[Главная страница][Оглавление]

Петров Петр Александрович


НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ

ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН

(документы, комментарии)

Документ №1

Деяния Апостолов и другие Книги Нового Завета.

Деяния Апостолов, глава 2, стихи 40-41.

"И другими многими словами он [Петр] свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч".

Деяния Апостолов, глава 2, стихи 44-47.

"Все же верующие были вмести и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви".

Так образовалась Церковь Христова - Церковь Духовных Христиан. И тотчас началось преследование ее.

Деяния Апостолов, глава 4, стихи 1-3.

"Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра".

Деяния Апостолов, глава 7, стихи 55-60.

Не ограничиваясь заключением под стражу, противники Духовных Христиан прибегли к убийству:

"Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями; свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Прими дух мой. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: "Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил".

Деяния Апостолов, глава 8, стихи 1-4.

"Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово".

Деяния Апостолов, глава 9, стихи 1-2.

Но и в рассеянии преследования продолжались: "Савл же еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим".

Деяния Апостолов, глава 12, стихи 1-6.

"В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу".

Деяния Апостолов, глава 9, стих 21.

Несмотря на преследования и гонения, Духовные Христиане распространяли учение Христа все дальше и дальше по всему миру. Сам бывший гонитель Церкви Христовой Савл после встречи с воскресшим Иисусом Христом стал Апостолом Павлом и активным распространителем учения Христа среди язычников. "И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? Да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам".

Деяния Апостолов, глава 11, стихи 25-26.

"Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами".

Послание Апостола Павла к Галатам, глава 6, стих1.

Впоследствии Апостол Павел ввел название Духовные:
"Братья! Если и впадает человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости"

Деяния Апостолов, глава 5, стихи 1-4.

Вместе с внешними врагами большой вред Церкви Духовных Христиан стали приносить внутренние враги, проникшие в их среду: "Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу".

Действия внутренних врагов. Споры и разделения в среде Христиан. Гонения на Духовных Христиан.

"В те дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей" (Деян.6.1). Так был разрушен принцип "все общее". Появились люди, производящие споры о чем Апостол Павел писал: "Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов" (1 Коринф.1.12). Вслед за спорами возникли разделения, и Апостол Павел вынужден был предупредить Римскую церковь: "Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Римл.16.17-18). Таковые были и в Коринфской церкви, и Ап. Павел писал им: "Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения" (1 Коринф.11.18). Обличаемые Апостолами, такие люди не только не раскаялись, но восстали против Апостолов. В третьем Соборном Послании Апостол Иоанн писал: "Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников; они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога... Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви" (3 Иоанн.1.5-6, 9-10).

Так Духовные Христиане, борясь с внутренними врагами, и терпя гонения от внешних врагов, несли благую весть - Евангелие Христово по всему миру. Так принесли они благую весть и в Россию.

В России на Духовных Христиан обрушилась преследованием православная церковь. Измученные страданиями, Духовные Христиане в России предприняли попытку добиться разрешения на свободное исповедание своей веры у царствовавшего тогда Александра Павловича. Три старца: "Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда мещанин Петр Журавцов, Воронежской губернии, Новохоперского уезда, селения Макарова, Максим Лосев из селения Песков, Матвей Мотылев отправились в столицу с прошением к царю" (Т.М. Подковыров "Молитвенник и обряды Духовных Христиан").

Документ №2

Прошение старцев царю

(Т.М. Подковыров "Молитвенник и обряды Духовных Христиан".
Омск, типография "Иртыш", 1912.)

"Из древних лет, мы содержим в тайне сию секту истинной веры Духовных Христиан, называемую простонародно Молокан, изысканную предками, праотцами нашими, но мы веруем в Бога Отца и Вседержителя Творца и в Единородного Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего, и в Духа Животворящего, от Отца исходящего, о чем изъясняет нам Священное Писание, называемое Библией, которое было дано Самим Богом... Но ныне, Ваше Императорское Величество, побуждает нас время открыть Вашему Императорскому Величеству сию тайну, содержимую нами от многих лет, от царствования Великого Князя, великой и малой и белой России, Алексея Михайловича, даже до дней сих Вашего царствования, страха ради прежних Монархов, и страха ради градоначальников и земских исправников и дворянских и сельских заседателей, а кольми паче священного чина: приходских священников; как скоро где соберемся мы читать Священную книгу Библию и воздать славу Богу Небесному за житие Царя и за весь Августейший Его дом и за всех начальствующих, тотчас доносят священнику, и их причетники, где у кого найдут в доме, тотчас забирают, согласясь с начальством, влекут и бьют нещадно; заковывают в железо и в колоды и в наручны, сажают в тюрьмы и в остроги, приковывают к стенам на цепи без дневного пропитания. Закладывают в темные столбы; кого в крепостную работу; кого в рабочий дом без пропитания с ежедневным наказанием, а особенно господских людей, которые страдают, как в древности были мученики во дни Диоклетиана, царя греческого или Докия царя римского. Расселяют всюду все семейство: старых в ссылку, молодых в службу Вашего Величества, а малых детей в кантонисты, грудных младенцев отбирают от сосцов своих матерей и рассылают по своим экономиям, отдают в рабство всякому человеку, изнуряют тяжкими оброками, тяжелыми работами, жестокими наказаниями и многими болезнями, страдают , скорбят теснотами".

После издания указа о свободе вероисповедания Духовных Христиан Молокан положение их несколько улучшилось. Однако, местные власти и священники во многих местах России продолжали притеснять их. Со времени издания царского указа прошло сто лет, и в селении Воронцовка, Тифлисской губернии, Борчалинского уезда, собрался первый Всероссийский Съезд Духовных Христиан (Молокан). Состоялся он 22-го Июля 1905 года.

Документ №3

Отчет Всероссийского съезда Духовных Христиан

(Молокан), состоявшегося 22-го Июля 1905 года.

г. Тифлис 1907 г.

Глава 7-я. "Общая характеристика праздника".

"Общий характер всех речей и проповедей, произнесенных на празднике нашими почтенными старцами и братьями, выразился в следующем: представители общин, Воронцовской - Антон Иванович Метелкин, Бакинской - Николай Михайлович Кащеев, Астраханской (Бакин. губ.) - Гавриил Алексеевич Калмыков, Тифлисской - Михаил Петрович Лезин и другие, говоря вообще о покаянии, святой, благочестивой и добродетельной жизни,... особенно настаивали в своих речах на точном исполнении всех внешних религиозных обрядов, как то: о девятикратном коленопреклонном молении в собраниях, (церквах), о мирствовании или лобзании, о молитвах и поминовении умерших, о вставании при входе братьев и сестер в собрании и т.д. Между тем, как представители других общин: Бакинской - Иван Федосеевич Колесников, Тифлисской - Андрей Васильевич Лоскутов, Иван Герасимович Водопьянов, М.И. Блеткин, Воронцовской - С.К. Жабин и С.А. Королев, Карсинской - Т.З. Ватолин, С.А. Щетинин, Владикавказской - А.К. Гаврин, Р.И. Понкратов и И.Н. Лышков и другие, - вовсе не касались в своих речах о внешних обрядах религии, а главным образом настаивали на духовном процветании общин, на возрастании в любви и общительности друг к другу, на необходимости как духовного, так и светского образования".

Документ №4

Публикации Н.Ф. Кудинова о Первом Всероссийском

Съезде Духовных Христиан (Молокан).

Как это происходило, свидетельствует Н.Ф. Кудинов. "Во время обеда Н.М. Кащеев, в своей проповеди доказывал о необходимости держаться старых обрядов, соблюдать девятикратное коленопреклонение, исполнять обряд целования, постилать ковер во время молитвы. Свои доказательства он основывал на том, что это-де установлено предками. И хотя не подтвердил свои доводы Св. Писанием, однако, это ему не помешало говорить целый час. В молоканстве, за последнее время идет усиленная работа, направленная к отмене видимых постановлений, как было завещано предками, но старцы, из боязни потерять свой престиж, не допускают реформ. Во внутренних губерниях России и в Таврии давно реформирован строй молоканского богослужения, но на Кавказе молокане держатся старины". "После беседы Кащеева выступил с проповедью М.И. Пегарев из Тифлиса. Как честно относящийся к делу Божию, он в горячих выражениях начал опровергать доводы Кащеева, в чем и успел".

Из этих документов видно, что на съезде шла борьба между Духовными Христианами и людьми, которые стремились засорить высокое учение видимыми обрядами, установлениями человеческими и всякими правилами не по Слову Божию. Люди эти применяли те же методы, о которых писал Апостол Иоанн в 3-м послании, стихи 9-10. Так, Н.Ф. Кудинов в документе №4 свидетельствует: "Старцы Н.М. Кащеев, М.П. Лезин : старались устранить меня от участия в съезде: Молодые братья единодушно высказались за необходимость допустить меня до участия в съезде. Лишь Николай и Ефрем Кащеевы упорствовали в этом, но их упорство было сломлено, так как Ефрему Кащееву была поставлена на вид его жизнь".

