[Главная страница][Оглавление]

Учительные псалмы.

Слагая священные песнопения, псалмопевцы заглядывают не только внутрь собственного сердца, но и обозревают жизнь окружающих людей. В своих размышлениях псалмопевцы возвышаются до проповеднического пафоса и выступают как учителя высокой мудрости. "Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,- и простые и знатные, богатый, равно как и бедный, - вдохновенно призывает древний гимнотворец. - Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего - знание" (Пс.48.2-4). Учение, которое предлагает Богобоязненный праведник не есть плод поверхностного человеческого измышления. Он долго вынашивал это знание в глубинах сердца, присматриваясь к жизни разнохарактерных людей. Он провозглашает Божье откровение миру, данное ему свыше. В поле зрения псалмопевца вечное и временное, добро и зло, свет и тьма, Божье и человеческое. Он резко осуждает людей, живущих приземленными интересами и забывающих о Божественном предназначении человека: "В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его" (Пс.48:12,14,17,18). Земная жизнь быстротекуща и неустойчива. Ныне человек возделывает землю, а завтра она достанется другому. Он может обладать великолепными дворцами и несметным богатством, а потом в одночасье лишается всех своих благ и привилегий. Ради спасения людских душ, псалмопевец хочет напомнить, что смерть - неизбежный удел человека и поэтому чрезмерная привязанность к материальному обогащению и вера в несокрушимость земных сокровищ есть жалкое и болезненное сомообольщение. Посмертная участь людей нечестивых и легкомысленных - мрачный шеол, хранилище души в преисподней. Иная доля ожидает праведника,- Бог избавит душу его от темницы и одарит вечным блаженством. Дурной пример заразителен. Легко потянуться во след нечестивых. Хорошо зная порочные свойства человеческой природы, псалмопевцы зовут к очищению от завистливых мыслей и недобрых чувств: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут" (Пс.36:1-2). В чем видят смысл жизни псалмопевцы? Какое занятие более всего облагораживает человека? "Уповай на Господа и делай добро;- учат они,- живи на земле и храни Истину!" (Пс.36:3). Жить для Бога, подчиняя плоть духу,- вот цель жизни, достойная человека. Праведники - строители Богоподобной жизни. Счастье не в том, чтобы достигать власти и внешнего величия, оно в служении великим Истинам. Творец Вселенной каждому поручает особую работу. Это дело может быть неприметным для глаз окружающих, но оно одобряется Богом и приносит плоды добра и правды. "Торопитесь делать добро!"- завещал доктор Федор Петрович Гааз, посвятивший свою жизнь делам благотворительности в российских больницах и тюрьмах. Деятельность всемирной христианской миссии милосердия "Тавифа" была вдохновлена евангельским рассказом о женщине, жившей на берегу Средиземного моря. Бог воспламенил ее сердце любовью к ближним. Она захотела прославить Бога добрыми делами. Тавифа обнаружила в себе только один дар. Она умела искусно шить. Отыскивая бедных и нуждающихся, эта христианка стала изготавливать для них одежду. Через ее труд по всей Иопии разнеслась весть о Боге, Который ничтожное и малое превращает в драгоценное и великое. Она сделала все, что смогла и тем самым оставила след добра, ставший примером для всех подвижников благочестия на все времена.

Псалмопевцы ни в коей мере не отождествляют усердные добрые дела с повседневной суетой. Суета - тормоз для внутреннего духовного развития и препятствие в построении твердого фундамента жизни. "И погубил дни их в суете,- горестно восклицает псалмопевец,- и лета в смятении" (Пс.77:33). Человек, охваченный лихорадкой суеты, забывает Бога, не замечает ближнего, равнодушно проскакивает мимо красот окружающей природы. Господь Бог создал человека со свободной волей. Он предоставил Своему созданию право на самоопределение. Младший сын, как повествуется в одной из притч Христа, покидает отчий дом, добровольно избирая порочный образ жизни. Изрекает ли отец угрозы и проклятия по поводу неразумного решения сына? Нет. Он скорбит молча. Но настает час, и сын все-таки возвращается с покаянием. И кается он не из-за страха наказания, а от любви к отцу, который дни и ночи терпеливо ожидал его появления. Испив до дна горькую чашу греха и порока, сын на собственном опыте убеждается в том, что силы молодости расточил безрассудно и напрасно. Свобода выбора - величайший дар, но и большая ответственность. Вместо обращения к Живому и Истинному Богу, человек может начать поклоняться ложным богам. Любостяжание, сребролюбие, слава человеческая - эти кумиры способны закабалить душу до полного умерщвления.

Оригинальные средства информации, скоростной транспорт, сложнейшие машины и приборы - все это изобрел пытливый ум человека. И только одна наука находится все еще на уровне каменного века - наука жизни. Как научиться жить в мире и согласии? Как победить своекорыстие и эгоизм? Если цель жизни не простирается за пределы земного бытия, то и жизнь на земле становится никчемной и невыносимой. Люди начинают угрызать и съедать друг друга. Таков печальный опыт истории и современности. Почему в обществе так много суеты и очень мало жизни? Почему наплыв всесторонних знаний не восполняет нам недостаток мудрости? Отрыв от Источника Жизни, забвение Божьих заповедей, небрежение о душе измельчает личность, делает ее ограниченной и невосприимчивой к голосу вечности. Поэтому авторы Библейских книг и составителя Псалтири призывает суетное человечество остановиться, подумать о Боге, о душе, о ближнем, отыскать добрый путь и следовать по нему.

Не случайно в Древней Руси Псалтирь использовалась как главная учебная книга. Ее изучали дети, священники, люди всех возрастов, сословий и званий. Освоивший Псалтирь считался грамотным книжным человеком. В народе Псалтирь называли "подорожной книжицей", так как любители духовного просвещения и Божественной мудрости не расставались с ней и во время путешествий. Иностранный посол Рейтенфельдс, приезжавший в Москву в 1670 году, записал свои наблюдения о чисто русской привычке царя Алексея Михайловича: "Употребляя большую часть дня на дела государственные, немало также занимается благочестивыми упражнениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного пророка". Умение подниматься над суетой земли, избегать служения делам злым и беззаконным, непрестанно возносить к Богу душу свою,- этот духовный опыт, позволяющий нам обрести полноту бытия, оставили на страницах Псалтири древние учителя жизни.

Попов Владимир Александрович. г.Тамбов.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz