[Главная страница][Оглавление]

Антонина Михайловна Пушкарева


Блоки для строительства

здоровой церкви.

Если Господь не созиждет дома,
напрасно трудятся строющие его;
если Господь не охранит города,
напрасно бодрствует страж.
Пс. 126:1

В Деяниях Апостолов описывается церковь 1-го столетия, а также все то, что необходимо для церкви Христовой. Господь говорит, что надо строить церкви на Слове Божием, и заявляет, что надо сосредотачиваться на Иисусе Христе, ибо Он - наше Спасение. Книга Деяния определяет элементы, которые создают и поддерживают церковь в добром здоровье. Чтобы обеспечить церковь здоровьем и успехом, надо, изучив и рассмотрев все необходимые строительные блоки, применять их в строительстве.

Чтобы правильно оценивать состояние церкви, надо уметь различать: какая церковь является здоровой, а какая - просто успешная. Здоровая церковь использует все строительные блоки, а успешная церковь - только некоторые. Если какой-либо блок удаляют или не включают в строительство церкви, здание распадается. Оно может рухнуть быстро, может простоять много столетий, но все равно распадется.

Строительные блоки здоровой церкви:
I. Здоровая церковь строится на Слове Божием и для этого принимает Библию, как авторитет.
II. Цель здоровой церкви - объединение, и все ее члены направлены в одну сторону.
III. Члены здоровой церкви верны молитве. Они знают силу молитвы и пользуются ею.
IV. Члены здоровой церкви активно свидетельствуют. Они проповедуют миру Слово Божие.
V. Здоровая церковь находится в постоянном росте, развитии как в глубину, так и в ширину.
VI. Здоровая церковь создает убежище (приют) для своих членов. Это место, где они могут учиться, обновляться, делиться друг с другом, испытывать безопасность, получать помощь, поклоняться и восхвалять Господа, наслаждаться миром и радостью.

I. Слово Божие является авторитетом.

Библия является единственным авторитетом, на котором церковь должна строится. Она - единственный авторитетный источник информации, удостоверяющий, что Иисус есть Христос, Господь и Спаситель. Слово Божие подтверждает в 1 Кор. 15:1-4: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию".

Словами "по Писанию" Бог заявляет, что Библия является авторитетом благовествования. Также и Иисус, ссылаясь на Писание, подтверждает, что все, что написано в Библии, является Словом Божием, а также удостоверяет, что Он (Иисус) пользуется авторитетом, данным Ему Отцом. (Лук. 4:4,8,10) Нет никакого сомнения, что вся Библия является Словом Божиим. Апостол Павел подтверждает в письме Тимофею, говоря: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16). Также и апостол Петр пишет Евреям, живущим в разных странах, говоря, что спасение через пролитие крови Христом было сюжетом в пророчествах Ветхого Завета: "когда Он (Дух Христов, прим. ред.) предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Петра 1:11).

Надо полностью подчиняться Библии, так как она является откровением Божьим. Слово Божье подтверждает (1 Иоанн. 2:3-4), что необходимо послушание заповедям: "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины". Далее. Бог предупреждает нас, что Библия должна исполнятся во всей полноте без всяких приложений или исключений. Читаем в Откровении: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откровение 22:18-19).

Итак, пастыри, пресвитеры, беседники, учителя, благовествующие и все слушатели должны постоянно исследовать Слово Божие, чтобы все, что проповедуется нами, было истинно Словом Божиим, потому что Бог наш ревнитель и не потерпит людей, которые проповедуют иные доктрины, догматы или авторитеты и верят им. Он предупреждает Своих людей: "не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исход 20:5). И далее повторяет: "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его "ревнитель"; Он Бог ревнитель" (Исход 34:14). Слово Божие должны мы исследовать ежедневно и применять в жизни своей.

II. Целью церкви должна быть сплоченность.

Чему можно научиться у церкви 1-го столетия, чтобы созидать здоровую церковь? Давайте взглянем на следующие слова: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деяния 2:46-47). Надо подчеркнуть, что слова "единодушно" (оно появляется в Деянии 11 раз) а также "в веселии и простоте сердца" поистине описывают удивительную сплоченность верующих.

