[Главная страница][Оглавление]

ВОЙТИ В ПОКОЙ ЕГО

"Живущий под кровом Всевышнего  под  сенью Всемогущего покоится".

Пс.90.1.

"Он покоит меня на злачных пажитях и  во­дит меня к водам тихим".

Пс.22.2.

Апостол Павел в Послании к Евреям в 4 главе пишет: "По­сему будем опасаться,  чтобы,  когда еще остается обетование войти в покой Его,  не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой;  хотя дела Его были совершены еще  в начале мира.  Ибо негде сказано о седьмом дне так:  и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих (Быт.2.2).  И еще здесь:  не войдут в покой Мой.  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в не­го за непокорность,  то еще определяет некоторый день, ныне, говоря чрез Давида,  после столь долгого времени,  как  выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не бы­ло бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, пос­тараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр.4.1-11).

Ветхозаветный народ Израильский не вошел в покой Его за неверие и непокорность,  и Бог, через Давида, определяет еще некоторый день,  ныне. Здесь говорится о временах благодати, которые  должны были совершиться во Христе.  О рождении Сына Божия в мире ангел Господень возвестил пастухам великую  ра­дость,  которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в го­роде  Давидовом  Спаситель,  Который  есть  Христос  Господь (Лук.2.10-11).  С  пришествием в мир Господа Иисуса Христа и излитием Духа Святого на верующих,  начинается новое  творение. Человек, павший через грех, восстает через Новое творение,  через рождение свыше от Духа в образ Сына Божия. Как сказано в Откровении Иоанна:  "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое"  (Откр.21.5).  И  Ап.  Павел  говорит: "Итак,  кто во Христе,  тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор.5.17).

И как в начале творения сказал Бог:  да будет свет; и стал... и отделил Бог свет от тьмы; и назвал Бог свет днем,  а тьму ночью (Быт.1.3-5); так и Христос, придя  в  мир, говорит:  "Я свет миру;  кто последует за Мною,  тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоанн.8.12). Христос был свет, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Он был Свет истинный, который просвещает всякого  человека,  приходящего в мир (Иоанн.1.9).  И пророк Малахия предвещал о новом дне:    для  вас,  благоговеющие пред именем Моим,  взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его. (Мал.4.2). И Христос сказал ученикам Своим: "Мне должно делать  дела  Пославшего  Меня,  доколе есть день;  приходит ночь,  когда никто не может делать" (Иоанн.9.4). И Ап. Павел говорит:  "Ночь прошла,  а день приблизился:  итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.  Как днем будем  вес себя..." (Рим.13.12-14).  И еще:  "Ибо все вы - сыны света и дня:  мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак не будем спать, как и прочие,  но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью.  Мы же,  будучи  сынами дня, да трезвимся" (1Фес.5.5-8). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2Кор.6.2). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117.24). Вот о каком дне говорил Давид.  И тот, кто будет сыном это дня,  тот  войдет в покой Его.  И ветхозаветному народу бы установлена Богом суббота - покой.  Ибо  сказано:    шее дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился" (Исх.31.17). И потому было заповедано: "Шесть дней пусть делают дела,  а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу:  всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти (Исх.31.15).  Народ должен был соблюдать, хранить и святить день субботний,  который для верующих  Нового Завета есть образ покоя Небесного. И Ап. Павел в разбираемом нами послании к Евреям говорит: "Ибо негде сказано о седьмом дне  так:  и  почил Бог в день седьмый от всех дел Своих". В русском переводе Библии слово "почил" употребляется  в  различных смыслах. Во-первых слово "почил" понимается как покоился, как  сказано:    шесть  дней сотворил Господь небо землю,  а в день  седьмый  почил  и  покоился"  (Исх.31.17 Во-вторых это слово понимается как спать,  например:  "Тогда, приходит к ученикам Своим и говорит им:  вы все еще спите почиваете..."  (Матф.26.45).  Так  же в некоторых местах Св. Писания слово "почил" употребляется в смысле "умер",  например:  при  побиении  Стефана камнями,  он "преклонив коленена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие,  почил (Деян.7.60). Еще слово "почил" употреблено в описании излития Св. Духа на верующих: "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян.2.3).