Документ №5

Журналы "Духовный Христианин" и

Вестник Духовных Христиан - Молокан"

"Благодаря первому съезду, в нашем молоканском мире появились на свет Божий два ежемесячных журнала: 1-й "Духовный Христианин" под редакцией А.С. Проханова и 2-й "Вестник Духовных Христиан - Молокан" под редакцией Н.Ф. Кудинова, а 2- го сентября 1905 г. состоялся второй всероссийский съезд в сел. Астраханка Таврической губернии" (ныне Запорожская область Украины). К сожалению, никаких документов о втором съезде я не имею.

Что касается журналов, то редактор одного А.С. Проханов, вскоре после революции, по свидетельству его брата И.С. Проханова, основателя течения Евангельских христиан, присоединился к нему, и издание журнала "Духовный Христианин" прекратилось ("И.С. Проханов, "Автобиография", Всемирный Союз Евангельских Христиан. Чикаго, 1992 г.). Журнал "Вестник Духовных Христиан - Молокан" издавался Н.Ф. Кудиновым до начала гонений на религию в начале 1929 года.

На внутренней стороне обложки журнала "Вестник Духовных Христиан - Молокан" было напечатано: "Журнал "Вестник Духовных Христиан - Молокан" есть единственный народный свободомыслящий религиозный орган в СССР. В то время как журналы всех религий, исповеданий и сект, существующих в СССР, ведут борьбу против свободной мысли, независимости духа и движения человечества вперед, - наш журнал, наоборот, ставит разработку вопросов духа и жизни на почву свободной мысли. Каждый читатель имеет право высказывать на гостеприимных страницах журнала совершенно свободно свои мысли по самым разнообразным вопросам: религиозным, философским, нравственным, экономическим, общественным, литературным и научным. Только путем свободного обсуждения может выясняться истина!

Все религии, вероисповедания и секты являлись и являются, в большинстве случаев, противниками свободы слова, так как в них воспрещается мыслить согласно голосу собственной, личной совести и разума и строжайше предписывается подчиняться обязательным и будто бы непогрешимым догматам, символам веры и вероучениям, составленным на соборах, съездах, в церквах и общинах; всякий, дерзающий внимать голосу собственной совести и разума и указывать на ошибочность догматов, немедленно отлучается от братского общения и предается "анафеме".

Драгоценная независимость духа и мысли может существовать только среди свободомыслящих христиан, где в основу жизни положена на первых план любовь, а не верования и понимания, и где движение вперед к бесконечному совершенству духа не тормозится никакими наемными жрецами, голос истины не заглушается никакими соборными символами веры и перед каждым стремящимся лежит свободный путь к лучезарным горизонтам бесконечной истины, к вольным берегам воды живой и вечной, для поклонения Отцу в духе и истине" (Вестник Духовных Христиан - Молокан №1-2 за 1924г. и №6 за 1926 г.).

Документ №6

Журнал "Добрый домостроитель благодати"

Это заявление редакции журнала "Вестник Духовных Христиан - Молокан", наших "предков", ибо редактор журнала Николай Федорович Кудинов уже давно отошел в вечность, весьма созвучен с заявлением редакции журнала "Добрый домостроитель благодати" №10, январь 1998 г., страница 1.

"Наш журнал свободен для выражения мнений по любому духовному вопросу. Мы не отбираем статьи по своему убеждению и если мы печатаем материал, это вовсе не означает, что мы во всем согласны с автором. Но нельзя упускать из виду, что редактор разделяет с автором ответственность за публикуемый материал. Поэтому просим вас, старайтесь присылать материал свободный от гордости, сварливости и любви к словопрениям.

Братья и сестры! Апостол Петр пишет: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петра 3.15). Когда во исполнение этих слов мы пишем в журнал, необходимо отличать стремление поделиться познанием Слова, от любви к словопрениям, от желания похвалиться или возвыситься знанием. Тогда статьи наши, проникнутые благоговейным трепетом пред бездной богатства премудрости и ведения Божия, проникнутые осознанием ничтожности наших знаний в сравнении с Премудростью, не будут соблазном для неутвержденных, даже если мы в чем-то ошибаемся."

Документ №7

Журнал Миссионерского союза "СВЕТ НА ВОСТОКЕ"

В последнее время духовные журналы других конфессий тоже стали ставить разработку вопросов духа и жизни на почву свободной мысли, о чем свидетельствует то, что даже на одной странице в них не боятся приводить почти противоположные мнения. Для примера мы приводим статью из журнала "СВЕТ НА ВОСТОКЕ" 1/1997(115) об одежде христиан на богослужении.

НАРЯДНО ОДЕТЫМ НА БОГОСЛУЖЕНИЕ?

30 лет назад придерживались правила приходить на богослужение празднично одетыми. Об этом сегодня не может быть и речи. Нередко люди приходят в церковь в повседневной одежде. Однако во многих местах наблюдается тенденция к возвращению прежней традиции.

