[Главная страница][Оглавление]

Из книги И. М. Анфимова "Изложение догматов и молитвенник".


Глава V. О сотворении человека.

"Бог сотворил человека для нетления, и
соделал его образом вечного бытия Своего".
(Премудр.2.23)

"Господь создал человека из земли... определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что на ней. По природе их, облек их силою и сотворил их по образу Своему, и вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они Святое имя Его и возвещают о величии дел Его" (Сирах.17.1-8). Сими словами выясняется во всем величии цель творения человека и его преимущества. "Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефес.2.10). И "восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иаков. 1. 18). Для этой цели первым людям Господь "приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои" (Сирах.17.9-10). "Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточествующая сила была приписываема Богу, а не нам" (2 Коринф.4.7), "и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1 Коринф. 15.49).

15. О образе и подобии Божием в человеке.

"Не говорите лжи друг другу, совлекшись
ветхого человека с делами его и облекшись в
нового, который обновляется в познании,
по образу Создавшего его".
(Колос.3.9-10).

Первый человек был сотворен по образу и подобию Божию (Быт 1.26, Премуд.2.23, Иаков.3.9, Сирах.17.3), чтобы он был вечным образом бытия Божия (Премуд.2.23), посему и "созданного по Богу в праведности и святости истины" (Ефес.4.24, Колос.3.10, 2 Коринф.3.18), ""по образу Создавшего его" (Колос.3.10, Ефес.4.24). Образ и подобие Божие заключаем не во внешнем виде человека, но во внутренних его свойствах. Так как Господь свят (Левит.21.8, Пс.21.4, Ис.43.3, Деян.3.14) и праведен в истине (Второз.32.4, Откр.15,3), то и человек творился "по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес.4.24, Колос.3.10), чтобы "служить Ему в святости и правде пред Ним" (Лук.1.75). Подобно же тому, как Бог свободен в Своих действиях, так и человека, в подобие Себе, Он творит свободным в его действиях (Сирах.17.1-10, Римл.6.23, 2 Коринф.3.17, Галат.4.31, Галат.5.15).

Бог есть Дух (Иоанн.4.24, 2 Коринф.3.17), следовательно и образ Божий в человеке должен быть духовный или небесный (Римл.8.29, 1 Коринф. 15.49), посему образ Божий в первом человеке состоял в следующем:

а) Бог, будучи существом самостоятельным (Рим.11.33-36, Ис.40.13-14), вдувает и в человека самостоятельное дыхание жизни (Иов.33.4, Ис.42.5, Деян.17.25), то есть дух (Лук.24.39, Еккл.12.7) независимый от тела (Быт.2.7, Пс.15,9-10,Премуд.9.15, Матф.10.28, 1 Коринф.2.12);

б) Бог, будучи существом невещественным, дает человеку дух невещественный (Лук.24.39), ибо "мы приняли Духа усыновления... Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий" (Римл.8.16, 1 Коринф.2.11). Свидетельство это каждый верующий имеет в самом себе (1 Иоанн.5.10), и его никто не знает, кроме того, кто получает (Откр.2.17);

в) Бог, будучи существом свободным, творит и в человеке дух свободный, ибо "Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его" (Сирах.15.14-17), дабы дать ему свободный выбор между добром и злом (Второз.30.15), жизнью и смертью (Сирах.15.17, 3 Ездры 7.59, Иоанн.12.25), благословением и проклятием (Второз.30.19), служением Богу или мамоне (Иисус Нав.24.15, Матф.6.24);

г) Бог, будучи существом бессмертным (1 Тимоф.6.16), соделал и дух человека бессмертным (Быт.47.9, Евр.11.13-16, Притчи 5.15, 2 Коринф.5.1). Впоследствии чрез преступление человека и падение его образ Божий был утрачен им и восстановлен Христом (Римл.8.29, Лук.1.16-17), о чем мы скажем ниже.

16. О падении человека.

"С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь
- и побежден был; так и все, от него происшедшие:
осталось немощь и закон в сердце народа с корнем
зла, и отступило доброе и осталось злое".
(3 Ездры 3,21-22).

