[Главная страница][Оглавление]

ТРИ ПРИТЧИ ХРИСТА

(О пропавшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне).

Ев. Луки 15 глава.

Книжники и фарисеи всегда роптали на Христа потому, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. На этот ропот Христос ответил им тремя притчами: о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. В каждой из этих притчей имеется особый смысл, но все они сводятся к одному: "Я пришел взыскать и спасти погибшее", "ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Иоанн. 12.47). Фарисеи только тем и занимались, что судили других, осуждали они и Христа за то, что Он ест и пьет с грешниками и мытарями. Христос говорит: "Я не за тем пришел, чтобы судить, а затем, чтобы спасать".

В этих трех притчах [Христос] говорит о трех степенях отпадения человека от Бога. Заблудшая овца означает человека, стоящего на низкой ступени умственного развития, непонимающего той опасности, какая ему угрожает, когда он отобьется от общины верующих, как овца от стада. Отпадение овцы от стада бывает в поисках лучшего корма и, как сказано, по [причине] ее неразвитости, так и отпадение человека от Бога и от общества верующих часто [бывает] по причине неудовлетворенности жизнью, в поисках лучшей жизни, более сытой и богатой. При этом человек забывает, что заблудившейся овце, отбившейся от своего стада, грозит опасность быть растерзанной зверем, так и человеку очень часто приходится наталкиваться на опасности, когда он хочет обогатиться. Вот что говорит апостол Павел в своем послании к Тимофею: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1 Тимофею 6.6-10). Вот таких людей, как заблудившихся овец, Христос пришел спасти, с такими людьми Христос любил беседовать, разъяснять им их заблуждения, отвлекая их от греха. Книжники и фарисеи любили только спорить со Христом и выставлять себя пред Ним праведниками, а Христос не мог терпеть их самовосхваления, обличал их всегда. [Он] сравнивал молитву фарисея с молитвою мытаря и находил, что молитва грешника мытаря хотя и много короче молитвы фарисея, но она чище и откровенней.

Спасение грешников будет сопряжено с большими трудами, особенно таких, которые, как овца, уходят из-под Его бдительного надзора, считаясь верующими, стремятся к обогащению, но и такие грешники были спасаемы Христом. Посмотрите на Закхея; ведь этот человек был очень богатый, а между тем, мы видим этого малого ростом человека в числе спасенных. Почему же это так случилось? Потому что Закхей, хотя и заблудился, отошел от братьев бедных, которых обижал, но всегда думал: прав ли я в том, что так разбогател и что богатство мое неверно нажито? С такими вопросами он, наверно, неоднократно обращался к фарисеям. Но фарисеи не могли дать ему хорошего совета: продать все и раздать нищим; они разве могли ему посоветовать побольше им уделять. Не получивши ответа от фарисеев, Закхей стал искать случая увидеть Иисуса и рассказать ему боль своего сердца. Как нам известно, встреча у него с Иисусом состоялась, хотя при некоторой странности обстановки. Результат этой встречи таков: Закхей решил вчетверо заплатить тем, кого он обидел и продать половину имения и раздать нищим. Вот первая овца, найденная Христом. И таких овец была не одна. При апостолах их было тысячи. Раньше, когда был ветхий завет, такие овцы не считались даже заблудшими, их никто не искал. Правда, были случаи, когда отыскивали таких заблудших овец, но уже мертвых и растерзанных. "Отыщите эту проклятую", - это говорится о Иезавели, жене Ахава, которая гнала пророков Божиих. И когда нашли ее, то там уже ничего не было, кроме черепа, ног и кистей рук. Но таких заблудших, которые уже растерзаны зверем за их беззакония, искать не стоит. Христос ищет таких овец, которые, хотя и отбились от стада, но еще не совсем погибли в своем богатстве и других пороках.

Так не будем, подобно овце, заблуждаться в нашей жизни, не будем искать богатства и наслаждений, а будем совместно пастись на злачных пажитях учения нашего Господа Иисуса Христа, в мире и любви ко всем людям, чтобы было едино стадо и Един Пастырь, не так, как фарисеи, которые других учили, а сами перстом ничего не хотели делать для блага народного, возлагая на других все бремя труда.

Вторая притча, о потерянной драхме, говорит о другом. В этой притче Христос хочет указать церкви на ее небрежное отношение к тем драгоценным драхмам, которые составляют ее богатство, и на сор, имеющийся в большом изобилии в помещении, в котором затерялась драхма. А сколько этого сора в христианских церквах, и сколько в нем затерялось самых лучших членов церкви? Женщина - это церковь, а драхма - это члены церкви; сор - это ложные учения, ссоры, вражда, ненависть. В этом сору теряются лучшие люди, они смешиваются с этим сором, и очень часто вместе с ним выбрасываются вон из церкви. Но драхма остается драхмою, цена ее не уменьшается оттого, что она будет найдена вне церкви, она также может быть пущена в оборот, и нашедшие ее будут извлекать из ней пользу. Православие вместе с другим сором выбросило из своей церкви такую драхму, как Л.Н. Толстой, после она хватилась отыскать эту драхму, да поздно. Архиереи православные хотели обогатиться за счет этой драхмы, они перед самой смертью хотели вернуть Л.Н. Толстого в лоно православия, но он почел за лучшее быть ценной драхмой для всего мира, а не для православия. Я знаю, как православные архиереи добивались, чтобы Лев Николаевич отказался от своих убеждений и признал бы православие за свою духовную мать, как они торжественно давали обещание молиться за него, замолить его грехи, но он был непреклонен, не захотел возвращаться в тот сор, из которого вышел. [Здесь статья сокращена].