Естественно возникает вопрос,  как понимать слово  "почил",  которое написано в Книге Бытие 2 гл. 2 ст. Если понимать,  что Бог отдыхал или заснул после дел Своих, то в других местах Св. Писания мы читаем: "Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли,  не  утомляется  и не изнемогает?  разум Его неисследим" (Исаия 40.28); и еще: "не дремлет и не спит хранящий Израиля" (Пс.120.4). О Своей же творческой деятельности Бог чрез про­рока Исаию говорит:  "Ибо вот,  Я творю новое небо  и  новую землю...  Я  творю  Иерусалим веселием и народ его радостью" (Ис.  65.17-18).  И еще:  "И сказал Сидящий на престоле: се, творю  все новое" (Откр.21.5). 

Израильским же народом и его руководителями, священниками и фарисеями празднование суббо­ты (покоя) понималось как простое воздержание от всякой дея­тельности, от малейшей затраты физических и духовных усилий. Это превращало праздник и сопутствующее ему  богослужение в мертвое состояние нравственной бездеятельности, безразличной как к добру,  так и ко злу.  Мы видим это на примере,  когда Христос в субботу в синагоге исцелил человека,  имевшего ис­сохшую руку.  Он спросил  бывших  там  фарисеев  и  иродиан: "Должно ли в субботу добро делать...? душу спасти, или погу­бить?  Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их,  говорит тому человеку:  протяни руку твою...  Фарисеи,  выйдя,  немедленно составили с иродианами совещание  против  Него,  как бы погубить Его" (Марк 3.1-6). Они не понимали того, что в покой Божий нужно войти и прибы­вать  в нем не путем отказа от любой деятельности,  а напро­тив, путем активного делания добра, движимого верой и послу­шанием воле Божией; как и Ап. Павел говорит: "Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих" (Евр.4.10). За то, что Иисус творил дела милосердия и любви человекам именно в субботу, Иудеи осуждали Его и гово­рили Ему,  что есть шесть дней, в которые можно делать дела, а не в день субботы  (покоя)  (Лук.13.14).    стали  Иудеи гнать  Иисуса  и искали убить Его за то,  что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорит им: Отец Мой доныне делает, и  Я  делаю" (Иоанн.5.16-17).  Эти слова Иисуса были для них неожиданными и непонятными. 

Иудеи в своих обвинениях на Ии­суса ссылались на слова Моисея (Быт.2,2;Исх.20.10),  где го­ворится,  что Бог почил в седьмой день от всех дел Своих,  и что Он освятил его, дабы человек в этот день успокаивался от своих трудов.  Христос же говорит им, что покой Божий нельзя понимать в смысле совершенной бездеятельности, напротив, Бог непрерывно продолжает Свою деятельность,  сохраняя творение, давая всему жизнь,  дыхание и все (Деян.17.25),  а также совершает спасение людей,  творя "новое небо  и  новую  землю" (Исаия 65.17). Только таким образом Бог покоится в Своей де­ятельности и действует в Своем покое.  Празднование  субботы должно  собирать и направлять к внутреннему единству дух че­ловека, чтобы привести его к полезной для души деятельности, творящей  дела  Божии  для  блага ближних.  Потому и говорит Христос:  "суббота для человека,  а не человек для  субботы; посему  Сын  Человеческий  есть  господин  и субботы" (Марк. 2.27-28).  Если бы кто постоянно имел  такое  сосредоточение своей воли на духовных предметах и творил благо людям подоб­но Отцу Небесному и хранил это постоянно,  то такой  человек постоянно  праздновал бы субботу, и ничего не нарушало бы его внутреннего покоя. Но как вечный покой Божий является посто­янной деятельностью ко благу людей, так и для человека веру­ющего,  покой субботний должен быть по примеру Бога и Христа постоянной  деятельностью  ко благу ближних:  "Только в Боге успокаивается душа моя" (Пс.61.2).  А "душа надменная не ус­покоится" (Авак.2.4).  Потому и призывает Христос:  "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,  и  Я  успокою  вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен   сердцем,   и    найдете    покой    душам    вашим" (Матф.11.28-29).  Только в духе любви Христовой сердце обре­тает покой.  Но сам покой Божий  есть  напряженная  деятель­ность, когда воля Божия и воля человека движутся и действуют согласованно в любви и в одном направлении. Тогда самое уди­вительное,  что покой и движение становятся одно и то же. Из законов физики мы знаем,  что два тела покоятся относительно друг друга,  если движутся в одинаковом направлении с одина­ковой скоростью.

Итак, уже здесь верующие входят в покой Его, который бу­дет продолжаться и в вечности, как сказано:  "Блаженны мерт­вые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр.14.13). А те,  которые не поклонялись Отцу в духе и истине, а поклоня­лись зверю и образу его,  те примут вечные мучения и "не бу­дут иметь покоя ни днем, ни ночью..." (Откр.14.9-11).

Тикунов В.А.

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz