марк.10:5), т.е. заповедь разрешающую развод с женою. Пророки, [движимые Духом Святым (2Петр.1:21)], также давали повеления. Например, пророк Иеремия установил запрет в субботу носить ноши (Иерем.17:21-24).

Ко времени рождения Иисуса Христа право изменять, отменять и толковать по своему различные части закона присвоили себе так называемые "мудрецы" народа, и в закон введены были предания. Иисус Христос, обличая их, сказал им: "Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: "почитай отца своего и мать свою"; и: "злословящий отца или мать смертию да умрет". А вы говорите: кто скажет отцу или матери: "корван", то есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, - тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили" (Марк.7:8-13).

Ко времени рождения Иисуса Христа под влиянием так называемой "ереси фарисейской" некоторые заповеди закона были изменены до неузнаваемости в своём мелочном понимании и истолковании. Так, заповедь о седьмом дне была искажена до того, что усиленная работа священников в храме в субботу не ставилась им в вину, а действие учеников Иисуса, срывавших и евших колосья, считалось нарушением субботы (Матф.12:1-5). Поэтому слова Иисуса Христа о законе: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф. 5:17) относить ко всему закону Иудейскому было бы неправильным, так как закон Иудейский Иисус Христос не только не исполнял Сам, но и соблюдающих его не одобрял. Примером тому может служить случай, описанный в Евангелии от Луки 11:37-39: "Один фарисей просил Его к себе обедать; Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, внутренность ваша исполнена хищения и лукавства".

В данном случае нельзя расценивать Иисуса как неряху, отрицавшего гигиеническую сущность омовения рук перед едой. Он был против того, что Иудеями это гигиеническое действие было превращено в некое "священнодействие", которое так описывается в Еврейской книге "Сидур" или "Порядок (молитв)" (Иерусалим - Москва. 5754/1993): "Встав с постели, следует сразу же омыть руки, трижды поливая водой из сосуда попеременно на правую, а затем на левую кисти рук. Затем произносят благословение: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук". Порицая это "священнодействие", этот обряд, Иисус обращает внимание Иудеев на внутреннее их состояние, на нравственную сторону.

Так же и в случае празднования седьмого дня, или субботы. В заповеди было сказано: "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякия дела твои, а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих" (Исх. 20:8-10). В этой заповеди содержатся основополагающие слова, которые могут быть поняты по-разному. В словах "шесть дней работай и делай в них всякия дела твои" сочетание "работай" и "делай" оценивалось народом Израильским, да и нами в наше время, оценивается по количеству "работы" или "труда". Как оценивают по этому признаку свои дела люди, Иисус Христос показал в притче о наемниках (Матф: 20:1-15). Руководствуясь этим принципом, в закон были введены целые списки, какие дела можно делать в субботу, а какие - нельзя. Этот список открыл еще Моисей, указавший: "никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам" (Исх. 12:16).