Сия притча учит многому и полезна для всех объединений, которые должны тщательно смотреть за чистотой своих общин, чтобы в них не было сора: ссор, вражды, ненависти, клеветы и т.п., но чтобы всегда была нравственная чистота, братское любовное отношение друг к другу, и чтобы общины осторожней относились к тем драгоценным драхмам, которые составляют богатство общины, не выбрасывали бы их вместе с сором, доводя общину до полного духовного обнищания, как это часто бывает среди наших духовно-христианских общий: лучших людей выбросят из общины, а когда явится какая-либо нужда в них, приходится их искать.

Третья притча рисует нам особую картину, на которой изображается жизнь вполне разумного человека, достигшего полного возраста, имеющего полное право гражданства, человека, который хочет сам самостоятельно вести свою жизнь, но который не вполне научен этой жизнью, не знает окружающей среды, не имеет нужного опыта в управлении хозяйством, а самое главное - имеет слабости и греховные наклонности, которые и погубили его, довели до полной нищеты и до положения пастуха свиней.

Богатство человека, которое он получает, это: смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сирах. 17.5-6). Человек исполнен проницательностью разума и знает добро и зло; каждому человеку известно, что он должен остерегаться всякой неправды и иметь обязанности пред другими. Спаситель в этой притче имел в виду, наверно, таких людей, которые получают это богатство [и] вместо того, чтобы приносить пользу другим, непроизводительно расточили его. Вот что говорит Спаситель в этой притче:

"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче, дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно". Такая ненормальная жизнь приводит его к обнищанию, и во время голода он начал нуждаться и был вынужден наняться к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Положение критическое, выхода нет. Единственный, [пожалуй,] выход - это возвратиться к отцу, у которого имеются наемники. Но как это сделать? Прийти к нему в таком виде - ведь это ужасно. Думать о получении прав сына - немыслимо. Что же остается? Одно. Пойти к отцу и всецело положиться на его милость, сказать ему, чтобы он принял его не как сына, а как наемника - лишь бы не умереть от голода; сыном он уже не мог называться. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Он хотел продолжать дальше, как он решал: прими меня в число наемников твоих, но отец не дал ему договорить этих слов, тотчас же распорядился принести лучшую одежду, чтобы одеть сына, [дать] перстень на руку его и обувь на ноги. Отец не хочет, чтобы сын у него был в наемниках, он хочет снова восстановить сына во всех правах. И чтобы отметить это свое решение, он делает пир для всех друзей, на котором он засвидетельствовал: "...ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся". Под этим сыном Спаситель разумел всех мытарей и грешников, которые ушли из родительского дома, может быть потому, что им нельзя было жить вместе со старшим братом - с книжниками и фарисеями, которые требовали от этих меньших братьев непосильной для них работы, возлагали на них исполнение всех обрядовых законов, заставляли их служить себе. Спаситель часто упрекал книжников и фарисеев, говоря: горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры, что вы поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь; горе вам, вожди слепые, и т.д. Старший сын был из числа этих книжников и фарисеев, ибо он на зов отца прийти и повеселиться с друзьями по поводу благополучного возвращения сына ответил дерзким отказом: сколько времени я с тобою, служу тебе и никогда не преступал заповеди твоей, но ты не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими. И не пошел. При этом оскорбил брата своего, назвав его расточителем и блудником.

Так поступали книжники и фарисеи на всем протяжении истории с меньшими братьями, так поступают они и теперь. Они нисколько не заботятся о меньших братьях, они думают только о себе, чтобы им только жилось хорошо, чтобы только они пользовались всеми благами жизни, и чтобы все на них работали. И у нас, братья, есть эти книжники, фарисеи и лицемеры которые сами ничего не хотят делать, а на других возлагают тяжелое бремя труда.

Есть у нас много различных толкований на эту притчу, но нам нужно ближе держаться такому толкованию этой притчи, какое придавал ей наш Спаситель. Он хотел обличить книжников и фарисеев в их лицемерии, и этой притчей Он достиг цели, они ничего не могли возразить Ему на все эти три притчи, они были бессильны опровергнуть их ясность и правдивость. Они поняли, что когда-то, может быть, в очень отдаленное время, эти забитые, измученные люди освободятся от их опеки, свергнут с себя бремя непосильного труда, будут признаны за родных детей Отцом небесным, получат все права гражданства, а главное, люди эти прозреют и увидят своих вождей, что они слепы, что они уже не будут кх больше водить по дебрям заблуждения и фанатизма, ибо слепые оба упадут в яму.

Пусть Господь избавит нас от таких вождей и укажет нам тот путь, по которому Он Сам прошел.


Из письма И.А. Аристова. Журчал "Вестник Духовных Христиан Молокан" №8 Август 1928 год (печатается с сокращением).

[Главная страница][Оглавление]

затирочные машины
Хостинг от uCoz
[AD]