[Главная страница][Оглавление]

КТО И КОГДА БЫЛ В ПОКОЕ

Последовали также и женщины,  пришедшие с Иисусом из Галилеи,  и смотрели гроб,  и, как полагалось Тело Его;  возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покое по заповеди.

 (Лук.23.55-56).

 

Так заканчивает  Евангелист  Лука  свое повествование о величайшей трагедии, случившейся с родом человеческим; Иисус Христос, Сын Божий, умер на кресте и погребен во гробе.

Закончилась пятница  перед  "последним   великим   днем праздника" (Иоанн.7:37) – отданием Пасхи Еврейской. Наступила "суббота покоя" (Лев.23:3).

Кто же был,  действительно,  в этот день в покое, и для кого он был великим днем праздника?

Можно предположить,  что  те,  кому Иисус сказал:  "ваш отец диавол" (Иоанн.8:44), и в особенности первосвященники  и фарисеи,  которые  были  врагами  Его в продолжение всех лет служения Его,  праздновали эту субботу и были в  покое.  Они добились своего:  сколько им хотелось,  издевались, насмехались,  плевали,  били Иисуса и, надругавшись, над Ним, предали Его  позорнейшей  и мучительной смерти на Голгофском кресте; теперь Он мертв и погребен во гробе, а поэтому, казалось, им вполне можно было успокоиться.

Однако, из повествований Евангелистов видно, что вместо покоя  ими овладела тревога.  Они знали и видели,  как Иисус воскресил сына вдовы Наинской (Лук.7:11-16), дочь начальника синагоги Иаира (Лук.9:41-42 и 49-55),  и,  наконец,  Лазаря, бывшего четыре дня во гробе (Иоанн.11:38-44).  Поэтому покой и торжество их разрушала мысль:  а что если Он, действительно,  как говорил, в третий день воскреснет? Не побьет ли нас народ камнями за то, что мы распяли Его?

И вот,  вместо того, чтобы, как полагалось по заповеди, в субботу идти в храм,  принести положенные по закону утренние ежедневные,  субботние и  праздничные  жертвы,  провести "священное  собрание" (Лев.23:8),  они "собрались к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну"; итак прикажи охранять гроб до третьего дня,  чтоб ученики Его,  пришедши ночью,  не украли Его и не сказали народу: "воскрес из мертвых"; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу,  и  приложили  к  камню  печать" (Мф.27:63-66).

Итак, враги Иисуса Христа не имели в эту субботу покоя и не дали покоя ни Пилату, ни воинам Римским, которых поставили охранять гроб.

Если зависть, ненависть, злоба и боязнь за свою карьеру лишили врагов Иисуса Христа покоя в эту субботу,  то безмерное  горе  об утрате Его лишили покоя Его близких,  друзей и учеников.  О каком покое можно говорить   для матери  Иисуса Марии, которая накануне, в течение нескольких часов  смотрела и видела страшные муки, агонию и смерть своего Сына, первенца, Который умер позорной смертью на кресте вместе с разбойниками? Она, быть может, хотела бы, хоть немного, забыться,  занявшись каким-либо делом;  но заповедь запрещала это. "Никакой работы не должно делать в них (в дни покоя); только что есть каждому, одно то можно делать вам" (Исх.12:16). Однако при таком великом горе она едва ли могла принимать  пищу. Каким же бесконечно долгим показался ей этот день вынужденного "покоя"!

Жены -  мироносицы,  по свидетельству Евангелиста Луки, "в субботу остались в покое по заповеди" (Лук.23:56).  Купив "ароматы,  чтобы идти помазать Его (Марк.16:1), они не пошли в субботу,  а остались дома по заповеди. Поэтому они не знали,  что  у гроба поставлена стража,  что на камень положена печать,  и никто уже не может войти в гроб,  чтобы  помазать Его.  Поэтому   все время ими владела тревога,  "кто отвалит нам камень от гроба?" (Марк.16:3). Таким образом, вместо покоя ими владела тревога.

Ученики Его также не были в покое.  Они собрались в одном   доме,   заперли   двери   "из   опасения   от  Иудеев" (Иоанн.20:19) и в страхе и тревоге провели не только  субботу,  но и часть следующего,  первого дня.  Таким образом, ни враги, ни близкие, ни друзья и ученики не были в покое в эту знаменательную субботу.

