[Главная страница][Оглавление]

Петров Петр Александрович


  О ДУШЕ.

Прежде чем говорить о душе, необходимо отметить, что слово "душа" употребляется в Библии в трех значениях:

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27). Как Бог имеет три ипостаси единых: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, так и человек, созданный по образу Божию, имеет три единых сущности: дух, душу и тело (1-е Фес. 5:23). Пока человек жив эти три сущности связаны в нем неразрывно, но в противоположность Божескому естеству, где три ипостаси всегда едины и действуют как одно целое, никогда не противореча и не противодействуя друг другу, в человеке три его сущности не только противоречат, но и противостоят друг другу. Об этом Апостол Павел пишет так: ":ибо плоть [тело] желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Галат.5:17).

Такое положение создалось после грехопадения человека Адама и передалось от него всем его потомкам. Чрез него же исполняется и приговор Божий над всеми потомками: "прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). Из праха земного было создано тело, которое возвращается в землю. Но дыхание жизни, которое Бог вдунул в лице Адама, (Быт.2:7), дух жизни (Быт.6:17), "возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7). В момент смерти происходит разделение трех при жизни единых частей сущности человека: тело идет в землю, дух жизни возвращается к Богу, а душа идет в одно из "хранилищ" (3-я Ездры 7:32). Это разделение и есть смерть человека. Что же такое душа? Полный ответ на этот вопрос дать невозможно, ибо душа так же непознаваема, как непознаваем Бог, Который дал ее. О душе можно знать лишь по тем подобиям, которые имеются в Писании. Апостол Павел уподобляет душу "внутреннему человеку":

В этих словах Апостол Павел душу (внутреннего человека) уподобляет телу (внешнему человеку). Как тело имеет сердце, так и внутренний человек - душа имеет сердце. Об этом сердце Иисус Христос сказал: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Матф. 15:19). Внутренний человек, его сердце, его душа определяют поведение и действия человека в целом. "Душа нечестивого желает зла" (Притч. 21:10). "Они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их" (Исаия 66:3). Но если внутренний человек утвержден Духом Христа, если Христос вселился в сердце его, тогда такой человек может сказать: "По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием" (Римл. 7; 22); "Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс. 41:3); "Боже, Ты - Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя" (Пс. 62:2).

После физической смерти человека [Под физической смертью подразумевается смерть тела, в отличие от духовной смерти.] душа, освобожденная от тела, устремляется туда, куда она стремилась при жизни. Душа, которая "жаждала к Богу", идет к Нему, как написано: "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире" (Прем. 3:1-3). Душа Лазаря была отнесена "на лоно Авраамово" (Лук. 16:22). Душа раскаявшегося разбойника, по слову Христа: "ныне же будешь со Мною в раю" (Луки. 23:43), ? пошла в рай. Души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели, Иоанн видел под жертвенником (Откр. 6:9). Все сии места именуются общим названием "хранилища", которым "вверяются души" (3-я Ездры 7:32). Души, которые при жизни "желали зла", и после смерти устремляются в "хранилища" зла. Туда попала душа богача, "и в аде, будучи в муках" (Лук.16:23), она, наконец, познала в полной мере, что такое зло, но было уже поздно, потому что между "хранилищами" утверждена великая пропасть: ":и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Луки 16:2б).

Из этих слов Писания следует, что души умерших, попадая в разные хранилища, сразу, прежде плоти и духа, получают "по делам" (Пс. 61:13), которые они (души) чрез плоть творили в земной жизни.

Здесь следует различать "дух жизни" и "дух человеческий". При смерти дух жизни "возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7), он не несет ответственности за дела человека, а "дух человеческий" (1-е Коринф. 2:11) "рассеется, как жидкие воздух" (Прем. 2:3), он вме- сте с душой, ответственен за дела человека.

Итак, при смерти происходит полное разделение человека на составлявшие его сущности. Этим смерть отличается от сна, к кото- рому некоторые приравнивают ее, основываясь на следующих словах Соломона: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им возмездия, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем" (Еккл.9:5-6). К этому добавляются слова Иисуса Христа: "Говорит им потом: Лазарь, друг наш уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (Иоанн. 11:11-14). И еще: "в чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает" (Иов. 14:21). И делается вывод: "У спящего человека умственная деятельность прекращается; время для него проходит незаметно. Если бы после смерти сохранялось сознание, человек знал бы о положении своих детей. Но Писание говорит, что со смертью прекращается всякая деятельность, все мысли и чувства человека: любовь, ревность, ненависть и т.д. Он не участвует ни в чем, что делается на земле" ("Руководство к .Библии, Заокская семинария церкви Адвентистов. п. Заокский, Тульская обл.).

Вывод, что у спящего человека "умственная деятельность прекращается", сам по себе неправильный, потому что умственная деятельность у спящего не прекращается совсем, о чем свидетельствуют его сновидения, которыми, по свидетельству Писания, старцы вразумляемы будут (Деян. 2: 17). Стих 21 из 14 главы книги Иова цитируется с умышленным отрывом от предыдущего и последующих стихов. Такой прием позволяет отнести стих к умершему, отчего содержанию стиха придается извращенный смысл. На самом деле Иов говорит: "Так и надежду человека Ты уничтожаешь. Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице, и отсылаешь его. В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает. Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает" (Иов. 14:19-22). Не ясно ли, что Иов говорит о том положении, в котором он находился? Он думал, что Бог "теснит его до конца", до границы смерти, что его мольбы Бог не слышит, и он "уходит без надежды". Его страдания так велики, что он забывает о детях своих, "но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает". Разве на мертвом плоть болит, разве душа в нем страдает? Разве душа остается в мертвом теле? В Писании написано: "и когда выходила из нее душа, ибо она умирала:" (Быт.35:18). И если Иов о себе, о живом, говорит, что душа его в нем страдает: то у мертвого богача душа в муках в аде, а не спит спокойно, как утверждают некоторые. Можно ли сказать о спящем, что он "ничего не знает", что ему "уже нет воздаяния", что память о нем "предана забвению", что "любовь и ненависть, и ревность уже исчезли", тогда как человек в своих сновидениях переживает отдельные эпизоды своей суетной жизни? Частичное отключение сознания человека во время сна, есть лишь слабое подобие полного исчезновения сознания в теле при смерти, когда источник сознания выходит из тела. "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?", - спрашивал Соломон (Еккл.3:21).

Во время сна тело не обращается в прах; дыхание жизни не прекращается, человек продолжает дышать. Дух человеческий лишь частично отключается от действительности, продолжая действовать в сновидениях; душа не "выходит из тела", не покидает его, не по- лучает возмездия за свои дела. А не испытав возмездия, она не сознает той опасности, которая ожидает ее после смерти. Если бы богач или его братья хотя бы один раз увидели или пережили во сне те муки, которые он терпел в аду, то, может быть, тогда не потребовалось просить Авраама посылать Лазаря, чтобы тот предупредил братьев (Луки. 16:28-51). Из приведенных выше слов Писания видно, что утверждения некоторых людей, будто душа после смерти спит и не получает возмездия, целиком и полностью ложны и являются самообманом, а главное - обманом других людей.

Писание ясно говорит, что при смерти человек разделяется на составляющие его сущности: "И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратятся к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7). Пренебрегая этим, различные слова Писания относят к мертвому человеку, как к целому, тогда как эти слова относятся к определенной сущности человека, что приводит к ошибочным выводам и к опасным заблуждениям. Так, из слов: "человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не встанет от сна своего" (Иов.14:12) делается вывод, что все мертвые, и праведные, и нечестивые, мирно спят в земле и будут спать "до скончания неба", т.е. до второго пришествия Христа. То, что относится к телу, к праху, ибо только оно "ляжет [в землю] и не встанет", распространяется на душу, которая не остается вместе с телом в покое, а выйдя из него (Быт.35:18), получает возмездие "соответственно тому, что [она делала], живя в теле, доброе или худое" (2-е Коринф.5:10).

Что же произойдет во время "скончания неба?"

Ангел Господень так объяснил это пророку Ездре: "И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души" (3-я Ездры 7:32). Апостол Иоанн пишет об этом же: "И увидел я мертвых, малых и великих, стоявших пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делали своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (Откр. 20:12-13). Так земля и море отдадут тела мертвых, находящихся в них, а хранилища: ад, ад преисподний, рай, лоно Авраамово, рука Божия, отдадут души, находящиеся в них. Тела, приобретшие нетление, соединятся вновь с душами. В каждое тело возвратится дух жизни, и дух человеческий, и человек: "дух и душа и тело во всей целостности" (1-е Фесс.5:23), предстанет пред судилище Христово, чтобы получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Коринф. 5:10). Итак, разделение целого человека на составные сущности: дух, душу и тело, - есть его смерть. Соединение сущностей в одно целое есть воскресение человека из мертвых.

"Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие".

Аминь.

[Главная страница][Оглавление]

высоковольтная арматура крепление КГН . Вечные японские ценности японское оружие ценителям искусства. . мотопомпы
Хостинг от uCoz
[AD]
[AD]