На примере, как члены церкви 1-го столетия достигли единства, книга Деяния Апостолов учит нас. Во-первых, внимание ее членов было всегда сосредоточено на Христе. Во-вторых, их жизнь полностью вращалась вокруг Господа Иисуса и Слова Божия. В третьих, они всегда смотрели на Христа, как на единого воскресшего Спасителя. Когда Бог использовал Петра и Иоанна в исцелении человека, люди требовали от них ответа: какой силой или каким именем они сделали это. Они ответили: "...да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав" (Деяния 4:10). Церковь сосредоточена была на Господе Иисусе не только для исцеления физических недугов, но главным образом для исцеления душ во спасение: "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деяния 5:42). Они знали, в Кого поверили, потому учили и проповедовали. Но надо подметить, что если церковь следует своему вероисповеданию, а не учению Христа, вращается только вокруг своей общины, своих преданий или другого чего-либо, а не вокруг Иисуса Христа, она создает благоприятную почву для разделения, духовных болезней и, как следствие, получает проклятие. Надо также отметить, что единство и благополучие можно достичь только тогда, когда еженедельные беседы сосредоточенны на Иисусе Христе, Спасителе нашем, и на Слове Божием. Итак, чтобы нам достичь единства, надо направлять нашу энергию на служение Сыну Божьему, Спасителю Иисусу Христу, потому что Он Один является нашем спасителем и посредником: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5).

Книга Деяния Апостолов также учит нас, как можно оздоровить свою церковь:

  1. Члены церкви 1-го столетия были готовы умереть за Христа. Апостол Павел говорил: "Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией" (Деяния 20:24).
  2. Церкви 1-го столетия умели реалистически определять свое состояние, состояние спасенных грешников, что демонстрирует Апостол Павел, говоря: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1 Тим. 1:15). Они все знали свое положение, знали, что все одинаково виновны, но они также знали, что спасены кровью Иисуса Христа. Потому, никто из них не возвышал себя и не требовал, чтобы его считали выше остальных или старшим. В той церкви не было старших и главных, было только руководство. Петр, Иаков, Павел и другие Апостолы, хотя и были руководители, но помнили, что они тоже грешники, спасенные по благодати. Когда надо было определить, кто заменит Иуду, так как это не было соревнование популярности или силы, они предоставили выбор Богу. Они "...помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал" (Деяния 1:24). Итак, они правильно определили свое духовное состояние, поэтому для них было естественно жить в мире и единстве. Каждый из них знал, что хотя он достоин ада, но спасен благодатью Господа Бога (Деяния 13:38,39). Их смирение, вера, знание, и энтузиазм в служении Господу принесли в церковь единство. Единство создается не разбором и осуждением ближнего, а самопроверкой, не требованием, чтобы другие переменились, а осознанием, что мы все грешны.
  3. Церковь 1-го столетия также знала, кто является общим врагом. Когда Апостол Павел встретился с Елимом волхвом, он "устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?" (Деяния 13:9-10). Здесь Апостол Павел не занимается охаиванием, он просто угадывает общего врага - сатану. О том, как Христиане зачастую занимаются охаиванием, есть рассказ. Были два Христианина, один находился на одной стороне стены, а другой на другой. Они бросали камни друг на друга через стенку. И так были они поглощены своей деятельностью, что не заметили, кто подавал им камни. А камни для того, чтобы они бросали ими друг в друга, подавал им сатана. Нашим врагом является сам сатана, не другие церкви, или члены церкви, которые понимают что-то по-своему, а не по-нашему. Церковь 1-го столетия была едина потому, что она знала своего общего врага и потому смогла устоять против силы его.
  4. Церковь работала, ее члены делали все сообща, как бригада, и это их объединяло. Их усердная работа описывается в четвертой главе Деяния Апостолов, стихи 32-35. Хотя все члены имели разные привычки, темперамент и поведение, хотя они не были равны по богатству, образованию, но они все вместе молились, проповедовали и общались. Несмотря на все различия, они развили бригадный менталитет, и это их и объединяло.
  5. Каждый член церкви имел духовные дары, каждый знал, какие дары дал ему Бог, и каждый использовал свой дар на службу Господу Богу. Господь наделил даром каждого из них по мере веры, также и нам Он дает дары по благодати и по вере нашей. Читаем Рим. 12:6: "И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли - в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием". И 1 Кор. 12:4: "Дары различны, но Дух один и тот же". Этот Дух объединял и объединяет церковь. А как в наших церквах, есть ли в них такая же сплоченность? Не мешало бы нам научиться у некоторых животных (муравьев, пчел, гусей и др.), как жить и работать вместе. Бригадный менталитет Христианам необходимо выработать в церквах.
  6. Лидеры церкви 1-го столетия были послушны. Когда надо было руководить, то руководили, а когда Бог требовал передать руководство другому, они охотно передавали руководство другим. В 13г, и 15г. Деяний - Апостол Павел руководит, а в 11г., 12г., и 15г. - Варнава руководит. Слово Божие нас учит, что Господь выбирает лидеров для руководства церквами, а не человек. Единство является рамкой в Теле Христовом, находясь в этой рамке, мы завоевываем мир Христу. Молитесь, за мир и Бог пошлет его нам. "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!" (Пс.132.1).

III. Члены здоровой церкви верны молитве.

Каждый строительский блок является и поддержкой и ключом следующего блока. Церковь, которая верна молитве, склонна к единству во всем остальном. Примером нам является церковь, описанная в Деянии 1:14: "Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его". Как они молились от души, так и мы должны молиться в Иисусе Христе, надеется на Его авторитет и силу Его имени. Церковь, которая имеет только формальное моление, или редкое моление никогда не объединит своих членов.

Так как молитва очень важна для расцвета церкви, Бог записал в Евангелии первые молитвенные собрания. Молитва является обязанностью каждого христианина, а общая молитва обязанность церкви. Пророк Самуил говорит: "и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой" (1 Цар. 12:23). На ниве Божией нам можно служить только тогда, когда мы пребываем постоянно в молитве. Моление является исключительной особенностью детей Божьих, так как только дети Божьи имеют доступ к Отцу Небесному, через Иисуса Христа. Молитва - необходимая часть служения каждого христианина, и каждый христианин нужен для исполнения молитвы. Молитва не привычка и не механическое действие, а работа верующего. Молитва требует дисциплину, труд, и веру. Христос оставил нам яркий пример молитвы. Перед крестными страданиями Он по обыкновению пошел на гору Елеонскую и, преклонив колена, молился. "И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лук. 22:44). Вот как Наш Спаситель молился - трудился. Без истинной и чистой молитвы, церковь не может исполнять волю Божию. Церкви не столько нужны финансовые ресурсы, новая методика, новейшее оборудование, интересные программы, сколько нужна искренняя и постоянная молитва, ибо без нее церковь не стоит, а ползет по земле. Молитва это дар и сила от Господа. Во время молитвы мы приносим Господу свое бремя и прошения, в раскаянии и благодарении мы обнажаем души наши пред Иисусом Христом. Молитва должна быть на первом месте в жизни каждого чада Божия.

IV. Члены здоровой церкви активно свидетельствуют.

Иисус приказывает нам быть активными свидетелями: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марка 16:15). Один благовестник сказал: "Церковь имеет много заданий, но одну миссию. Эта миссия провозглашает весть о том, что Иисус, Сын Божий, является нашим Спасителем, что мы спасены Божией милостью, и что Писание есть Слово Божие. Эта миссия меняет мир и жизнь человека. Свидетельство и проповедь нераздельны. Мы не можем выбирать либо проповедь, либо свидетельство. Как в проповеди, так и в свидетельстве должна проявляться активность, евангельская пассивность церкви является непослушанием Иисусу. Иисус дал нам приказ, и мы должны его исполнять. "...Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судья живых и мертвых" (Деяния 10:42). Мы свидетельствуем, что все написанное Библии об Иисусе есть истина, что Иисус - единственный наш Спаситель, и другого не было и ни будет. Один человек сказал: дай человеку доллар и обрадуешь его сердце, дай ему мечту и дашь надежду его сердцу, а если дашь ему Христа, то переменишь его сердце. Итак, как могут меняться сердца, если мы не будем благовествовать и возвещать Истину.

Мы должны проповедовать и свидетельствовать не для того, чтобы слушающие чувствовали себя виновными, но чтобы Слово Божие переродило их. Есть великая разница между свидетельством и проповедью. В оригинальном греческим языке, слово "проповедовать" означает провозглашать весть, объявить во всеуслышанье. Нашей проповедью мы должны заявлять всему миру, что Иисус спасает, во весь слух, с авторитетом говорить о милости Господней. Проповедь должна исполняться агрессивно, а свидетельство бывает менее агрессивно потому, что свидетельствовать - это просто говорить о том, что сам видел, слышал и испытал. Свидетельствовать о Христе - это говорить о том, что Христос умер за меня, спас меня и является единственным моим Спасителем.

Когда мы активно свидетельствуем, можно ожидать следующие реакции:

  1. насмешку,
  2. веру,
  3. медлительность.
Какая реакция была на проповедь Апостола Павла в ареопаге в Афинах? Писание говорит: "Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время... Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали" (Деяния 17:32,34). Однажды, на одном пароходе был пожар. Современного оборудования тогда еще не было, и матросы сообщали о пожаре, обегая все каюты. Некоторые пассажиры надсмеялись над матросами потому, что не поверили. Другие говорили матросам: "Известите, когда огонь приблизиться к нашей каюте" - промедлили. А остальные поверили, сели в лодки и спаслись. Мы не определяем, кто "войдет в лодку" и спасется. Бог определяет. Мы не спасаем людей, но от нас зависит, кому мы известим о "пожаре".

V. Здоровая церковь находится в постоянном росте, развитии как в глубину, так и в ширину.

Здоровая церковь производит плодовые ветви, которые протягиваются все дальше и дальше в мир и таким образом прибавляют верующих к Господу. Прекрасный пример находим в Деянии Апостолов, где написано: "Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин" (Деяния 5:14). Рост церкви начался с маленького ядра: 11 учеников с некоторыми женами, Мария, мать Иисуса, и братья Его (Деян. 1:13). Но уже вскоре количество членов увеличилось до 120 человек (Деян.1:16), затем до 3.000 (Деян. 2:41). Это значительный рост. Наилучший способ увеличения церкви является обращение неверующих, за счет этого число верующих увеличивалось ежедневно: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:47), и: "многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч" (Деян. 4:4). Вот вам и быстрый рост верующих.

У апостолов не было помощи извне, не было компьютеров, не было догматов или специальных методик, среди них не было людей со знатными титулами, а церковь росла и умножалась: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались" (Деян. 9:31). Бог показывает нам, что эта церковь постоянно росла. Слово "назидаясь" свидетельствует, что она росла в глубину, а слово "умножались" подтверждает, что она росла и в ширину. Нет никакого сомнения, что "рука Господня с ними" (Деян. 11:21), была потому, что церковь была построена на Слове Божием. Не мешает нам поразмыслить над следующей пословицей, применяя ее к своей церкви: не бойся медленного роста, только бойся на месте стоять. По книге Деяния Апостолов мы видим, что росту церкви способствовало следующее.

  1. Обязательность в деле. Они полностью отдавались распространению Евангелия. Они не боялись смерти (Деян.5:17,18) и смело проповедовали слово Божие (Деян. 4:29).
  2. Довольство в малом. Они не уделяли много времени и внимания материальным вещами, например: как бы добыть новую машину или более роскошный дом, микроволновку, добыть больше денег и т.д.
  3. Сочувствие делу и потерянным душам. Они испытывали глубокое сочувствие потерянным душам. Секрет их достижений заключался в энергии и энтузиазме в деле Божием. Один сенатор США сказал: "Оценка эффективности церкви определяется не количеством посещающих в воскресное утро, а тем, сколько работы исполняют члены, когда церковь пустая". Рост происходит от активного участия членов церкви в ежедневной работе на ниве Божией.

VI. Здоровая церковь создает убежище для своих членов.

Члены церкви Христовой посещают церковь, чтобы услышать проповеди, которые соответствуют полностью Слову Божьему, и которые могут спасти. Писание утверждает, что "...пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его" (Исаия 2:3). С уверенностью можно сказать, что церковь должна быть местом, где каждый может научиться путям Господним, потому что впоследствии "...каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14:12), и потому церковь обязана приготовить своих членов к Христианскому управлению.

Церковь должна быть местом, где члены могут утешиться и обновиться. "Утешайте, утешайте народ Мой" (Исаии 40:1), - говорит Господь и удостоверяет, что "...надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Исаии 40:31). Так как Господь знает, что мы нуждаемся в духовной пище, силе и покое, Он говорит: "Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: станем вместе на суд" (Исаии 41:1).

Несомненно, церковь является местом, где ее члены могут видеть и ощущать действия Святого Духа, могут прославлять и поклоняться Господу Богу всем существом своим: телом, сердцем, умом, и душой. Наш Отец Небесный говорит нам: "...вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6:20). Да, цена искупления нашего была велика, и потому Господь предупреждает нас, чтобы мы не уходили от Него, ибо "все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу" (Исаии 53:6), и просит нас быть внимательными. Это особенно касается руководителей: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28). Господь далее учит нас, как благословлять Бога и поклоняться Ему, говоря через Неемию: "И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли" (Неемии 8:5-7).