По сотворении человека "Бог поселил его в саду Едемском" (Быт.2.15), "и ввел его в рай" (3 Ездр.3.6). "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2.16-17). Древо познания добра и зла подобно древу жизни (Притч.3.18, 11.30, 15.4, 3 Ездр.2.12, Откр.2.7) признаем не буквальное древо, - ибо Господь произрастил "всякое древо, приятное на вид и хорошее для пищи" (Быт.2.9), - а нравственный закон Божий (Сирах.17.12, 3 Ездр.3.7, 2 Коринф.11.3). До сих пор первые люди, повинуясь Господу, вкушали от древа жизни, а нарушив заповедь, вкусили и от древа зла, узнав, какое есть зло неповиновения (Притч 18.22, Римл.6.22- 23).

Дав заповедь Адаму и повелев ему хранить ее (3 Ездр.3.7), Господь вместе с сим "и оставил его в руке произволения его" (Сирах.15.14). Но "завистью диавола" (Прем.2.23), "уклонившись от про- стоты" (2 Коринф.11.3), "с сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь" (3 Ездр.3.21), вкусив от древа познания добра и зла (Быт 2.9, 3.6). Когда первые люди увидели, что древо "хорошо для пищи", то ими овладела "похоть плоти"; увидевши, что оно "приятно для глаз", - ими возобладала "похоть очей", а пожелавши чрез вкушение стать "как боги", допустили в сердце "гордость житейскую" (Быт.3.6, 1 Иоанн.2.16), которая есть "начало греху" и "удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его" (Сирах.Ю.14-15), а удаляющиеся от Господа гибнут (Пс.72.27). Таким образом, "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Иоанн.2.16) первых прародителей привела их к гибели, то есть к смерти, потому что "похоть зачавши рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иаков.1.14-15, Римл.5,12,17), "ибо возмездие за грех-смерть" (Римл.6.22-23).

Под смертью первых людей мы разумеем:

а) расторжение религии, то есть, союза с Богом, ибо до сего времени Адам имел непосредственные сношения с Богом (Быт.2.10), а за преступление был изгнан (Быт.3.23-24), ибо у Господа только "с праведными общение" (Притч.3.32, Ис.57.15). Общение это восстановлено только Христом (1 Иоанн.1.3, 1 Коринф.1.9);

б)помрачение разума первого человека, когда он, услышав голос Господа Бога, хотел укрыться от Бога межцу деревьями (Быт.3.8), "будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией" (Ефес.4.18), ибо "бог века сего ослепил умы" (2 Коринф.4.4), "и омрачилось несмысленное их сердце" (Римл.1.21);

в)потеря чистоты сердечной, - ибо после падения их "открылись глаза" у них, и увидели они, что стали "наги" (Быт.3.8, 2 Коринф.5.3, Откр.3.17), уклонившись от простоты в Господе (2 Коринф.11.3), ибо только "блаженны чистые сердцем" (Матф.5.8, 3 Царств.9.4, Пс.77.72), и "кто любит чистоту сердца" (Притчи 22.11) и хранит Слово Божие в добром и чистом сердце (Лук.8.15);

г)извращение воли от добра ко злу, - ибо "осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе и осталось злое" (3 Ездр.3.22). После падения Адам вместо прежней сыновней любви и доверчивости к Богу почувствовал страх (Быт.3.8-10, Откр.6.15-16) и вместо чистосердечного раскаяния принес лукавое оправдание (Быт.3.11-13, Римл.7.13-25, 3 Еэдр.3.21);

д)потеря нетления (Прем.2.23), а вместо него получение труда, скорби и болезни (3 Ездр.7.11- 12, Иов.14,1).

Вместе с Адамом совершилось и наше падение (3 Ездр.7.48, Римл.5.12), ибо в Адаме "все согрешили и лишены славы Божией" (Римл.3.23), став "по природе чадами гнева" (Ефес.2.2, 4.26- 27, Пс.4.5), как Адам, так "и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа" (3 Ездр.3.7), получив за это смерть (Римл.5.12, 1 Коринф.15.21, 3 Ездр.3.7), и теперь "в Адаме все умирают" (1 Коринф.15.21). "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл.5.12).

17. О восстановлении образа Божьего
в падшем человеке.

"И предъидет пред Ним в духе и силе Илии,
чтобы возвратить сердца отцов детям,
и непокоривым образ мыслей праведников,
дабы представить Господу народ приготовленный".
(Лук. 1.17).

"Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем.2.23-24), ибо согласно приговора Божия, первым умер Адам (Быт.2.16-17), а за ним и весь род человеческий (3 Ездр.3.7, Римл.5.12-19, 1 Коринф.15.21). Потомки Адама, сделавшись "по природе чадами гнева" (Ефес.2.2, 4,26-27, Пс.4.5), "были мертвы во грехах" (Колос.2.13, Ефес.2,1, Ис.26.19, Иезек.37.11), ибо "все согрешили" и чрез это стали "лишены славы Божией" (Римл.3.23,Пс,13.1-3), "не имея Бога в разуме" (Римл.1.28).

Изгнав Адама из рая. Господь, по Своей великой милости, дал Адаму надежду (Быт.3.15, 3 Ездр.7.50), а потомкам его упование о будущем примирении людей с Богом (Быт.49.10, Притч.16.7, Ис.ЗЗгл), воскресении мертвых (Иов.19.25-27, Премудр.3.1-4, 3 Ездр.7.49), бессмертии (Премудр.12.1, 2 Макк.7.23) и нетлении, пребывании в раю и вкушении плодов от древа жизни (3 Ездр.7.53, 8.52, Иезек.47.12) и уничтожении смерти (Ис.25.8, Ос.13.14).

Все сие исполнилось с пришествием Христа, Который примиряет мир с Богом, не вменяя людям преступлений их (Римл.5.10, 2 Ко-ринф.5.19, Ефес.2.16, Колос.1.20), уничтожает смерть (Откр.21.4, Евр.2.14, 1 Коринф. 15.33), воскрешает мертвых (Иоанн.11.25, 1 Коринф.15.22, Ефес.2.5-6, Колос.2.12-13), дает нетление (3 Ездр.7.43, 1 Коринф.15.52-53, Римл.8.21, 2 Тимоф.1.10) и бессмертие (Иоанн.5.24, Откр.20.6) и открывает доступ в рай и дает вкушать плоды от древа жизни (Евр.12.22-24, 3 Ездр.7.53, Откр.2.17). Кроме сего Христос восстанавливает лишенную славу Божию в людях" (Римл.3.23, Пс.13.1-3), ибо Господь верующим во Христа "предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Римл.8.21, Колос.1.15), "и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес.4.24, Колос.3.10), "который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Колос.3.10, Ефес.4.24), чтобы "служить Ему в святости и правде пред Ним" (Лук.1.75). "Посему мы не унываем, но если внешний наш человек" (Адам - плоть. Ефес.4.22, 1 Коринф.15.45-47) и тлеет (умерщвление плоти духом. Римл.8.13, Колос.3.5), то внутренний (Христос - дух. Ефес.3.7, 1 Коринф.15.45-47) со дня на день обновляется (возрождение во Христе. Ефес.4.13, Колос.3.10), - пишет ап. Павел (2 Коринф.4.16, Ефес.4.22, Колос.3.9).

По возрождении человека во Иисусе Христе (Иоанн.1.12-13, 3.5, Иаков.1.18, 1 Петра 1.3-4, 24) и восстановлении его в Господе (Ис.40.31, Ефес.4.23, Римл.12.2,6, 2 Коринф-4.16), он должен "обновиться духом ума" (Пс.50.12, Ефес.4.23, Ис.40.31, Римл.12.2) и "отложить прежний образ жизни ветхого человека" (Ефес.4.23, то есть Адама) "с делами его и облекшись в нового (то есть Христа), который обновляется по образу Создавшего его" (Колос.3.10). Посему "как мы носили образ перстного (1 Коринф. 15.47-49, то есть Адама), будем носить и образ небесного" (Христа. 1 Коринф.15.49). "Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" (Колос.3.12), "ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса"; "все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Галат.3.26-27, Римл.6.3-11, Колос.2.11-12). "Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Коринф.3.18), находя во Христе (Колос.1.12-23,Филипп.3.8-11) потерянную в Адаме (Премудр.2.23-24, Римл.3.23) вечную славу (2Коринф.4.17).


От редакции: Сохранен стиль изложения редакции (Тифлис 1912 г.). Некоторые цитаты из Библии были поправлены по тексту Библии.

[Главная страница][Оглавление]

прикольные фото и картинки . Расчет столешницы из искусственного камня. Corian в столешницах из искусственного камня в Ясенево..
Хостинг от uCoz