[Главная страница][Оглавление]

Тамбовская газета "Город на Цне", 21 июля 1999г.

 "Не злословьте друг друга"

Владимир ПОПОВ

 

Дар слова роднит человека с Твор­цом Вселенной. Бог создал мир словом. Высшее назначение слова — созидать и спасать. Помнит ли человек о столь бла­городной цели словесного общения? Ес­ли помнит, то почему искажает замысел Творца? Почему не во благо, не на поль­зу и не на добро часто обращает язык свой? Бесценный дар слова опорочен сквернословием и злословием. Младе­нец еще в коляске барахтается, к каждо­му звуку прислушивается. А что слышит из уст материнских? Сладкие переливы колыбельных песен? Мягкую задушев­ную речь? Отнюдь. Нынешняя мамаша может запросто и отборной руганью раз­разиться, не отходя от детской коляски. Историки и лингвисты с ученым видом скажут: "От монголо-татарских орд при­шла к нам эта зараза. У кочевников-за­воевателей уж очень примитивный кру­гозор был, и запросы, в основном, огра­ничивались сугубо природным инстинк­том. Поэтому и изобрели, дескать, ма­терщину". Дело понятное, грубые исто­рические корни одним разом не обру­бишь. Тем более наследие это начинало бурно проявлять себя в эпохи так назы­ваемой классовой борьбы. Разговорная лексика тогда обильно уснащалась руга­тельными словесами. А уж когда дело касалось расправы над инакомыслящи­ми, то страстное состязание в злосло­вии поощрялось и направлялось сверху. Кто больше выплеснет черной ругани и злословия в народную среду, тот патри­отом прослывет, защитником земли рус­ской станет.

Есть и еще один источник злосло­вия. Он устроился там, где личность че­ловека берет начало. "А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверня­ет человека, — говорит Христос, — ибо из сердца исходят злые помыслы, убий­ства, прелюбодеяния, любодеяния, кра­жи, лжесвидетельства, хуления".

Яд злословия может отравлять сердце даже религиозного человека, ко­гда он возомнит себя единственным об­ладателем Истины. Безрассудный фанатизм — это вера, лишенная любви. А вера без любви и разума вряд ли спо­собна к созиданию. Она легко сталкива­ет человека на путь осуждения других и оправдания самого себя.

Наша планета заселена людьми с широчайшим разнообразием мнений. Умеем ли мы общаться с инакомысля­щими, не унижая и не оскорбляя их? На­учились ли мы искусству диалога? Или же вместо поиска Истины пытаемся ут­верждать свое "я", грубо защищаем ин­тересы своей партии, своей религии? Ведь от необузданной запальчивости один шаг до злословия. Истина в спорах рождается не всегда. Споры зажигают желание во что бы то ни стало победить противника, низложить инакомысляще­го. Вместо приближения к Истине, спо­рщики рискуют удалиться от нее. Одер­жать подлинную победу в споре — зна­чит, уклониться от гордого самомнения, от лишних слов и резких выпадов. Дар слова нуждается в самодисциплине. "Время говорить и время молчать", — замечает Библия. Школа молчания тоже шлифует дар речи. Господство над язы­ком, обуздание языка — признак духов­но зрелого человека. Кто злословит дру­гих, вредит самому себе. Он теряет по­кой и радость. Он становится подозри­тельным и мелочным. Лучше страдать от несправедливости, нежели злосло­вить кого-нибудь. Мудрое благородство в словах и поступках — необходимое ус­ловие для нормальной жизни. "Как луч­ше управлять страной?" — спросили у древнего мудреца. "Не гневаясь, говоря мало, но слушая много", — посоветовал он.

Духовно собранный человек знает цену слова. Он следит за тем, чтобы слова не опережали мысли, не затемня­ли Истину, не ранили людей. Сквернословие и злословие, к со­жалению, стали уже явлением обыден­ным. Мало кого смущает, что упражня­ются в этом от мала до велика. Челове­ка, привычно источающего грязные сло­ва направо и налево, кое-кто не прочь назвать "своим в доску, обаятельным и простым". А "простота" - то сия не хуже ли воровства?

[Главная страница][Оглавление]

медицинский перевод немецкий
Хостинг от uCoz
[AD]