Но Бог и Иисус Христос иначе оценивали "всякие дела" людей. "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6:5). Так было до потопа; так было после потопа; так было во время земной жизни Иисуса Христа; так есть и в настоящее время. Итак, Бог оценивает "всякия дела" людей по нравственному принципу. Оценивать свои дела по этому же принципу Он чрез про- рока Исаию призывал и людей: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" (Исаия. 1-16-17). Но Евреи и Иудеи иначе оценивали дела, когда читали заповедь о седьмом дне или субботе. Оценивая, что можно делать в субботу, а что нельзя, Иудейские "мудрецы" использовали количество труда для выполнения того или иного дела и жизненную необходимость. На это указывал им Иисус Христос: "не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?" (Лук. 13:15); "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?" (Матф.12:11); "не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?" (Матф.12:5). Последним примером Иисус указал на неправильность такого разделения дел. По закону было заповедано: "в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем: это - субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем" (Числ.28:9-10). Согласно этому закону священники в день субботний должны были выполнять в два раза большую работу, чем в обычные дни, а дело приношения всесожжения и без того требовало не малого труда (Левит. 1:2-17). И если они при этом были "невиновны" в нарушении субботы, то рассмотрение дел по их трудоемкости явно неправильно. При плотском понимании заповедь о субботнем дне была невыполнима. Это дало основание Ап. Петру заявить: "Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?" (Деян. 15:10). Потому Иисус Христос, возвращая Иудеев к правильному толкованию заповеди, в том смысле, в котором дал ее Бог, спросил их: "должно ли в субботу добро делать, или зло делать?" (Марк. 3:4) "Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их" (Марк. 3:4-5), сказал: "Итак можно в субботы делать добро" (Матф.12:12). Из повествования Евангелиста Марка видно, что Иудеи "Наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его" (Марк 3:2); то есть, они и в субботу замышляли зло против Иисуса, не оставляя всяких злых дел своих в субботу. Своими словами Иисус, как бы сказал им: "Уж если вы не можете оставить злых дел ваших вообще, то хотя бы один день в неделю, в субботу, не делайте и не мыслите зла; хотя бы на один день успокойтесь от зла". Но "ожесточение сердца" их было так велико, что и этого они не могли сделать. Иисус Христос с гневом и скорбью смотрел на них, потому что Бог и Он, Сын Божий, хотели, чтобы не только один день, но и во все дни своей жизни люди не делали злых дел своих, т.е. вошли бы в покой Божий (Евр, 4:1-9). Поскольку обвинить Его они хотели, основываясь на постановлении человеческом, установленном ими в законе, Иисус, доказывая необоснованность обвинений, четко различал то, что установлено было Богом, и то, что установлено было человеками, говоря: "не написано ли в законе вашем" (Иоан.10:34); или: "что заповедал вам Моисей?" (Марк. 10:3). Исполнить Иисус Христос пришёл не законы, установленные человеками по их воле, по их "прихоти" (Исаия. 58:13), а закон установленный Богом: "закон Твой", который "в сердце" (Пс, 39:9), и в конце Своей жизни Он сказал: "Я: совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Иоан.17:4).

Итак, на вопрос, нарушал Иисус закон или исполнил, не может быть однозначного ответа, потому что сам закон, его заповеди были неоднозначны по своему происхождению. То, что было от человеков, Иисус не только не исполнял, но исполняющих, отстаивающих и ставящих человеческое выше воли Божией укорял. Так, в приведенном примере, задав вопрос: "Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? - Он воскликнул, - Сколько же лучше человек овцы!" Истинный смысл заповедей Божиих, который Иудеи не понимали и, следовательно, не исполняли, Он разъяснял им так же, как заповедь о седьмом дне, и был единственным, кто исполнил ее, ибо "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному" (1-е Петр. 22:23). Исполнив заповедь о седьмом дне, Иисус затем отменил ее словами противоположными: запрещающие слова "не делайте" заменил, как хозяин субботы, словами: "можно в субботы делать добро" (Матф12:12).

То же относится и ко всему закону, исполнив его в истинном и пророческом смысле, Иисус заменил более совершенным Новым Законом, без многочисленных заповедей, уставов, постановлений и повелений, состоящим из одной заповеди: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:34-35). И еще: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15:12-13). И в третий раз: "Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Иоан.15:17).

Любовь действует не один только день, но всю жизнь. Потому Ап. Павел и написал в послании к Евреям: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих (тех, о которых говорил Бог перед потопом), как и Бог от Своих" (Евр.4:9-10).

Итак, для народа Божия "другой день", о котором говорится в 8 стихе, это не суббота, не седьмой день, и не какой-либо определенный день недели, а это день, когда человек, услышавши слово истины, благовествование [своего] спасения, и уверовавши в Него (Ефес. 1:13); перестал делать зло (Исаия. 1:16), уклоняется от зла, удерживает язык свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс. 33:14-15); отвергает нечестие и мирские похоти (Титу. 2:12); и делает добро (Исаия 1:17, Пс. 33:15); целомудренно, праведно и благочестиво живет в нынешнем веке (Титу. 2:12). Это день, когда человек раскаивается в своих грехах, принимает крещение Духом Святым, Духом истины и подчиняется полностью Его наставлениям, и успокаивается от зла, войдя в покой Божий.

Аминь.

[Главная страница][Оглавление]

Программы рено кредит- низкие ставки по кредиту. . бесплатные книги фантастика
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]
[AD]