За

Да, если есть возможность! Я стараюсь в своей жизни отдать Господу лучшее. И если у меня есть красивый костюм, почему я не могу одеть его на богослужение? Хотелось бы избежать недоразумений: естественно, я знаю, что для Господа важно состояние нашего сердца, а не во что мы одеты. Важно, что человек вообще пришел на богослужение, а не то, в чем он пришел. Не ратую я и за то, чтобы не наряды тратили большие деньги. Последние очень нужны для миссионерской работы.

На богослужение христианин должен одеваться так же, как и для торжественных случаев жизни. Не должно создаваться впечатление, что христианину его торжества важнее. Гораздо важнее - богослужение в присутствии Господа всего мира и моей личной жизни. Да и миру мы своей аккуратностью и праздничной одеждой показываем, что для нас, христиан, богослужение означает что-то особо важное. Я радуюсь тому, что в этом направлении намечается перелом: все большее число христиан при посещении богослужений переходит от повседневной одежды к праздничной. И мужчины в последнее время не уступают в этом отношении женщинам.

Я сам в христианские праздники, например в Рождество, надеваю свой лучший костюм и галстук, потому что в праздник в честь Господа я чувствую в этом необходимость .

Манфред СЕВЕРИН

Против

Нет, прийти в собрание празднично одетыми - не обязательно. На воскресное служение вовсе не надо приходить в праздничной одежде. В этом лишний раз выражается убежденность: к Богу может прийти любой таким, какой он есть. Это относится ко всякому человека, каким бы большим грешником он ни был. Внешний вид в принципе зеркально отражает наш образ жизни. Главное - не делать из собрания показа мод, не желать произвести впечатление на других своей одеждой, стараясь быть замеченным. Важно, что Бог смотрит на внешность, а на сердце человека. И христиане не должны возноситься, надевая на богослужения особую одежду. В христианстве речь идет не о том, чтобы быть нарядно одетым один день в неделе, а о том, чтобы быть христианином от воскресения до воскресения.

В особые случаи, как, например, Рождество, Пасха, бракосочетание, молодые люди, как и пожилые, надевают праздничные одежды, но не потому, что от них требуется, а потому, что это им свойственно. Разумеется, мы придаем особое значение стилю и приличию одежды для служителей церкви (пастора, участников хора и так далее). Ни один посетитель не должен преткнуться из-за одежды христиан.

Пастор Руди ПИНКЕ

Документ №8

Журнал "Весть"

"Теперь поговорим о проблемах, возникших в нашем вероисповедании. Просмотрите или прочитайте журнал "Добрый домостроитель", ранее называвшийся "Слово веры". Несмотря на то, что на его обложке написано "Журнал Духовных Христиан молокан", он вносит разномыслие и непонятие среди общин. Просмотрите журналы других конфессий - найдешь ли в журнале баптистов статью, написанную против водного крещения? Нет! А у нас что получается? В одном и том же журнале один пишет молиться за умерших, другой - нет" (стр.17).

"Мы просим Петрова Сергея и Тикунова Виктора Васильевича, мы не запрещаем, а просим: в журналах Духовных Христиан молокан "Добрый домостроитель" и "Млечный путь" печатайте статьи, укрепляющие наше учение. Если вы хотите оставить на обложках своих журналов звание Духовные Христиане, то, прежде чем печатать, статьи присылайте в Союз ДХМ для проверки и утверждения, а если вы не согласны в данным решением, то печатайте под любым именем, но не под званием Духовных Христиан и не рассылайте по общинам ДХМ".

Как видно из документов №5 и №6, цели и направление журналов "Вестник Духовных Христиан - Молокан" и "Добрый домостроитель благодати" совпадают. Так почему же в документе №8 "Весть" №1, ноябрь 1997 г., стр. 18 требуется "печатать под любым именем, но не под званием Духовных Христиан"?

Если в документе №1 Апостолы сочли возможным писать о различных мнениях, то почему теперь публикация статей с различными понятиями молитвы за умерших "вносит разномыслие и непонятие"? (Весть №1, ноябрь 1997 г., стр. 17). Впрочем, если "предки" сами не принимали Апостолов и запрещали другим принимать их (3 Иоанн.1.5-6,9-10), то и потомки их поступают так же: "Проповедника, не признающего нашего учения и проповедующего вопреки ему, будь он или она хоть с Америки, Англии, Австралии и т.д. не принимайте" (Весть №1, ноябрь 1997 г., стр. 19). Однако, как с уверенностью писал Апостол Павел: "ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Римл.8.38-39).


г. Воронеж.

[Главная страница][Оглавление]

5 окт 2010 амортизаторы Киев Bilstain амортизаторы Киев TOKICO - тут
Хостинг от uCoz
[AD]