[Главная страница][Оглавление]

ОБ ИСКУШЕНИИ

Как мы знаем из Евангелия, после совершения Иисусом Христом обряда иоаннового крещения и свидетельства Бога о Нём: "ТЫ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, В КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ" (Марк.1.11). Христос был в пустыне.

Чтобы приготовить Себя к великому и трудному подвигу и для беседы с Богом Отцом Иисус искал уединения. И вот от вод реки Иордан Он был взят или "уведен" Духом в пустыню. "НЕМЕДЛЕННО ПОСЛЕ ТОГО ДУХ ВЕДЕТ ЕГО В ПУСТЫНЮ" (Марк.1.12). Там Он был со зверями, и они не сделали Ему вреда. По Слову: "НА АСПИДА И ВАСИЛИСКА НАСТУПИШЬ, ПОПИРАТЬ БУДЕШЬ ЛЬВА И ДРАКОНА" (Пс.90.13). Обещанное исполнилось как на Сыне Божием, так и на многих верных сынах Его - история Церкви знает тому много примеров.

Господь пробыл в пустыне сорок дней, - число знаменательное: 40 дней оставался Моисей на горе Синайской, сорок дней пробыл пророк Илия в пустыне. В течении всех сорока дней "ОН БЫЛ ИСКУШАЕМ ОТ ДИАВОЛА И НИЧЕГО НЕ ЕЛ В ЭТИ ДНИ, А ПО ПРОШЕСТВИИ ИХ НАПОСЛЕДОК ВЗАЛКАЛ" (Лук.4.2), т. е. почувствовал голод.

Наступило время искушения. Спаситель начал Свою битву с силой злобы и тьмы.

Мы веруем, что Господь наш Иисус Христос есть безгрешный Агнец Божий без пятна и порока. Но не должны забывать, что "ХОТЯ ОН И СЫН. ОДНЙКО СТРАДАНИЯМИ НАВЫК К ПОСЛУШАНИЮ (Евр.5.8), что "МЫ ИМЕЕМ НЕ ТАКОГО ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ СОСТРАДАТЬ НИМ В НЕМОЩАХ НАШИХ. НО КОТОРЫЙ, ПОДОБНО НАМ, ИСКУШЕН ВО   ВСЕМ, КРОМЕ ГРЕХА" (Евр.4.15), то есть не должны забы­вать, что наш Господь – "ЧЕЛОВЕК   ИИСУС ХРИСТОС" (1 Тимоф.2.5). Значит Христос, как Человек, был искушаем, и борьба с дьяво­лом не могла даваться Ему легко. Иначе, какое поучительство будет иметь для нас событие искушения Иисуса? Какой пример из этого может верующий человек извлечь для себя?

Итак, Христос был искушаем. Наш Спаситель стал совершенным через страдания - "ИБО, КАК САМ ОН ПРЕТЕРПЕЛ, БЫВ ИСКУШЕН. ТО МОЖЕТ И ИСКУШЙЕМЫМ ПОМОЧЬ" (Евр.2,18). В течение всей Своей жизни Он не был свободен от искушений. Ап. [Евангелист, поправка редактора web] Лука говорит: "И, ОКОНЧИВ ВСЕ ИСКУШЕНИЕ, ДИАВОЛ ОТОШЕЛ ОТ НЕГО   ДО   ВРЕМЕНИ" (Лук.4. 13).

"И СКАЗАЛ ЕМУ ДИАВОЛ: ЕСЛИ ТЫ СЫН БОЖИЙ, ТО ВЕЛИ ЭТОМУ КАМНЮ СДЕЛАТЬСЯ ХЛЕБОМ" (Лук.4.3) - так начал свое дело искуситель. Это бы­ло искушение чувств, обращение к низшим, но сильным потребностям природы человеческого тела, которые у него одинаковы со всеми жи­вотными. Израиль почувствовал голод в пустыне, и в этой крайней нужде Господь напитал его манной небесной. Ангел указал блуждающей Агари источник: Ангел указал пищу голодному Илии. Почему же Сын Божий не может достать Сам Себе пищу в пустыне?

Как глубока мудрость ответа Иисуса. "ИИСУС СКАЗАЛ В ОТВЕТ: НАПИСАНО, ЧТО НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ БОЖИЕМ" (Лук.4.4). Эти же слова в первый раз сказал Господь через Мо­исея народу Израильскому (Второзак.8.3).

Мы отсюда поучаемся: кто воображает, что живет одним хлебом, кто ставит хлеб главной целью жизни, тот, не стараясь найти для себя божественной пищи, погибнет с голоду среди изобилия материальных благ. Но кто знает, что человек живет не одним хлебом, тот, даже для спасения временной земной жизни, не утратит того, что делает жизнь драгоценной: тот будет верить, что, исполняя только свой долг, получит от Бога всё необходимое для поддержания тела, которое Он сотворил, тот будет искать хлеба небесного и той живой воды, пивший которую не возжаждет вовек (Иоан.4.14).

Таким образом Иисус отверг первое искушение и победил выражением безвозвратной надежды на Бога.

"ПОТОМ БЕРЕТ ЕГО ДИАВОЛ В СВЯТЫЙ ГОРОД И ПОСТАВЛЯЕТ ЕГО НА КРЫЛЕ ХРАМА, И ГОВОРИТ ЕМУ: ЕСЛИ ТЫ СЫН БОЖИЙ, БРОСЬСЯ ВНИЗ" (Матф.4. 5-6). Для возбуждения гордости в Иисусе, дьявол опять требует от Господа доказательства Его происхождения, божественной власти и природы. "ИБО НАПИСАНО: АНГЕЛАМ СВОИМ ЗАПОВЕДАЕТ О ТЕБЕ, И НА РУКАХ ПОНЕСУТ ТЕБЯ, ДА НЕ ПРЕТКНЕШСЯ О КАМЕНЬ НОГОЮ ТВОЕЮ" (Матф.4.б). Дьявол требует: докажи Сам на деле Твоё упование и надежду на Бога. Второе искушение обращено не к природным потребностям, как первое, а к духовному состоянии Христа.

Но как спокоен был простой ответ Христа: "НАПИСАНО ТАКЖЕ: НЕ ИСКУШАЙ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО" (Матф.4.7). Эти слова приведены из Второ­закония, глава 6, стих 16: "НЕ ИСКУШАЙТЕ ГОСПОДА БОГА ВАШЕГО КАК ВЫ ИСКУШЙЛИ ЕГО В МАССЕ".

Итак, из слов Спасителя вытекает, что человек не должен испытывать до конца божественную волю; что он не должен дерзать на все, с уве­ренностью, что Бог всё сделает для него; что он не должен требовать или просить чудесного, божественного вмешательства во все свои соб­ственные планы и самодурства; что человек не должен подвергать си­лу и власть Бога испытанию, чтобы удостовериться в Его и их сущест­вовании. Если мы с вами, дорогие братья и сестры, избрали себе "ПУТЬ НОВЫЙ И ЖИВОЙ" (Евр.10.19-20). То должны возложить на Бога все свое упование. Искуситель ещё прародителям нашим Адаму и Еве нашептал: "ВЫ БУДЕТЕ, КАК БОГИ" (Быт.3.5), – так до сих пор каждый из нас продолжает слышать этот шепот. Великая сила должна быть у человека, чтобы не поддаться искушению и не возомнить себя "богом". Но если мы найдем в себе силу, то сбудутся слова, которые дьявол пропустил из 90 псалма: "ТЫ БУДЕШЬ СОХРАНЕН ВО ВСЕХ ПУТЯХ ТВОИХ" (стих 11).

Искуситель потерпел второе поражение от Иисуса Христа и приступил к третьему, последнему.

"ОПЯТЬ БЕРЕТ ЕГО ДИАВОЛ НА ВЕСЬМА ВЫСОКУЮ ГОРУ И ПОКАЗЫВАЕТ ЕМУ ВСЕ ЦАРСТВА МИРА И СЛАВУ ИХ" (Матф.4,8), и, как князь мира, предла­гает Тому, кто после рождения был положен в пастушеские ясли и тридцать лет провел в доме бедного плотника: "ВСЕ ЭТО ДАМ ТЕБЕ, ЕСЛИ, ПАВ, ПОКЛОНИШЬСЯ МНЕ" (Матф.4.9). Диавол прельщал Иисуса "царствами мира и славой их", нас этим не прельщает. Но довольно ему поставить нас у окна нашего дома и пообещать нам то, что мы ви­дим – устоим ли мы? Как часто не за царство, а за какую-нибудь ме­лочь мы сами ищем искусителя и издалека кланяемся ему, продаемся задешево. Ничтожная монета, пара сапог, сиюминутная выгода бросает нас на колени перед тем, кому Иисус ответил: "ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ. САТАНА" (Матф.4.10) и еще "КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЕТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ?" (Матф.16.26). Хочу напомнить вам, братья и сестры, два исторических имени: Сталин и Гитлер. Сколькими странами-царствами они обладали, сколько миллионов людей славили их имена? Где сейчас они? Не знаем промысел Божий, но знаем, что и при земной своей жизни они были несчастными людьми. Так грустно и печально оканчивается греховное, собирание имущества богатыми и вла­дыками. Кто стал наследником Царства Небесного, тот становится гос­подином огромного мира. Царство Божие там, где нет ни малейшего по­добия ни власти мира, ни даров сатаны. Наследником и "гражданином" этого Царства может стать тот, чья душа при всяком искушении может повторить ответ Иисуса сатане: "ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, САТАНА, ИБО НАПИСАНО: ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЙСЯ И ЕМУ ОДНОМУ СЛУЖИ" (Матф.4.10). И далее: "ТОГДА ОСТАВЛЯЕТ ЕГО ДИАВОЛ ..." (Матф.4.11).

Таким образом Иисус явился победителем в борьбе с сатаной. Какое оружие было у Христа в этой борьбе? Самоотвержение. Почему в момент, когда "приступил к нему искуситель", т.е. в на­чале борьбы, Христос не сказал "отойди от Меня"? Чтобы дать нам наглядный пример, указать путь к победе над дьяволом – путь Слова, т.к. во всех трех Своих ответах Иисус обращается к Слову.

И здесь мы видим ещё один пример Иисуса Христа – пример скромнос­ти. Два раза говорит искуситель: "если Ты Сын Божий ..." и Христос не отвечает: "Да. Я - Сын Божий", хотя "ОН, БУДУЧИ ОБРАЗОМ БОЖИИМ НЕ ПОЧИТАЛ ХИЩЕНИЕМ БЫТЬ РАВНЫМ БОГУ" (Филип.2.6). Христос, зная, что Он Сын Божий, не поддался на искушение "если ..." и отвечал как "ЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС" (1 Тимоф.2.5). Поэтому и "ОСТАВЛЯЕТ ЕГО ДИ­АВОЛ", поэтому "И, СЕ, АНГЕЛЫ ПРИСТУПИЛИ И СЛУЖИЛИ ЕМУ (Матф.4.11). Будем непрестанно просить Господа нашего Иисуса Христа: "И НЕ ВВЕДИ НАС В ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО" (Луки.11,41), присоеди­ним и наши голоса к хору Ангелов, славящих Бога:

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу ! Аминь.

Немакин Р.Н.

 

 

[Главная страница][Оглавление]

Хостинг от uCoz