Итак, остались две главные личности, которые могли быть в эту субботу в покое:  дьявол, который накануне одержал некоторую победу,  убив Иисуса Христа на кресте,  и потому мог радоваться,  торжествовать  и  быть  в покое;  и Иисус Христос, Который "успокоился от  трудов  Своих"  (Откр.14:13)  во гробе.  "Великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною" (Откр.12:9),  ужалил "семя жены в пяту"  (Быт.3:15) своим жалом смерти – грехами всего мира,  пронзив Его руки и ноги гвоздями Голгофского креста.  "Имеющий державу  смерти" (Евр.2:14) убил Иисуса Христа и смерть торжествовала.  Однако, "семя жены" еще не выполнило слово Божие: "оно будет поражать тебя в голову",  поэтому   сражение, начатое в Гефсиманском саду, не окончилось смертью на Голгофском кресте,  но продолжалось  и  в субботу приобрело решающее значение.  Эта битва закончилась рано на рассвете первого дня полной  победой Иисуса Христа.  Он вырвал жало смерти – грехи всего мира и "вознес Телом Своим на древо" (1 Петра 2:24), расторг "узы смерти,  потому  что  ей  невозможно было удержать Его (Деян.2:24),  и воскрес, поразив змия в голову, в его державу – смерть.

 Наступило утро первого дня.  Но и  в  этот  день  враги Христа не обрели покоя.  "Некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись  со старейшинами и сделавши совещание" (Матф.28:11-12), как скрыть воскресение Иисуса Христа, обмануть народ и избежать его гнева за их деяния.

Для близких,  друзей и учеников Иисуса Христа наступило предсказанное  пророком  Исаией "исцеление сокрушенных сердцем" (Исаия 61:1).  При виде воскресшего Иисуса  Христа  они получили "вместо плача – елей радости" (Исаия 61:3).  "С радостью великою" (Матф.28:8) побежали жены - мироносицы  возвещать о воскресении их Учителя; и "Иисус встретил их и сказал: радуйтесь" (Матф.28:9).

Радость матери Марии невозможно представить.  Вот когда для нее и для всех друзей и учеников Его наступил  подлинный ПОКОЙ. Вот когда они от всего сердца могли исполнить повеление Божие:  "веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" (Втор.16:14).

Праздник этот был таким радостным, что ученики не могли забыть его,  ибо в этот день они получили свободу от греха и смерти,  получили оправдание,  обрели победу. Ибо, по словам Ап. Павла, "если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли" (1 Кор.15:18).  Поэтому, "после восьми дней", в первый день недели  "опять  были  в  доме  ученики  Его  и  Фома  с  ними" (Иоанн.20:26). Они снова собрались, чтобы вместе порадоваться и отпраздновать этот великий день,  который еще в  начале Своих творений "сотворил Господь" для того,  чтобы "возрадоваться и возвеселиться в оный"  (Пс.117:24).  И  подтверждая эту радость, Иисус Христос снова пришел к ним.

Во исполнение  слова  Христа  "РАДУЙТЕСЬ",  ученики   и впредь  стали  собираться  и праздновать этот знаменательный день.  Апостол Иоанн, спустя несколько лет, будучи сослан на остров Патмос,  отмечал этот день,  "был в духе в день воскресный" (Откр.1:10) и получил откровение,  которое и записал в своей книге.

Ученики в Троаде в первый  день  недели  собрались  для преломления хлеба (Деян.20:7). Ап. Павел установил в церквах Галатийских порядок, при котором в первый день недели, когда собирались ученики, они откладывали у себя пожертвования для помощи Иерусалимской церкви (1 Кор.16:1-3).

И в  настоящее время все,  кто получил во Христе Иисусе оправдание и прощение грехов,  радуются и веселятся в первый день недели,  который в русском языке наименован днем "ВОСКРЕСЕНИЯ" Иисуса Христа.  И теперь, по повелению Его, по примеру Апостолов и первых Христианских церквей, празднуют этот день.

По пророчеству  Исаии,  да  скажет каждый из нас в этот день:  "славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил  гнев  Твой и утешил меня" (Исаия 12:1),  и вместе с Ап. Павлом воскликнем: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!"

Аминь.

Петров Петр Александрович. г. Воронеж.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz